Древний механизм найденный на греческом корабле. Древний компьютер, который обогнал время. Древние перуанцы могли размягчать камни

15 удивительных фактов об Антикитерском механизме. Это самый загадочный в мире механизм.

Антикитерский механизм, найденный на морском дне в начале прошлого века, пролежал в витрине музея полвека, пока на него не обратил внимание Дерек Прайс. Недавно исследователи, принимавшие участник в научном проекте «Исследование Антикитерского механизма» рассказали новые любопытные факты об этом необычном устройстве.

1. Механизм был найден на месте кораблекрушения римской эпохи

Название расположенного в Эгейском море между материковой Грецией и Критом острова Антикитера буквально означает «противоположность Китере» - другого, гораздо большего острова. Судно, которое сегодня считается римским, затонуло недалеко от побережья острова в середине 1-го века нашей эры. На его борту было найдено огромное количество артефактов.

2. Находка ценой жизни

В 1900 году греческие водолазы, которые искали морские губки на дне, нашли на глубине почти 60 метров останки кораблекрушения. Водолазное снаряжение на то время представляло собой полотняные костюмы и медные шлемы.
Когда первый ныряльщик поднялся на поверхность и рассказал о том, что он увидел на морском дне место кораблекрушения и множество «разлагающихся трупов лошадей» (которые потом оказались бронзовыми статуями, покрытыми слоем морских организмов), капитан предположил, что водолаз отравился азотом во время пребывания под водой. Позже разведочные работы летом 1901 года привели к гибели одного водолаза и параличу от декомпрессионной болезни еще двух.

3. Виновники кораблекрушения

Астрофизик в Афинском университете Ксенофонт Муссас выдвинул в 2006 году теорию, что судно, на котором был найден механизм, возможно, направлялось в Рим в рамках триумфального парада императора Юлия Цезаря в 1 - ом столетии нашей эры. Другая теория гласит, что судно перевозило награбленные ценности римского генерала Суллы из Афин в 87-86 до н.э.
В тот же период времени известный римский оратор Марк Туллий Цицерон упоминал механический планетарий под названием «сфера Архимеда», который демонстрировал, как Солнце, Луна и планеты двигаются по отношению к Земле. Более поздние исследования, однако, свидетельствуют о том, что судно, возможно, шло в Рим из Турции.

4. Значение механизма было неизвестно в течение 75 лет

Уникальный объект из бронзы и дерева был найден на корабле рядом со скульптурами, монетами, изделиями из стекла и керамики. Поскольку все другие артефакты казались более достойными сохранения, механизм фактически игнорировали до 1951 года. После еще двух десятилетий исследований, первый отчет об Антикитерском механизме был опубликован в 1974 году физиком и историком Дереком де Прайсом. Но работа Прайса была незаконченной, когда он умер в 1983 году, и тогда еще не было выяснено, как устройство на самом деле работает.

5. Жак Ив Кусто и Ричард Фейнман восхищались механизмом

Знаменитый морской исследователь Жак-Ив Кусто и его команда опускались на дно на месте Антикитерского кораблекрушения в 1976 году, вскоре после первичной публикации Прайса. Они нашли монеты 1-го столетия нашей эры и несколько более мелких бронзовых частей механизма.
Несколько лет спустя физик Ричард Фейнман посетил Национальный музей в Афинах. Фейнман был совершенно разочарован музеем в целом, но написал впоследствии, что Антикитерский механизм был «совершенно странной, почти невозможной… машиной с зубчатыми передачами, очень похожий на современный часовой механизм».

6. Это первый известный прообраз компьютера

Задолго до изобретения цифровой вычислительной машины, несомненно, существовали аналоговые компьютеры. Они по сути варьировались от механических вспомогательных средств до устройств, которые могли предсказать приливы. Антикитерский механизм, который был разработан для расчета дат и предсказания астрономических явлений, поэтому и был назван ранним аналоговым компьютером.

7. Механизм мог создать изобретатель тригонометрии

Гиппарх в первую очередь известен как древний астроном. Он родился на территории современной Турции в 190 г. до н.э., а работал и преподавал он в основном на острове Родос. Гиппарх был одним из первых мыслителей, кто предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, но он никогда не мог доказать это. Гиппарх создал первые тригонометрические таблицы, чтобы попытаться решить ряд астрономических вопросов, поэтому он известен как отец тригонометрии.
Из-за этих открытий, а также потому, что Цицерон упоминает о планетарном устройстве, которое было построено Посидонием (который стал руководителем школы Гиппарха на Родосе после его смерти), создание Антикитерского механизма часто приписывается Гиппарху. Новое исследование, однако, показало, что механизм создавали минимум двое разных людей, поэтому вполне возможно, что механизм был создан в мастерской.

8. Технология механизма была настолько сложной, что ничего сложнее не могли создать в течение почти 1500 лет



Механизм, состоящий из 37 бронзовых шестерен в деревянном контейнере, размером всего с обувную коробку, был весьма прогрессивным для своего времени. С помощью вращения ручек шестерни перемещались, вращая серию циферблатов и колец, на которых имеются надписи, а также обозначения греческих знаков зодиака и египетских календарных дней. Подобные астрономические часы не появлялись в Европе до 14-го века.

9. Механизм был создан для отслеживания различных событий и сезонов


Механизм отслеживал лунный календарь, предсказывал затмения и показывал положение и фазы Луны. С его помощью также отслеживались сезоны и древние фестивали, такие как Олимпийские игры. Благодаря лунному календарю люди могли рассчитывать оптимальные сроки для сельского хозяйства. Также изобретатель Антикитерского механизма предусмотрел два циферблата, которые вращались, показывая лунные и солнечные затмения.

10. В механизме есть «встроенное» руководство по эксплуатации



На бронзовой панели в задней части механизма изобретатель оставил либо инструкции по тому, как работает устройство, либо объяснение того, что видел пользователь. В надписях на греческом койне (наиболее распространенной форме древнего языка) упоминаются циклы, циферблаты и некоторые из функций механизма. Хотя текст не содержит конкретных указаний о том, как использовать механизм и предполагает некоторые предварительные знания астрономии, он все же помогает описать устройство.

11. Никто не знает, где и как использовался механизм

В то время как многие из функций механизма были выяснены, как и где он использовался, до сих пор неизвестно. Ученые думают, что он мог использоваться в храме или в школе, но он также мог принадлежать какой-то богатой семье.

12. Известно, где механизм был произведен



Благодаря использованию койне в многочисленных надписях на механизме несложно догадаться, что он был создан в Греции, которая была географически очень обширной на то время. Последний анализ надписей предполагает, что механизм мог отслеживать по крайней мере 42 различных календарных события.
На основании некоторых из упомянутых дат, исследователи вычислили, что создатель механизма, вероятно, находился на 35 градусе северной широты. В сочетании с упоминанием Цицерона с подобным устройстве в школе Посидония, это означает, что скорее всего Антикитерский механизм был создан на острове Родос.

13. Устройство также использовалось для гадания

Ученые из проекта «Исследование Антикитерского механизма» на основании сохранившихся 3400 греческих символов на устройстве (хотя из-за того, что артефакт сохранился неполным, не хватает еще многих тысяч символов) обнаружили, что механизм мог определять затмения. Поскольку греки относились к затмениям, как к хорошим или плохим предзнаменованиям, они могли на основании их предугадывать будущее.

14. Движение планет измерялось с точностью до 500 лет

В механизме есть указатели на Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурна, все из которых хорошо видны в небе, а также вращающийся шар, который показывает фазы Луны. Рабочие детали, с помощью которых работали эти указатели, исчезли, но текст на передней панели механизма подтверждает, что планетарное движение было математически очень точно смоделировано.

15. Фактически может быть два Антикитерских кораблекрушения

С времени того, как Кусто исследовал место кораблекрушения в середине 1970-х годов, было проделано очень мало работы в плане подводных археологических раскопок из-за глубины, на которой лежат останки корабля. В 2012 году морские археологи из Вудсхоулского океанографического института и Коллегии по делам подводных древностей при Министерстве культуры Греции снова спустились к затонувшему судну, используя новейшие акваланги. Они обнаружили массовые скопления амфор и других артефактов. Это означает, что либо римский корабль был значительно больше, чем считалось ранее, или рядом затоплен еще один корабль.

Антикитерский механизм — это самый древний аналог компьютера, который был поднят в 1901 году с древнего судна. Механическое устройство представляет из себя прибор, содержащий не менее 30 бронзовых шестерен в деревянном корпусе.

Антикитерский механизм использовался как астрономическое, метеорологическое, образовательное и картографическое устройство. На его передней и тыльной сторонах размещены бронзовые циферблаты со стрелками, которые, как позже выяснилось, использовались для расчета движения небесных тел. Прибор также способен определять даты 42 астрономических явлений, а также предсказывать цвет и размер солнечного затмения, по которому можно определить силу ветров на море. В древние времена основные функции антикитерского механизма заключались в определении положения Солнца и Луны, определении солнечных и лунных затмений, а также определении дат важнейших греческих игр, таких как Олимпиада, Наайские игры, Пифийские игры, Немейские игры и Истмийские игры.

Почему он так называется?

Название происходит от греческого острова Антикитера (греч. Αντικύθηρα), где было обнаружено судно и сам механизм. Произошло это 4 апреля 1900 года.

Сколько лет антикитерскому механизму и где он сейчас хранится?

Антикитерский механизм датируется приблизительно 100 годом до н. э. Специалисты пришли к выводу, что его мог изобрести Посидоний , астроном и философ с острова Родос, учитель Цицерона . Другие ученые предполагают, что первый аналог компьютера создал астроном Гиппарх.

Хранится механизм в Национальном археологическом музее в Афинах.

Фрагмент Антикитерского механизма, хранящийся в Национальном археологическом музее в Афинах. Фото:

Со времен возникновения цивилизации вплоть до начала индустриальной революции, люди для подъема предметов использовали силу своих мышц. Со временем организационные навыки и хитроумные механические изобретения позволили поднимать все более весомые грузы. Однако только с началом индустриальной революции произошел коренной перелом в области грузоподъемных механизмов, что позволило человечеству поднимать предметы, о которых они даже не мечтали ранее, затрачивая при этом минимум усилий.

На сегодняшний день наиболее распространенная грузоподъемность башенного крана, используемого в строительстве, составляет от 12 до 20 тонн. Для большинства строительных проектов древней истории, такой грузоподъемности будет совершенно недостаточно.

Египетские пирамиды, построенные в период от 2750 до 1500 г. до н.э. в большинстве своем состоят из камней весом 2-3 тонны, однако все эти конструкции держатся на каменных блоках весом более 50 тонн. Храм Амона-Ра в Карнаке имеет лабиринт из 134 колонн высотой 23 метра, которые в свою очередь являются опорами поперечных балок весом от 60 до 70 тонн каждая. 18 капитальных блоков колонны Траяна в Риме весят более 53 тонн, и они были подняты на высоту 34 метров. Храм римский Юпитер (Вакха) в Баальбеке содержит каменные блоки весом более 100 тонн, поднятые на высоту 19 метров. Сегодня, чтобы поднять груз весом от 50 до 100 тонн до этих высот понадобится предельно мощный кран.

Иногда, нашим предкам приходилось поднимать еще более тяжелые грузы. Купол мавзолея Теодориха Великого в Равенне (около 520 н. э.) — это 275-тонный каменный блок, который был поднят на высоту 10 метров. Храм в честь фараона Хефрена в Египте состоит из монолитных блоков весом до 425 тонн. Самый большой египетский обелиск весил более 500 тонн и имел высоту более 30 метров, в то время как крупнейший обелиск в Царстве Аксум в Эфиопии (4 век н. э.), поднятый на высоту 24 метра, весил 520 тонн. Колоссы Мемнона – две 700-тонные статуи были возведены на высоту 18 метров, а стены храма Юпитера в Баальбеке (1-й век до н. э.) содержат почти 30 монолитов весом от 300 до 750 тонн каждый. Только самые мощные современные краны могли бы поднимать камни этого веса.

Подъем строительных материалов до впечатляющих высот также не составлял особых проблем. Так, высота Александрийского маяка (3 век до н.э.) составила более 76 метров. Египетские пирамиды поднимаются до 147 метров. В средневековье около 80 крупных соборов и около 500 крупных церквей были построены с высотой до 160 метров. В настоящее время подъем груза на данные высоты недосягаем для большинства современных кранов, кроме самых последних топ-моделей гусеничных кранов.

Сила человеческого подъема

Учитывая тип кранов, которые потребовались бы сегодня для решения задач, описанных выше, удивляешься, как наши предки были способны поднять такие внушительные грузы без помощи сложных машин. Дело в том, что в их распоряжении были механизмы, принцип действия которых был схож с сегодняшними. Единственное отличие от современных кранов является то, что эти машины были приведены в действие с помощью людской силы вместо топлива или электрической энергии.

В принципе, нет никаких ограничений на вес, который люди могут поднять с помощью чистой мышечной силы. Также не существует ограничения на высоту, к которой этот груз можно поднять. Единственное преимущество современных подъемных механизмов – это высокая скорость подъема, и как следствие экономия времени. Конечно, это вовсе не означает, что один человек может поднять что угодно на любую высоту, или что мы можем поднять что-либо на любую высоту, просто используя достаточное количество людей вместе. Но начиная с 3 века до нашей эры, инженеры разработали ряд машин, которые значительно повысило подъемную силу человека или группы людей. Подъемные устройства использовались в основном для строительных нужд, но позже также применялись для погрузки и разгрузки товаров, для подъема паруса на судах, и для целей горной промышленности.

Первоначально скорость подъема машин была крайне низкой, в то время как количество живой силы, необходимой для работы, оставалось очень высоким. Однако к концу девятнадцатого века, непосредственно перед началом массовой эксплуатацией паросиловых машин, грузоподъемные механизмы стали столь тщательно продуманными, что один человек мог поднять 15-тонный груз в мгновение ока, используя только одну руку.

Пандусы и рычаги

Некоторые думают, что в распоряжении строителей Древнего Египта имелись сложные подъемно-транспортные машины, однако большинство историков заявляют, что египтяне использовали только самые простые подъемные устройства: наклонные плоскости (пандусы) и рычаги (принцип качелей). Скаты (пандусы) использовались для подъема обелисков.

При перемещении объекта вверх по пандусу, а не при помощи полностью вертикального подъема, величина требуемой силы уменьшается за счет увеличения расстояния, который груз должен преодолеть. Механическое преимущество наклонной плоскости (пандуса) равна длине плоскости, деленной на высоту склона.
Механическое преимущество рычага – это расстояние между точкой опоры и точкой, где применяется сила, деленная на расстояние между точкой опоры и весом, который будет поднят.

В тоже время метод египтян не дал значительного механического преимущества над простым вертикальным подъемом груза с помощью веревок, так как потребность в рабочей силе была крайне высока не только для буксировки и перевертывания камней (около 50 мужчин для буксировки блока весом 2,5 тонны), но и для строительства и демонтажа глиняных пандусов.

Историки подсчитали, что трудовые ресурсы, необходимые чтобы построить пирамиды составляли от 20000 до 50000 мужчин, а срок строительства большинства пирамид растягивался на десятилетия. В наши дни такие сооружения могут быть построены за несколько лет с помощью кранов и небольшого штата сотрудников.

Рождение крана. Шкив

Первые краны появились в Греции в конце 6 начале 5-го века до нашей эры. Римляне, стремясь строить большие сооружения, переняли технологию и развили ее дальше. Самые ранние краны состояли из троса, пропущенного через шкив. Прежде чем этот метод подъема нашел свое применение в строительстве, с 8-9-го века до нашей эры он использовался для черпания воды из скважин. Применение одного шкива не дает механического преимущества само по себе, но он меняет направление тяги: легче тянуть вниз, а не тащить вверх. Подталкивание вертикально вверх одной рукой производит приблизительно 150 ньютонов, в то время как подталкивание вертикально вниз одной рукой производит приблизительно 250 ньютонов.

Приблизительно в 4 веке до нашей эры механическое преимущество кранов было увеличено с помощью внедрения дополнительных изменений в данный метод подъема, а именно соединение нескольких шкивов в блоки. Механическое преимущество в таком случае равняется сумме используемых шкивов.

У подъемного крана с тройным шкивом есть два шкива, прикрепленных к подъемному крану и свободный шкив, отстраненный от него. Это предлагает механическое преимущество от 3 до 1. Подъемный кран с пятью шкивами в аналогичном механизме предлагает механическое преимущество от 5 до 1.

Используя составной шкив человек может поднять больше, чем не используя. Если единственный человек, тянущий веревку, может поднять груз в 50 кг, то он же может поднять (или опустить) 150 кг, используя подъемный механизм с тройным шкивом и 250 кг, используя блок с пятью шкивами. То же самое относится и к тросу. Трос с пределом прочности 50 килограммов может применяться для подъема (или спуска) 150 килограммов, используя подъемный механизм с тройным шкивом и 250 кг, используя блок с пятью шкивами.

Недостатком подъемного механизма с блоком шкивов является, опять-таки, расстояние и, следовательно, скорость подъема. Подъем груза на высоту 3 метра с помощью крана с тройным шкивом потребует трос длиной 9 метров, а подъем груза на высоту 3 метра с помощью крана с пятью шкивами уж потребует трос на 15 метров.

Теоретически, может быть использовано любое количество шкивов, но из-за трения, а как следствие быстрого износа механизмов, древние грузоподъемные машины были ограничены пятью шкивами. Если требовалась большая грузоподъемность механизма вместо увеличения количества шкивов в пределах одного блока римляне использовали два или более блоков шкивов с закрепленной к каждому из них своей бригады работников. Потеря мощности вследствие трения для средневекового крана оценивается в 20 процентов от максимальной мощности.

Лебедки и кабестаны

Другим усовершенствованием в области подъема и перемещения грузов стало изобретение лебедки и кабестана, которые стали применяться в производстве примерно в то же время, что и шкив. Единственное различие между лебедкой и кабестаном заключается в том, что первый механизм имеет горизонтальную ось, а второй вертикальную.

Механическое преимущество этих машин появлялось вследствие кругового вращения троса вокруг барабанной оси. Таким образом, человек, управляющий лебедкой, способен поднять груз в 6 раз больше, чем в случае, когда он бы просто тащил трос.

Подъемный механизм, сочетающий в себе блоки со шкивами и лебедки, давал возможность одному человеку поднимать груз весом до 1500 килограмм. В то время как для буксировки по рампе каменного блока такого же веса в Древнем Египте пришлось бы задействовать порядка 30 – 60 человек.

Ступальное колесо

Еще более производительным подъемным механизмом в сравнении с лебедкой было ступальное колесо, первые упоминания о котором датируется 230 годом до нашей эры. Такой грузоподъемный механизм имел в своей основе колесо диаметром 4 – 5 метров, что давало большее механическое преимущество из-за большего радиуса колеса в сравнении с радиусом оси. Более того, при подъеме груза с помощью лебедки, человек генерировал энергию только с помощью рук, а в случае со ступальным колесом подъемная сила появлялась от ходьбы/бега человека или тягловых животных. Таким образом, такое колесо повышало производительность человека в 70 раз и давало возможность одному человеку, приложившему усилие 50 кг, поднимать груз весом до 3500 кг. Некоторые из таких кранов (особенно портовые) снабжали двумя подъемными колесами. В свою очередь на каждом таком колесе размещали по два человека, идущих бок о бок. Максимальная грузоподъемность этих кранов, даже с учетом потери 20% из-за трения, достигала 11.2 тонн. Но такие механизмы имели и свои минусы. Например, для подъема груза на 10-метровую высоту человеку приходилось преодолеть расстояние в 140 метров, причем на довольно приличной скорости. Долго подобную скорость один человек поддерживать был не в силах, поэтому рабочую силу приходилось часто менять.

Подъемные башни

Несмотря на то, что мощность подъемного колеса впечатляет, задаешься вопросом – а как же наши предки поднимали более тяжелые грузы, например 500-тонные обелиски, в эпоху Римской империи? В основном, таким же методом, как и сейчас – способом объединения нескольких грузоподъемных устройств.

Один из методов, основанный на постройке огромной башни с множеством одновременно работающих кабестанов, описал в своей книге знаменитый инженер-строитель Ватикана — Доминик Фонтана. Там дано подробное описание перемещения огромного обелиска с римского ипподрома на площадь собора Святого Петра. Процесс переноса обелиска включал в себя демонтаж, передвижение и подъем 350-тонной колонны на новом месте.

Грузоподъемные механизмы средневековья

После распада Римской империи, использование сложных грузоподъемных механизмов в Европе, практически остановилось на долгие 800 лет. Краны под управлением лебедок начали снова появляться только в конце 12 века. Краны с большими ступальными колесами снова начали использовать в 13 веке во Франции и в 14 веке в Англии, то есть немного позже, чем началось массовое использование ветряных мельниц и водяных колес. По сравнению с эпохой Римской империи до наших дней дошло очень мало технической информации о подъемных механизмах средневековья. Большинство наших исторических знаний исходит от картин и от иллюстраций в рукописях того времени.

Но все же несколько подъемных кранов с ступальными колесами были сохранены на чердаках церквей и соборов. Большие подъемные краны были необходимы для строительства готической архитектуры средневековья. Здания этой эпохи были значительно выше, чем самые высокие сооружения времен Римской империи.

Сначала краны, используемые для строительства готических церквей, монтировали на земле. Затем при необходимости такие краны разбирались и переносились на все новые и новые высотные отметки пока храм не отстроится. Часть этих кранов оставляли над сводами и под крышей, где они могли бы пригодиться для ремонтных работ.

Новым явлением для средневековья был стационарный портовый кран, снабженный подъемным механизмом со ступальным колесом. Древние греки и римляне его не использовали по причине наличия большой рабской силы, которую они использовали при разгрузке и загрузке судов. Римский стандарт транспортировочного контейнера (амфора) был достаточно мал и мог легко и быстро загружаться и выгружаться с помощью человеческого ленточного конвейера и пандуса.

Портовые краны впервые появились во Фландрии, Голландии и Германии в 13 веке, а также в Англии в 14 веке. Они были более мощными, чем краны, применяемые в строительстве, и оснащены не одним, а двумя подъемными колесами, имеющих диаметр до 6,5 метров. Эти более мощные подъемные механизмы были нацелены на более высокие скорости подъемы и опускания, нежели на большую грузоподъемность. При загрузке и погрузке грузов скорость была более важна, чем в строительстве.

Как правило, портовые краны имели крышу для защиты рабочих и механизма от осадков. Эти подъемные машины были схожи с ветряными мельницами, как технически, так и по внешнему виду. Предположительно в Европе было построено около 100 портовых кранов и всего 10 таких конструкций сохранилось до наших дней.

Поворотные краны

Сегодня стрела подъемного крана может вращаться на 360 градусов одновременно с перемещением груза по горизонтали вдоль стрелы. Первоначально основная часть кранов средневековья использовалась только для вертикального перемещения груза. Положение груза относительно оси стрелы можно было лишь незначительно регулировать с помощью троса, привязанного к перемещаемому грузу. Массовое применение кранов с поворотным механизмом стрелы датируется 17-м веком, что позволило значительно сократить сроки строительства.

Железные краны

В 19-м веке в конструкциях грузоподъемных механизмов появились три важных нововведения. Первым и наиболее важным нововведением было использование железных элементов зубчатых передач вместо деревянных, что сделало подъемные машины более эффективными, надежными и мощными. В 1834 году был построен первый чугунный кран. И в этот же год был изобретен крепкий стальной трос, который был более надежной альтернативой тросу из натурального волокна. Третье нововведение – применение энергии паровых машин, при конструировании кранов. Теперь скорость подъема груза зависела от мощности паровой машины.

Металлический трос вскоре нашел широкое применение при производстве грузоподъемных механизмов, а вот две другие новинки прижились только со временем. Дерево было предпочтительным материалом для многих кранов даже в двадцатом веке, особенно в регионах, где древесина была в изобилии. Энергия парового двигателя также внедрялась очень неохотно и медленно. «Ручные» краны оставались популярны до середины 20-го века.

Башенные краны

Наличие узких улочек в европейских городах затрудняло установку громоздких кранов. Это было основной причиной для создания в начале 20-го века первых башенных кранов. Этот механизм обладал всеми необходимыми качествами для строительства в стесненных условиях: он был высоким и мощным, но в то же время не занимал больших площадей. Первым производителем башенных кранов была компания «Maschinenfabrik Julius Wolff & Co» (Германия), которая в 1908 году выпустила первую партию кранов, рассчитанных для строительных нужд.

Со временем конструкция башенных кранов совершенствовалась, и в 1949 году Ганс Либхерр построил поворотный башенный кран со стрелой, которая была закреплена на верху металлической конструкции. Такой кран мог не только поднимать груз, но и перемещать в любое место строительства не опуская его. Начиная с 60-х годов двадцатого века конструкции грузоподъемных механизмов изменялись незначительно и касалось это в основном систем безопасности и управления, а также увеличения грузового момента.

Похожие публикации