Эволюция психики. Основные стадии развития психики животных. Инстинкт. Исследования инстинктивного поведения животных Этапы развития психики у животных кратко

К. Э. Фабри выделяет два уровня элементарной сенсорной психики: низший и высший.

На низшем уровне элементарной сенсорной психики деятельность животных (главным образом, простейших, хотя на этом уровне развития, по мнению К. Э.Фабри, находятся также большинство кишечнополостных, низшие черви и губки) носит весьма примитивный характер. Простейшие осуществляют в жидкой среде разнообразные типы движений (кинезов), представляющих собой элементарнейшие инстинктивные движения: ортокинез (поступательное движение с переменной скоростью), клинокинез (движения с поворотом оси тела на определенный угол) и др. Каждый из типов кинезов имеет свои наследственно фиксированные механизмы пространственной ориентации, которые называются таксисами. Существуют положительные таксисы (способность двигаться в сторону благоприятных условий среды) и отрицательные таксисы (способность простейших удаляться от неблагоприятных условий). При этом пусковыми и направляющими стимулами для таксисов (и соответственно кинезов) являются градиенты (перепады в величине) внешних раздражителей.

Переход на более высокий уровень элементарного сенсорного отражения (он характерен для многих многоклеточных беспозвоночных — высших червей, иглокожих и др.) тесно связан с возникновением и развитием нервной системы. Хотя и здесь связь функции и органа не прямая: коловратки, например, обладая билатеральной нервной системой, специализированными сенсорными и моторными нервами, недалеко ушли по своим психическим способностям от инфузорий. И здесь все зависит от конкретных условий жизнедеятельности, ставящих перед животным более или менее сложные задачи. У многих беспозвоночных многоклеточных животных появляются также органы чувств, которые, вероятно, в начале эволюции были «плюромодальными» (выполняющими несколько функций). Остатки этой плюромодальности можно увидеть в том, что, к примеру, у кишечнополостных имеются осязательные клетки с волосками, которые выполняют также и обонятельную функцию. Ассоциативные связи формируются на этом уровне с трудом и сохраняются недолго. У животных также отмечается привыкание.

В отличие от низшего уровня элементарной сенсорной психики, здесь, несомненно, наблюдается ассоциативное научение, которое тем не менее идет с трудом.

Общая характеристика деятельности и психического отражения на стадии перцептивной психики

Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности — выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях. Так, например, для собаки, как пишет А. Н.Леонтьев, одинаковый биологический смысл имеют и завывание волка, и запах его следов, и силуэт зверя, т.е. волк воспринимается собакой целостно в совокупности его свойств; и если при определенных условиях (хищник далеко) волк только «учуян» (т. е. воспринимается собакой по запаху), то это все равно тот же самый целостный предмет (вспомним определение предмета как «узла свойств»).

Исследования К. Э. Фабри и других зоопсихологов показали, что перцептивная психика (пусть и в элементарной форме) присутствует даже у высших беспозвоночных (высшие членистоногие и головоногие моллюски), хотя у них по-прежнему большую роль играет и элементарная сенсорная психика. Одним из доказательств наличия у насекомых перцептивного отражения мира являются факты восприятия ими геометрических форм. Особенно впечатляющими были опыты известного специалиста по поведению животных Н.Тинбергена.

На низшем уровне перцептивной психики уже в полном объеме представлено и общение особей друг с другом, особенно впечатляющее у насекомых, живущих в высокодифференцированных сообществах (муравьи, пчелы). Передача информации от особи к особи осуществляется химическим образом (например, в виде пахучих меток у муравьев, интенсивность которых зависит от величины найденного муравьями корма), а также в виде знаменитых танцев пчел. У насекомых появляются также ритуализированное брачное поведение («ухаживание»), территориальное поведение, выражающееся в защите своей собственной территории (так, самцы стрекоз, например, ежедневно облетают свою территорию, зрительно фиксируя основные и дополнительные места отдыха, зоны для откладки яиц самками и т. п., при этом замеченные ими другие мужские особи отгоняются.

Более того, в ряде опытов было установлено, что пчела способна решать еще более сложные задачи и осуществлять перенос выработанного навыка распознавания зрительно предъявляемых форм в измененные условия. Многие авторы говорят даже о наличии у пчел элементарных обобщений в зрительной форме — обобщенных зрительных представлений: например, пчела научалась выбирать из двух попарно предъявляемых фигур — цепочек из кружочков — те из них, которые оканчивались черным кружочком (именно эти фигуры и подкреплялись), независимо от числа кружочков в цепи и ее формы, игнорируя цепочки из тех же кружочков, в которых черный кружок был где-нибудь в середине цепочки.

Поднимаясь далее по эволюционной лестнице, мы находим организмы, которые располагаются на границе между собственно низшим и высшим уровнями перцептивной психики (низшие позвоночные — круглоротые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся). У птиц и млекопитающих (высших позвоночных) уже можно обнаружить развитие собственно высшего уровня перцептивной психики. Усложняющаяся деятельность животных находит свое выражение в развитии опорно-локомоторной функции конечностей, манипулятивных движениях, которые у некоторых высших позвоночных (обезьян) приобретают характер практического анализа (расчленения) объекта и тем самым способствуют получению разнообразной информации о предметах, которыми животные манипулируют.

При дальнейшем развитии органов чувств и соответствующих сенсорных способностей качественно развиваются и сенсорные обобщения. Если рыбы способны создать обобщение «треугольник» на основе соответствующих геометрических фигур разной величины и отличить его, например, от квадрата только в условиях правильного их расположения (стоит перевернуть треугольник — и он не узнается рыбой), то млекопитающие распознают эту фигуру в любом положении. Можно также отметить у высших позвоночных наличие зрительных представлений.

Известны доказывающие это остроумные опыты с показом обезьяне какого-нибудь привлекательного для нее фрукта (например, банана), который затем опускался в ящик. Подбежав к ящику и обнаружив там вместо банана салат или капусту (менее привлекательный корм), обезьяна еще долго с жалобными криками искала показанный ей ранее банан. Это говорит о том, что животные способны не только воспринимать мир в форме целостных предметов, когда они имеются в наличном восприятии, но и представлять их в отсутствие таковых.

На этом уровне развития перцептивной психики возникают также специфические формы общения животных друг с другом, защиты территории и т.п., которые будут предметом специального изучения в курсе зоопсихологии. Появляются навыки и игры животных, которые совершенствуют операции, выделившиеся в структуре их деятельности. Благодаря игре происходит дальнейшее развитие деятельности животных — в игре операции отделяются от породившей их деятельности и приобретают в известном смысле самостоятельный характер (играя, молодое животное совершает движения преследования добычи и «борьбы» с ней, хотя никакой «добычи» не получает).

Стадия интеллекта:

В качестве третьей стадии развития психики А. Н.Леонтьев выделял стадию интеллекта, которая обусловливается еще большим усложнением структуры деятельности и характеризуется еще более сложными формами психического отражения реальности. Обобщая известные к тому времени исследования интеллектуальной деятельности человекоподобных обезьян (В. Кёлера, Н.Н.Ладыгиной-Котс, Э. Г. Вацуро и других), он выделял следующие характеристики деятельности животных на этой стадии:

1) «внезапное» нахождение операции после небольшого числа не приводящих к успеху проб и ошибок — в отличие от медленного, путем многочисленных проб и ошибок формирования операций на стадии перцептивной психики,

2) воспроизведение найденной операции (как способа решения поставленной задачи) без новых проб и ошибок при повторении опыта (предъявление аналогичной задачи),

3) возможность переноса найденного решения в одной задаче на более или менее широкий круг новых задач, имеющих существенные отличия от первой,

4) возможность объединения в одной деятельности двух различных операций: например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки — первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод — вторая фаза решения задачи. Двухфазность решения задачи обезьяной проявляется и при решении ею задач «на обходные пути» — животному, для того чтобы взять плод, необходимо сначала оттолкнуть его от себя или сначала отойти от приманки, обогнув препятствие, чтобы тем вернее достичь в конечном счете этой приманки.

Таким образом, первая фаза решения задачи — фаза подготовки — лишена, по А.Н.Леонтьеву, непосредственного биологического смысла. Вторая фаза (употребление палки для доста-вания плода) — фаза осуществления — уже имеет непосредственный биологический смысл. В процессе осуществления разных видов двухфазной деятельности и в последующем переносе найденного принципа решения на другие задачи животное ставится перед необходимостью соотнести между собой участвующие в решении задачи элементы ситуации (двух палок и плода) — тем самым возникает возможность отражения мира уже не в форме отдельных целостных предметов, а в форме отражения отношений между предметами, или, иначе, целостных ситуаций.

Возможность интеллектуального поведения животного в экспериментальных условиях объясняется переносом тех операций, которые возникли у животного в естественных условиях (при решении, например, задачи на притягивание плода с помощью веток), в другие, более искусственные ситуации. Таким образом, объяснение интеллектуального поведения обезьян следует искать не в «целостных» законах работы мозга обезьяны (как это предполагал В. Кёлер и другие гештальтпсихологи), а в обычном видовом поведении животного в естественных условиях его существования и тех задачах, которые животные вынуждены решать в индивидуальном порядке, применяя в новых условиях филогенетически выработанный способ действия.

В более позднее время К. Э. Фабри поставил под сомнение необходимость выделения отдельной стадии психического развития в филогенезе — стадии интеллекта — по следующим причинам. По его мнению, сама по себе двухфазность не является признаком интеллектуального поведения, поскольку выделение подготовительной и завершающей фаз присуще любому поведенческому акту. Кроме того, орудийность не является обязательным компонентом интеллектуального действия и, наоборот, наличие орудийное™ не свидетельствует о наличии интеллекта. Наконец, можно говорить об интеллектуальной деятельности не только человекообразных обезьян, но и ряда высших позвоночных, которые обнаруживают весьма сложные характеристики их деятельности, отмеченные А.Н.Леонтьевым как свойства интеллектуального поведения. В частности, крысы в специально поставленных экспериментах обнаружили все признаки интеллектуального поведения — в задачах, требующих выбора из трех разных фигур, они способны создать весьма сложное обобщение «фигура, не схожая с двумя другими» (независимо от того, в чем именно выражается это несходство) . Собаки, еноты и другие более высокоорганизованные животные могут довольно быстро научиться решать задачи с проблемными ящиками, которые требуют самостоятельного нахождения способов открывания последовательно предъявляемых запирающих устройств.

Все это приводит К. Э. Фабри к выводу, что невозможно провести четкую грань между проявлениями высшего уровня перцептивной психики и собственно стадией интеллекта. По его мнению, «способность к выполнению действий интеллектуального типа является одним из критериев высшего уровня перцептивной психики» . Возможно, интеллектуальное поведение антропоидов следует рассматривать как «наивысший» уровень в пределах тем не менее перцептивной психики.

В одной из последних работ Н. Н. Мешкова предлагает (в соответствии с идеей К. Э. Фабри и, как выяснилось относительно недавно, в соответствии с положениями ранее не публиковавшихся исследований А.Н.Леонтьева) выделить в развитии интеллекта низший и высший уровни . Соответственно главным критерием интеллекта является отражение не целостных предметов, а ситуаций, т.е. отношений между предметами, которое возникает в ходе соответствующей деятельности (двухфазной, опосредствованной некими — пусть и примитивными — орудиями и т.п.).

Кратко остановимся на особенностях этой деятельности. По мнению К. Э. Фабри, интеллектуальное поведение, тесно связанное с инстинктивным поведением и научением, является высшей формой научения, дающей наибольший приспособительный эффект. Предпосылкой и основой интеллекта животных — по крайней мере на линии, ведущей к человеку, — является манипулирование, причем в основном с биологически нейтральными объектами. На это обратил внимание еще И.П.Павлов, отметив, что обезьяна может очень долго манипулировать пустой коробкой, что не приносит ей никакого собственно материального удовлетворения. Манипуляция предполагает также расчленение объекта, активное воздействие на него, в частности обкусывание, разламывание и др. Поэтому в ходе манипулирования происходит ознакомление с новыми для животного свойствами объектов, обобщение опыта деятельности и — как результат — появление обобщенного двигательно-сенсорного опыта.

Изучавшая специально мышление антропоидов Н.Н.Ладыги-на-Котс обнаружила сложные формы манипулирования орудиями у обезьян, когда при необходимости (дощечка не проходит в трубу, из которой надо вытолкнуть плод) обезьяна может отгрызть или отколоть от дощечки кусочки с целью сделать ее поуже. Вместе с тем отмечалось, что интеллект животных биологически ограничен. Хотя обезьяны пользуются орудиями в повседневной жизни, их интеллект фактически представляет собой применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия.

Употребление человеком орудий носит качественно иной характер. Конечно, предысторию орудийно опосредствованной деятельности человека следует искать в предтрудовой деятельности гоминид. Однако история возникновения и развития орудийно опосредствованной деятельности человека как члена общества привела к возникновению качественно новых форм отношений человека к действительности, выражающихся в качественно иных видах деятельности, и появлению новых соответствующих форм психического отражения реальности. Из всех форм психического отражения мира человеком в поле зрения научной психологии прежде всего попало сознание как отсутствующая у животных реальность. Именно сознание и будет главным предметом рассмотрения в следующей главе нашего учебника.

Специфика инстинктивного поведения:

У животных наследственно закрепленными является не только строение тела, но и целый ряд форм поведения. Поведение одноклеточных организмов складывается в основном из автоматических перемещений в сторону раздражителя или от него (положительные и отрицательные тропизмы и таксисы), причем раздражителями могут быть сила тяжести, свет, химические компоненты среды, температура и т.п. Уже эти элементарные формы поведения требуют механизмов прямой и обратной связи между рецепторами клетки и ее двигательными системами (реснички, жгутики). В поведении простейших обнаружены зачатки индивидуальной приспособленности - привыкание к стимулу, способность выбора между пищащими и не пищащими объектами и др. Инстинктивное поведение животных имеет ряд характерных особенностей:

Вся организация инстинктивного поведения поражает своей целесообразностью .

Оса, например, проделывает удивительную технику откладывания яичек. Есть виды, которые откладывают свои яички в теле гусеницы. Для того чтобы эти яички сохранились длительное время и чтобы личинки, которые вылупятся из них, имели бы возможность питаться, оса производит удивительную операцию. Она забирается на гусеницу и жалом укалывает ее в двигательные ганглии. Гусеница не умирает, но обездвиживается, и, когда из яичек вылупляются личинки осы, у них есть своя свежая пища - тело гусеницы, мясо которой не разложилось, но которая остается обездвиженной и, таким образом, дает возможность питаться. Можно подумать, что оса может делать расчеты, показывающие, где у гусеницы расположены двигательные ганглии, и затем согласно своим расчетам направляет свой укус и обездвиживает гусеницу, чтобы таким путем создать наилучшие условия для созревания своей личинки.

Пчела, строит соты по максимально экономному плану. Исследователи - геометры подсчитали, что нельзя придумать более экономной формы построения сот из воска, чем многоугольная форма ячеек. Порой кажется, что она делает это по каким - то расчетам.

Все это показывает, что многие формы поведения насекомых и низших позвоночных состоят из сложнейших врожденных программ, одинаковых для всех представителей данного вида и предельно целесообразных в обычных для животных условиях существования. Именно это и дало возможность некоторым авторам определить инстинкт, как «целесообразное поведение без сознания цели» и указать на четыре основных качества такого инстинкта:

  • наследственность и независимость от обучения
  • однородность
  • одинаковость у всех особей данного вида
  • приспособленность к условиям существования.

Еще одной особенностью инстинктивного поведения является то, что инстинктивные программы являются целесообразными только в строго определенных ситуациях, в тех, которые и являются наиболее постоянными для способа жизни данного животного. Поэтому если условия, в которых находится животное, быстро меняются, то инстинктивные программы становятся совсем не целесообразными. Это говорит об автоматичности и слепоте инстинктивного поведения. Эта особенность характерна для основного биологического принципа существования насекомых: насекомые приспособлены к постоянным условиям среды с помощью прочных, унаследованных закрепленных программ поведения. Однако если условия меняются, насекомые не могут приспособиться к ним путем выработки новых форм поведения и вымирают.

Для иллюстрации можно привести следующий пример: пчела откладывает мед в ячейки, а потом запечатывает эти ячейки. Это действие бесспорно целесообразно и напоминает разумное действие. Для того чтобы проверить это, был проведен опыт. Дно ячеек было срезано, и мед, отложенный пчелами, проваливался в пустоту. В этом случае поведение пчелы не менялось. Она откладывала столько меда, сколько обычно откладывалось в ячейку, запечатывала пустую ячейку, а затем закрывала мед в следующую ячейку, не учитывая, что срезанное дно делает бессмысленным ее работу. Таким образом, программа поведения, которая была очень целесообразной в стандартных условиях, становилась бессмысленной в изменившихся условиях. Значит, инстинктивное поведение пчелы не приспособлялось к изменившимся условиям, и ее инстинкт, оставаясь мало пластичным, легко теряет свой целесообразный характер.

Все это позволяет прийти ко второму большому выводу, характеризующему инстинктивную деятельность животного. Инстинктивное поведение, осуществляющееся по сложной наследственно упроченной программе, четко приспособлено к стандартным условиям видового опыта, но оказывается неприспособленным к изменившимся индивидуальным условиям. Поэтому достаточно немного изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное поведение теряло свой целесообразный характер.

Преимущество врожденного поведенческого акта заключается в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. Это существенно снижает вероятность фатальных ошибок, которые могло бы допустить животное если бы ему приходилось бы учиться избегать огня или затаиваться, когда приближается хищник. Кроме того, врожденное поведение избавляется от необходимости затрачивать время и энергию на научение.

Таким образом, инстинктивные действия отличаются часто большой объективной целесообразностью, т. е. приспособленностью или адекватностью по отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь, однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически. Однако, целесообразность инстинктивного поведения носит далеко не такой абсолютный характер, как это иногда представляется. Совершенно очевидно, что эта целесообразность по существу не что иное, как приспособленность, адаптированность к определенным условиям, жизненно важным для существования организмов данного вида.

Развитие психики животных

В отечественной психологии давно утвердилось мнение о том, что поведение животных по своей сути является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны и те формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни.

Инстинктивное поведение - это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Как правило, инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни.

Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И.П. Павлов, существует у всех животных. Например, кольчатые черви обычно реагируют на прикосновение к ним палочкой защитными движениями, но если это движение связать с кормлением, то оно вызывает у них поведенческие реакции, связанные с поиском пищи. Доказана также возможность изменения поведения у дафний, моллюсков, пчел и др.

Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное. Например, как только насекомое попадает в паутину, паук бежит к нему и опутывает его своей нитью. Что вызывает это поведение паука? В специальных опытах было установлено, что подобное поведение паука обусловлено вибрацией паутины, передающей вибрацию крыльев насекомого. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве, но стоит возобновить вибрацию, как паук вновь начинает двигаться. То, что именно вибрация паутины обусловливает поведение паука, доказывает следующий опыт: вибрирующий камертон, поднесенный к паутине, вызывает движение паука, в то же время вибрация крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной непосредственно к пауку, заставляет паука обратиться в бегство. Значит, действительно, движение паука к жертве обусловлено вибрацией паутины.

Невольно возникает несколько вопросов. Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи - насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи.

Следует отметить, что биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, не является постоянным, а меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды. Если, например, проголодавшуюся жабу начать кормить червями, а потом положить перед ней спичку и комочек мха, то она схватит спичку, имеющую, подобно червям, удлиненную форму. Но если предварительно кормить жабу пауками, то она не обратит внимания на спичку и схватит мох. Округлые формы теперь приобрели для нее смысл пищи.

Эта стадия развития, характеризующаяся тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных, называется стадией элементарного поведения. Соответственно данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики.

Теперь необходимо ответить на вопрос, почему возможно данное поведение у животных? Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. Например, если у низших животных клетки, чувствительные к свету, рассеяны по всей поверхности тела и эти животные обладают лишь общей светочувствительностью, то уже у червей эти клетки стягиваются к головному концу тела и приобретают форму пластинок, что позволяет им более точно ориентироваться по отношению к свету. На более высокой ступени развития стоят моллюски. Ввиду выгибания пластинок светочувствительные органы приобретают сферическую форму, благодаря чему моллюски в состоянии воспринимать движение окружающих объектов.

У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, более развиты органы движения (что связано с необходимостью преследования добычи) и специальный орган связи и координации процессов поведения - нервная система. Первоначально она представляет собой сеть волокон, идущих в различных направлениях и непосредственно соединяющих чувствительные клетки, заложенные на поверхности тела, с сократительной тканью животного (сетевидная нервная система). Особенностью такой нервной системы является отсутствие процессов торможения, а нервные волокна не дифференцированы на чувствительные и двигательные и обладают двусторонней проводимостью.

В процессе дальнейшего развития нервной системы наблюдается выделение центральных нервных узлов, или ганглиев. Этот уровень развития нервной системы получил название узловой нервной системы. Возникновение узлов в нервной системе связано с образованием сегментов тела животного. При этом наблюдается усложнение поведения животного. Во-первых, характерно появление цепного поведения, представляющего собой цепь реакций на отдельные, последовательно действующие раздражители. Описывая данный тип поведения, А.Н. Леонтьев приводит в качестве примера поведение некоторых насекомых, откладывающих яйца в коконы других видов. Вначале насекомое направляется к кокону под влиянием обоняния. Затем при приближении к кокону насекомое действует зрительно. Наконец, само откладывание совершается уже в зависимости от того, подвижна ли личинка в коконе или нет, что обнаруживается при прямом контакте с коконом, т. е. на основе осязания.

Цепное поведение характерно для червей, насекомых и паукообразных, у которых оно достигает высшей ступени развития. Поиск пищи у них происходит, как считает известный русский зоопсихолог В.А. Вагнер, «при посредстве какого-либо одного органа чувств без содействия других органов: осязания, реже обоняния и зрения, но всегда только одного из них». Следует подчеркнуть, что эта линия развития поведения к дальнейшим прогрессивным и качественным изменениям не ведет.

Особенностью другой формы поведения является то, что оно осуществляется под одновременным воздействием все большего количества раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных. Например, поведение рыб направляется одновременным воздействием обонятельных, осязательных, зрительных и других раздражителей. При этом информация о воздействующих раздражителях объединяется, что возможно лишь при более развитой нервной системе, чем узловая. Если в узловой нервной системе беспозвоночных отдельные нервные узлы - ганглии связаны лишь тонкими перемычками, то у хордовых и позвоночных нервная система представляет сплошной тяж, или трубку, с утолщением головного конца - простейшим головным мозгом, который позволяет совершать животному более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия разных раздражителей. Эта нервная система получила название трубчатой нервной системы.

Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Одновременно развиваются и органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга - условных рефлексов.

Нервная деятельность коры головного мозга впервые была изучена И. П. Павловым. К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, прежде всего следует отнести принцип замыкания условных (временных) нервных связей. Он заключается в следующем. Если при достаточно сильном возбуждении участка коры под влиянием раздражителя, вызывающего врожденную реакцию (безусловный рефлекс), в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя, который сам по себе не вызывает определенного безусловного рефлекса, т. е. является нейтральным, то это второе возбуждение вступает в связь с первым. В результате при многократном повторении такой связи нейтральный раздражитель (например, звуки или свет) будет самостоятельно вызывать ту же реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (например, пища). Раздражитель, бывший до этого нейтральным, превращается теперь в условный раздражитель, а вызванный им рефлекс становится условным рефлексом. Следовательно, в результате многократного повторения процедуры происходит замыкание новой нервной связи.

Далее, в своих исследованиях Павлов открыл принцип торможения этих связей. При этом Павлов выделял два типа торможения: внешнее и внутреннее. Если во время действия условного раздражителя начнет действовать какой-либо новый, посторонний раздражитель, то условный рефлекс не проявится, - он затормозится. В этом случае мы сталкиваемся с явлением внешнего торможения. Примером внутреннего торможения является угасание условного рефлекса. Если условный раздражитель (например, звук или свет) несколько раз подряд не подкрепляется безусловным раздражителем (например, пищей), то этот условный раздражитель перестает вызывать условный рефлекс - наступает его временное торможение.

Следующим принципом, установленным в исследованиях Павлова, был принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре полушарий. Он выражается в том, что всякий условный раздражитель дает сначала генерализованное («разлитое») возбуждение, которое затем при определенных условиях начинает концентрироваться в определенных участках коры. Если, например, условный рефлекс вырабатывается в ответ на какой-либо раздражитель, то первоначально его будут вызывать и многие другие сходные раздражители (например, другие звуки). Но если безусловным раздражителем (пищей) будет подкрепляться только один строго определенный звуковой раздражитель, то рефлексы в ответ на другие звуки затормозятся, - произойдет дифференцировка условного рефлекса.

Павлов также открыл закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения. Этот закон заключается в следующем. Если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение; и наоборот, если условный раздражитель вызывает в определенном участке коры торможение, то в других участках, согласно закону индукции, возникает возбуждение.

Наличие описанных выше механизмов, а также возможность предметного восприятия окружающего мира позволяют формировать у животных определенные поведенческие навыки. Поэтому развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного восприятия.

Основной особенностью этой стадии является закрепление сформированных движений, т. е. животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления. Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом - к тому месту, где спрятан хлеб. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды, т. е. - представление о ней. Приведенный пример позволяет также говорить о том, что у животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается не только двигательная, но и образная память.

Конечно, у животных развита не только память. Например, если в качестве воздействия использовать звук, - при этом один звук связан с таким биологически важным воздействием, как пища, а другой ничем не подкреплен, - то животное будет реагировать на первый звук и игнорировать второй. Следовательно, животное дифференцирует звуки. Наоборот, если с одним биологически значимым воздействием связать оба звука, то животное будет одинаково реагировать на любой их звуков. Следовательно, животное в состоянии сделать определенное обобщение, касающееся биологически важных воздействий. Таким образом, на данной стадии развития у животных возникает способность различения и обобщения воздействий. Однако эти способности не могут быть интерпретированы как признаки мышления, поскольку способность различать и обобщать связана в основном биологической ролью воздействия.

Следующая, наивысшая стадия развития поведения животных называется стадией интеллектуального поведения, или интеллекта. Но сразу следует оговориться: интеллект животного и интеллект человека - не одно и то же. Благодаря экспериментам, проведенным сотрудниками Павлова и его последователями, сегодня мы имеем четкое представления об уровне развития животных на этой стадии и об особенностях развития их интеллекта. В этих экспериментах банан или апельсин подвешивается в недоступном для обезьяны (шимпанзе) месте. Для того чтобы достать пищу, ей необходимо воспользоваться какими-то приспособлениями, например ящиками или палкой. В этих экспериментах были выявлены отличительные особенности животных, находящихся на стадии интеллектуального поведения.

Во-первых, если на более низкой ступени развития операции формировались постепенно, методом многочисленных проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха - множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем, как бы внезапно, к животному приходит решение поставленной задачи.

Во-вторых, если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко, т. е. обезьяна решает поставленную задачу сразу.

В-третьих, обезьяна легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые. Например, если после того как обезьяна научилась доставать плод с помощью палки, ее лишить этой палки, то для решения задачи она будет искать сходный предмет.

В-четвертых, животные на стадии интеллектуального поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операций, из которых первая подготавливает осуществление второй. Например, обезьяна находится в клетке, к потолку которой подвешен банан. Рядом с клеткой лежат две палки: короткая и длинная. Длинная палка лежит на недоступном для обезьяны расстоянии, ее можно достать с помощью короткой палки, которая находится совсем рядом. Поскольку с помощью короткой палки обезьяна не может достать банан, но может достать длинную, то она сначала должна достать с помощью короткой палки длинную и только потом с помощью длинной палки достать банан.

Таким образом, при переходе к третьей ступени развития животных наблюдается усложнение их поведения. В актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Именно наличие фазы подготовки и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Об интеллекте можно говорить тогда, когда возникает необходимость подготовки к осуществлению той или иной операции. При этом новые условия выполнения определенной операции вызывают у животного не любые «пробные» действия, а попытку применения выработанных ранее операций или навыков.

Необходимо также отметить, что поскольку обезьяна уже в состоянии связать два таких предмета, как палка и плод, то соответственно для уровня интеллектуального поведения характерно наличие некоторой способности обобщать отношения и связи вещей. Анатомо-физиологической основой возникновения и развития интеллекта у животных является достаточно высокий уровень развития коры головного мозга, и в первую очередь - лобных долей. Экспериментально доказано, что именно так называемые префронтальные поля определяют возможность выполнения двухфазных задач. Если их удалить, то животное теряет свои способности к выполнению сложных задач.

Таким образом, мы рассмотрели основные стадии развития поведения у различных животных. Эти стадии описаны А.Н. Леонтьевым. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К.Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева-Фабри. В данной концепции выделяются две стадии. Первая - стадия элементарной сенсорной психики - имеет два уровня: низший и высший. Вторая - стадия перцептивной психики - имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия.

Следует отметить, что помимо данного подхода к изучению развития психики животных существуют и другие. Например, Пьер Тейяр де Шарден, один из первых исследователей, обнаруживших останки синантропа, подходит к рассмотрению данной проблемы с идеалистической точки зрения. Говоря о существовании в мире идеального начала, которое развивается совместно с материальным, он пишет: «Обе энергии - физическая и психическая, находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга». В результате этого взаимодействия и происходит появление разнообразных форм психики.

В процессе развития психики выделяют несколько стадий.

Стадия элементарной сенсорной психики - простые безусловные рефлексы.

Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения, сюда относятся простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Высший уровень: развитая двигательная активность, способность дифференцированно отвечать на внешние раздражители, сюда относятся высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

Стадия перцептивной психики - сложные безусловные рефлексы (инстинкты).

Низший уровень: у животных появляется сложная нервная система, формируются двигательные навыки, двигательные способности усложняются, защитное поведение становится более развитым, появляется предметно-образное отражение действительности.

На данном уровне находятся рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски), насекомые.

Высший уровень: наблюдаются высокоразвитые инстинктивные формы поведения, способность к научению. На данном уровне находятся высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).

Инстинкт - совокупность врожденных компонентов поведения. Инстинкты животных многообразны, всегда связаны с биологическими потребностями, характеризующиеся стереотипностью. Психология. Справочник. СПб. 2006. С.262.

Импринтинг - специфическая форма научения у высших позвоночных, при котором фиксируются отличительные признаки объектов некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей как носителей признаков вида; глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, который был увиден животными после его появления на свет. там же с.254.

Стадия интеллекта - навыки.

На этой стадии появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, но интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы. Животные начинают создавать и использовать в деятельности примитивные орудия, при этом изобретенные способы действий не передаются от одного животного другому. На данном уровне - обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Навык - это сложная индивидуальная динамическая программа поведения, формирующаяся в организме в ходе его взаимоотношений с окружающим миром. там же с.418.

Стадия сознания - высшая ступень развития психики.

На этом этапе у человека появляется речь, способность к произвольной регуляции психических процессов. Познанию общего и существенного в действительности, абстрактное мышление.

Эволюция психики происходит не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные с самыми разными уровнями отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Среда не есть нечто постоянное. К этой эволюционирующей среде и приспосабливается животный вид, который в ней обитает. Причем изменение среды может существенным воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в тоже время не оказывать значительного влияния на развитие психических функций других видов животных.

Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

2. Развитие психики животных

2. Развитие психики животных

Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость .

Появление психической формы отражения как свойства особой материи связано с возникновением простейшей нервной системы. Такая нервная система впервые появляется у кишечнополостных животных (гидра, медуза, актиния). Эта нервная система представляет собой отдельные нервные клетки с отростками, переплетающимися между собой, и называется сетевидной или диффузной. При такой нервной системе наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители. Здесь еще нет какого-либо управляющего центра.

Управляющий центр появляется на следующем этапе развития нервной системы – ганглиозной (узловой или цепочечной) нервной системы. У червей нервные узлы (ганглии) расположены в каждом сегменте тела. Все узлы соединены между собой, и организм действует как единое целое. При этом головной узел устроен значительно сложнее, чем все остальные, и реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.

Нервная система, характерная для насекомых , представляет собой дальнейшее развитие и усложнение ганглиозной нервной системы. Здесь уже отчетливо выделяются брюшной, грудной и головной участки. Заметно усложняется головной узел, регулирующий движение конечностей, крыльев и других органов. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.

У позвоночных животных появляется новый тип нервной системы – центральная, для которой характерно выделение спинного и головного мозга. Развитие центральной нервной системы выражается в постепенной кортикализации, т. е. увеличении объема и роли коры головного мозга.

Развитие центральной нервной системы уразличных животных происходит неодинаково и неравномерно. Оно обусловлено образом жизни вида, особенностями среды обитания.

Для птиц решающее значение имеет зрение, и зрительная область коры получила у них наибольшее развитие. У обезьян и человека ведущую роль играют зрительные ощущения. Зрительная область коры у них развита значительно лучше, чем, например, обонятельная. С появлением центральной нервной системы появляется и новая форма психического отражения – перцептивная стадия развития психики. На этой стадии для животных доступно одновременное отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета. Благодаря этому создается предметное отражение.

Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор Михайлович

ТРАНС ЖИВОТНЫХ С древних времен была обнаружена способность животных „впадать“ в транс, но, начиная с прошлого века, опыты по введению животных в транс стали выполнять европейские ученые. Наибольшую известность снискали опыты Швентера, Кирхера, А.Я.Данилевского,

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Из книги Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений автора Коломинский Яков Львович

ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе По мере познания знаков языка человеком они приобретают следующие характеристики:1) предметную привязку – знаки замещают собой обозначаемый предмет, вбирают в себя его

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Глава 3. Эволюционное развитие психики Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения. С. Я. МаршакРефлекторный характер

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава 4. Возрастное развитие психики человека Все мы родом из детства. Антуан де Сент-ЭкзюпериНаука о психологии детстваНет, пожалуй, в мире ничего более удивительного, чем развитие психики подрастающего человека. Стремительно проносятся годы детства, но за этот

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).Критерием появления зачатков психики у живых

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

Ум животных Животный мир, как и мир растений и насекомых, выживает за счёт единства с окружающей Природой. Животный ум един с окружающим миром, поэтому всегда принимает вид, который обеспечит ему наилучшие условия для выживания.Например, тигр «решает», что для выживания

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Развитие психики и поведения Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть его основное содержание. Можно сначала в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм

Из книги автора

Глава V РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ Поведение низших организмов Способность реагировать на исходящие из среды раздражения - раздражимость- является основным свойством всякого, даже самого элементарного одноклеточного организма. Уже голая

Из книги автора

Развитие нервной системы у животных Функции проведения раздражения и интеграции поведения в ходе эволюции откладываются у организмов в самой их структуре.Нервная система появляется впервые у кишечнополостных. В своем развитии она проходит несколько этапов, или

Из книги автора

Глава II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ §6. Общее понятие о возникновении и развитии психики В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи.Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической,

Из книги автора

Из книги автора

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной

Из книги автора

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых

Из книги автора

Развитие психики Вторая топика вводит генетический аспект. Причины психических нарушений связаны не только с психотравмирующей ситуацией, но обусловлены всей личностной историей. Ранний период детства – формирование психического аппарата и становления «Я» и

Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:

· возникновение и развитие психики в животном мире;

· возникновение и развитие человеческого сознания;

· развитие психики в онтогенезе человека, начиная от рождения и до конца жизни.

Во всех трех аспектах исходным и определяющим является понимание развития не только как рост, но и как качественное изменение различных видов психической деятельности «как процесс, в котором усложнения и количественные изменения психических процессов переходят в качественные, коренные, существенные изменения, что и ведет к скачкообразно выступающим качественным новообразованиям» .

Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т.п. По мере ее усложнения и совершенствования (обособление от других тканей и органов, погружения под мышечную ткань, выделение и дифференциация ганглиозных структур, оформление головного и спинного мозга, усложнение связи ЦНС и другими органами тела) шло развитие форм поведения и уровней их психической регуляции.

Развитие мозга – необходимое условие развития психики. Это прежде всего связано с изменением локализации функций и постепенным переходом их из стволовой части в кору. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики. Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое. Наряду с ее развитием важную роль для развития психической деятельности имеет характер взаимоотношений животного с окружающей средой и развитие органов чувств (появление термо, хемо, механо, фото и других рецепторов).

Как известно, материя постепенно усложнялась и в своем развитии прошла две стадии:

I – неживая материя

II – живая материя:

Растительный мир

Животный мир

Сознательная жизнь.

Вся материя, начиная от неживой и кончая самой высшей и сложной – человеческим мозгом, обладает отражением, т.е. способностью отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.



В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. При переходе к живой материи качественно изменяются и формы ее движения. Ей присущи биологические формы отражения, а на определенном этапе живой материи возникает психика, как качественно новая форма отражения.

Существовали разные точки зрения относительно того, как возникла психика. Среди них можно назвать теорию «панпсихизма», согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая. Теория «биопсихизма» приписывала психику всему живому, включая растения. Согласно теории «антропопсихизма» психика существует только у человека. Концепция «нейропсихизма» относила психику только к существам, обладающим нервной системой и т.д. Во всех этих представлениях критерии психического были внешними по отношению к формам существования организма. Другую группу теорий составляют те, которые исходят из внутренних, функциональных критериев. Выдвигаются такие критерии как способность к поисковому поведению, способность к «гибкому» приспособлению к среде, т.е. к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и пр.

Наибольшее развитие и признание получила теория развития психики, предложенная А.Н. Леонтьевым . В качестве объективного критерия он предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия (на те свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ), которая понимается как раздражимость.

Отражение биологически нейтральных свойств приводит к качественно иной форме активности живых существ. Раздражимость появляется при переходе от неорганической материи к органической и имеется у всех живых организмов на всех этапах эволюции растительных и животных форм. Это особая биологическая форма отражения. В отличие от всех форм отражения в неживой природе раздражимость – активный процесс, жизненно необходимый для живой материи.

Особой формой раздражимости являются тропизмы, которые присущи растениям. Различают фототропизм, т.е. тенденция живого организма двигаться под воздействием света; гальванотропизмы (тенденция к движению под воздействием электрического тока); хемотропизм (тенденция избирать определенную физико-химическую среду) и ряд других тропизмов. Однако растения реагируют избирательно лишь на то, что для них жизненно значимо и имеет биологический смысл и не реагируют на посторонние воздействия, которые не входят в процесс непосредственного обмена веществ. Раздражимость в данном случае носит пассивный характер.

В результате дальнейшего усложнения нервной системы и появления новых взаимоотношений со средой возникает качественно новая форма раздражимости - чувствительность. А.Н. Леонтьевым была выдвинута гипотеза, согласно которой чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения. «Чувствительность ориентирует организм в среде, выполняя сигнальную функцию (А.Н. Леонтьев), т.е. организм начинает реагировать на биологически нейтральные раздражители, лишь сигнализирующие о биологически значимых раздражителях. Чувствительность означает качественно новый тип отражения, основанный на способности организма отражать объективные связи между свойствами среды. В своей книге «Проблемы развития психики» он, прослеживая динамику развития психики в животном мире, в качестве основных выделяет три этапа этого развития. Позднее на основе новейших зоопсихологических данных К.Э. Фабри в теорию, предложенную А.Н. Леонтьевым, внес ряд уточнений .

Как показал А.Н. Леонтьев, каждая новая стадия психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром, новая форма психического отражения возникает вслед за усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие. Согласно современной точке зрения, развитие психики и поведения животных делится на ряд стадий и уровней.

Первая стадия -- стадия элементарной сенсорной психики. На этой стадии животное реагирует только на отдельные воздействующие на него свойства предметов внешнего мира, имеющие для него определенный биологический смысл, т.е. существенно связанные с теми воздействиями, от которых зависит реализация основных биологических функций животного. Отражение действительности на этом этапе представлено в форме элементарных ощущений.

Эта стадия включает в себя два уровня: низший и высший.

Низший уровень характеризуется примитивной чувствительностью. Развитая раздражимость. Реакция на биологически значимые свойства среды происходит через изменение скорости и направления движения. Слабая пластичность поведения, несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая двигательная активность.

На этом уровне находятся простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Высший уровень характеризуется наличием ощущений. Появляется важнейший орган манипулирования - челюсти. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Характерны четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитие двигательной активности (рытье в грунте, плаванье и др.). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Научение играет небольшую роль. Главное значение в поведении имеют врожденные программы.

На этом уровне находятся кольчатые черви, моллюски, некоторые другие беспозвоночные.

Вторая стадия – стадия перцептивной психики.

На этой стадии деятельность животного носит более сложный характер, обусловленный более разнообразной средой обитания и соответственно изменившимся образом жизни, определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется уже не в форме элементарных ощущений, а как более сложное отражение в виде более или менее расчлененных образов.

На этой стадии также выделяют два уровня: низший и высший.

Низший уровень – отражение окружающего происходит в форме образов предметов. Происходит объединение воздействующих свойств в целостный образ. Главный орган манипуляции - челюсти. Сформированы двигательные навыки, преобладают генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности довольно разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, полет и т.п.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных). Развитое защитное поведение.

На этом уровне находятся рыбы, некоторые высшие беспозвоночные, насекомые.

Высший уровень характеризуется элементарными формами решения задач. Высоко развиты инстинктивные формы поведения. Способность к научению путем выработки навыков.

На этом уровне находятся позвоночные с хорошо развитой нервной системой, высоким уровнем развития сенсорики: органы зрения, слуха, равновесия, кожной и мышечной чувствительности и т.д.

Третья стадия - стадия интеллекта характеризуется как весьма сложной деятельностью, так и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии развития психики является способность решать двухфазные задачи. Они включают в себя сначала подготовительную фазу, когда животное побуждается к деятельности не самим тем предметом, на который она направлена, не самой целью деятельности, а тем, что является лишь средством, или способом достижения данной цели действия. Вторая – это фаза собственно осуществления данной деятельности, когда она направлена уже на тот предмет, который служит непосредственным ее побудителем. На этой стадии развития одна и та же задача может решаться уже многими способами с использованием различных операций. Для психического отражения действительности на этой стадии развития характерно, что объектом его являются не только вещи, предметы действительности сами по себе, но и отношения между ними, различные ситуации.

Найденные принципы решения задачи могут быть перенесены в новые условия. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях. Выделение специализированных органов манипулирования. Развитие исследовательских форм поведения с широким применением ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

На этой стадии находятся высшие позвоночные – обезьяны, дельфины.

Большой фактический материал, характеризующий развитие психики животных на стадии интеллекта у обезьян (шимпанзе) получен в отечественной психологии в итоге большого цикла исследований, проведенных Н.Н. Ладыгиной-Котс }

Похожие публикации