Краткое описание картины меншиков в березове. Описание картины В. И. Сурикова «Меншиков в Березове. История героев картины

Мы уже смотрели с вами эту картину,но захотелось поставить эту статью,чтобы вы смогли более ярче представить умение художника писать разноплановые картины,умение раскрыть внутренний характер своих героев и сравнить все три полотна.

Я помню с раннего детства картину Сурикова "Меншиков в Берёзове".Мне всегда было очень жаль эту маленькую девочку,что прислонилась к отцу.Сколько тоски и безысходности в этих детских глазах.

Картина была написана в 1883 году. Она безусловно одна из самых лучших картин русского изобразительного искусства по глубине раскрытия исторической темы, психологической выразительности, силе драматизма, совершенству композиционного, живописного решения. В отличие от других произведения Сурикова, изображающих массовые сцены, на картине «Меншиков в Берёзове» только четыре фигуры.

Полутемная бревенчатая изба, за небольшим столом сидит ссыльный светлейший князь Александр Данилович Меньшиков, около него трое детей.

Фигура Меншикова резко выделена и является композиционным центром картины. Его позе придана резкая угловатость, которая составляет сильный контраст с плавными, непринужденными позами других персонажей. Размер этой фигуры немного даже увеличен по отношению ко всему находящемуся в избе (если представить Меншикова стоящим, то он не уместится в избе). Монументальность фигуры Меншикова ещё подчёркивается тёмным пятном бархатной шубки Марии.

Пряди жестких седеющих волос упали на высокий лоб, прорезанный морщинами. Острый взгляд тёмно-карих глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя. Это ненависть и гнев к тем, кто обрек его на жалкое и постыдное существование.

Меншиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует свое бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы , и фигура его вселяет предчувствие его гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе.

Рядом с ним две дочери и сын-подросток, разделившие судьбу отца. Прижавшись к его коленям, сидит на низкой скамеечке старшая дочь, шестнадцатилетняя Мария. Девочка кутается в чёрную бархатную курточку, отороченную тёмным соболем.

Бледное прекрасное лицо ее полно неизбывной, затаённой печали. Это полное обаяние и драматизма лицо Суриков писал со своей жены во время ее длительной тяжёлой болезни .

В глубине, в центре — сын Александр. Лицо этого тринадцатилетнего подростка недетски серьёзно и печально. Слегка склоненная голова его опирается на правую руку. Другой он механически снимает с подсвечника воск. В этой позе и жесте чувствуются уныние и беспомощность, ещё больше подчеркивающие скрытую силу в фигуре самого Меншикова.

Младшая дочь, Александра, читает книгу и, видимо, поглощена ее содержанием. На округлом, почти детском лице играет румянец. Чувствуется, что девушка как бы забыла на время об окружающей ее убогой обстановке.

Одета Александра наряднее всех: голубая парчовая юбка с бледно-розовыми цветами и тёмно-коричневая телогрейка, опушенная белым мехом. Золотистые волосы причудливо причесаны. Есть что-то трогательно-наивное в этом стремлении девушки сохранить воспоминание о былом блеске и нарядах.

С художественной убедительностью изобразил Суриков и окружающую обстановку . Убого, мрачно, холодно в избе с земляным полом, на котором постелена медвежья шкура. Маленькое слюдяное оконце, покрытое слоем льда и закутанное тряпкой, едва пропускает тусклый свет зимнего дня.

Комната погружена в полумрак. Чувствуется сибирская стужа, проникающая в это бедное жилище. Оранжево-красноватые отсветы слабого огонька лампады слегка золотят оклады икон. От этого ещё темнее, мрачнее в избе и усиливается впечатление оторванности ссыльных от всего мира.

История героев картины.

После смерти Петра Первого в следствие борьбы за власть, закулисных интриг в среде высших государственных чиновников и придворных, сторона Меншикова проиграла.

Александр Данилович был арестован, без суда, но по результатам работы следственной комиссии Верховного Тайного совета, указом 13-летнего мальчика-императора Петра II был отправлен в ссылку, был лишён по обвинению в злоупотреблениях и казнокрадстве всех занимаемых должностей, наград, имущества, титулов и сослан со своей семьёй в сибирский городок Берёзов Тобольской губернии.

Дарья Михайловна Меншикова. Неизвестный художник. 1720г

Жена Меншикова, любимица Петра I, княгиня Дарья Михайловна, скончалась в пути (в 1728 году в 12 верстах от Казани). В Берёзове Меншиков сам построил себе деревенский дом (вместе с 8 верными слугами) и церквушку. Известно его высказывание того периода: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу».

Церковь,построенная Меншиковым в Берёзове.(При Меншикове церковь была деревянная.Эту построили позже.)

В ноябре 1729 года на пятьдесят шестом году жизни Меншиков скончался от апоплексического удара (по другим сведениям, умер от лихорадки). Похоронили его в церкви, им же построенной.


Памятник А. Д. Меншикову в Березово. Слева видна оградка могилы дочери Меншикова - Марии.

Мария Меншикова. Художник И. Г. Таннауэр (?), 1727-172

26 декабря умерла княжна Мария – как раз в день своего рождения. Ей исполнялось восемнадцать лет. Умерла «не столько от оспы, сколько от печали». За десять дней до ее смерти Петр II распорядился освободить из ссылки Меншиковых-детей. Сына предполагалось записать в полк, а дочерей поселить в деревне, дав им «на кормленье» сто крестьянских дворов. Но милость императора опоздала: Марию похоронили возле отца.

Очень интересная деталь в судьбе Марии.

Есть предположение, что в Березов вслед за Меншиковыми приехал под чужим именем князь Федор Долгорукий, давно влюбленный в Марию. Здесь они тайно обвенчались.
Когда в 1825 году искали могилу Меншикова, нашли два маленьких гробика с костями младенцев. Гробики стояли на большом гробу из кедра, в котором лежала женщина, покрытая зеленым атласным покрывалом. Это была Мария.

После смерти Федора Долгорукого в березовскую церковь прислали, по его завещанию, золотой медальон с прядью светло-русых волос. Прядь принадлежала, по всей видимости, Марии Меншиковой.

Портрет Александры Меньшиковой. И. Г. Таннауэр (?). 1722-1723 гг.

Другие дети Меншикова были возвращены из ссылки в 1730 г. и получили часть имений отца. Их было двое: князь Александр Александрович и княжна Александра Александровна.

После ссылки Александру Александровну выдали замуж за гвардии майора Густава Бирона , младшего брата фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Возможно, этот брак был заключён с целью получить доступ к иностранным вкладам Меншикова, наследниками которых были его дети.

Но супружество княжны Меншиковой было недолгим. 13 сентября 1736 года в возрасте 23-х лет она скончалась при родах вместе с новорожденным ребёнком. Жена английского посланника леди Рондо оставила подробное описание церемонии похорон Александры Бирон. Особое впечатление на неё произвело поведение брата, который казалось «вытащит её из гроба», и супруга, который «приблизился к гробу и упал в обморок». Похоронена Александра Александровна в некрополе Александро-Невской Лавры рядом с Александром Суворовым. .

До ссылки князь Александр был обер-камергером и кавалером ордена св. Андрея и единственный из мужчин имел орден св. Екатерины; позднее он дослужился до чина генерал -аншефа и имел орден св. Александра Невского.Светлейший князь Александр Александрович был женат на княжне Елизавете Петровне (1721—1764), дочери князя Петра Алексеевича Голицына.

Елизавета Петровна, жена

Сын Сергей Александрович Меншиков.

Александр Сергеевич Меншиков.

Из потомков Александра Даниловича наиболее известен его правнук, адмирал князь А. С. Меншиков, военно-морской деятель, главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крымской войне 1853—1856 годов. Он же в 1863 году построил часовню над могилой своей прабабки в селе Верхний Услон.

Деревянная церковь над ее могилой сгорела и в 1863 г., князь А.С.Меншиков – потомок “светлейшего” – поставил над древним могильным камнем часовню. На старинной плите была надпись “Здесь погребено тело рабы Божией Дарии – Sic transit gloria mundu”. Латинское поророчество сбылось – нет теперь и следа этого памятника – все уничтожено в 60-х годах…

и другие.


Меншиков в Березове,1883
Холст, масло. 169x204 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Судьба Александра Даниловича Меншикова, сподвижника Петра I, одного из его ближайших помощников во всех сложных государственных преобразованиях, послужила темой исторической картины Сурикова «Меншиков в Березове».

Когда эта картина в 1883 году была впервые показана на XI выставке Товарищества передвижников, она вызвала восторженный прием у всех страстных поклонников суриковского гения. Называя это произведение своей «самой любимой картиной Сурикова», художник М. В. Нестеров рассказывает в книге своих воспоминаний: «...Мы с великим увлечением говорили о ней, восхищались ее дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками. «Меншиков» из всех суриковских драм наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало...»

О том, как зародился и формировался в сознании художника замысел этого произведения, мы находим любопытный рассказ в записях одного из первых биографов Сурикова:
«Лето этого (1881) года Суриков с семьей проводил под Москвой в Перерве. Стояли дождливые дни. Художник сидел в крестьянской избе перед раскольничьей божницей и перелистывал какую-то историческую книгу. Семья собралась у стола в грустном выжидании хорошей погоды. Замутилось окно от дождевых капель, стало холодно, и почему-то вспомнилась Сибирь, снег, когда нет охоты выйти за дверь. Сибирь, детство и необычайная собственная судьба представились Сурикову как бы в одном штрихе; в этой обстановке ему вдруг мелькнуло что-то давно знакомое, как будто он когда-то, очень давно, все пережил и видел и дождь, и окно, и божницу, и живописную группу у стола. «Когда же это было, где?» – спрашивал себя Суриков, и вдруг точно молния блеснула в голове: «Меншиков! Меншиков в Березове! Он сразу представился мне живым во всех деталях, таким, как в картину вписать».

Сцена эта, конечно, не была причиной возникновения творческого замысла, а лишь моментом его образной конкретизации. Замысел формировали непрестанные думы Сурикова о далеком прошлом России, о сложных переломных периодах национальной истории, о «судьбе человеческой, судьбе народной».

В картине «Меншиков в Березове» Суриков не показал какого-либо события.

В ней нет внешнего драматического действия. Внутренний мир изображенных, их душевная драма – вот на чем сосредоточил художник все свое внимание.

Глубокие, тяжкие думы написаны на суровом и гневном лице Меншикова. Сознание собственного бессилия лишь распаляет его сердце. Напряженно сжимаются пальцы его властной руки.

Образ Меншикова родствен по духу, по чертам характера излюбленным Суриковым образам русских людей, «ярых сердцем», мощных телом и духом, близок к его «идеалам исторических типов».

Зябко кутаясь в темную шубку, прижалась к отцу сидящая на низкой скамеечке старшая дочь Мария, бывшая невеста Петра II, вскоре умершая в ссылке. Бледно ее болезненное лицо, неподвижен невидящий взгляд темных, широко раскрытых глаз, – мысли ее где-то далеко. Глубоко задумался и сын Меншикова. Облокотившись о стол, он машинально снимает застывший на подсвечнике воск оплывшей свечи. Младшая дочь (судьба которой сложилась в дальнейшем счастливо) читает книгу, ища в ней утешения.

Не только внутренний мир изображенных, выразительность их лиц, поз и движений раскрывают нам замысел художника. Восприятию картины, как единого и целостного художественного образа, служит и взаимосвязь персонажей, все построение картины, ее композиция. Хотя каждый из этих четырех столь разных людей погружен в свою собственную думу, но все они, объединенные общим несчастьем, стеснились вокруг стола – так естественно и понятно их желание быть ближе друг к другу. Низкий потолок как бы «давит» на огромную фигуру Меншикова, которой тесно в этой маленькой сибирской избе.

Трагическое содержание картины выражает и ее колорит, сумрачный, насыщенный, поразительный по своей живописной продуманности. Трагизм темы передается сочетанием белых, черных и красных тонов. Белый, скудный холодный свет, пробиваясь сквозь обледенелое слюдяное оконце, выявляет черно-коричневые тона стены и сине-черные тона шубки старшей дочери. Напряженность их звучания усиливает красный тон скатерти, покрывающей стол.

Как подлинный мастер трагедии, Суриков вносит в свое произведение и жизнеутверждающее начало, вводит в суровую композицию светлую поэтическую тему. Она выражена прежде всего в живописном решении образа младшей дочери. Льняные волосы девушки, окружающие лицо золотистым венчиком, ее узорная одежда радуют глаз, напоминая о солнце, о голубом небе...

Раскрыв, на первый взгляд, лишь психологическую драму своих персонажей, Суриков создал вместе с тем подлинно историческую картину.

Историзм «Меншикова в Березове» определяется не только тем, что одежда и вся обстановка в картине вполне соответствуют эпохе. Историчны образы людей и прежде всего образ самого Меншикова.
Суриковский Меншиков – яркая историческая личность, и при этом человек именно петровского времени. В образе Меншикова как бы раскрывается эпоха Петра I, та переломная эпоха, полная противоречий и борьбы, которая выдвигала новых людей, крупных исторических деятелей, закаляла сильные характеры. Меншиков у Сурикова – выходец из народа, «счастья баловень безродный». Вглядываясь в его черты, мы вспоминаем, что Меншиков был сыном придворного конюха, в детстве продавал на улице пироги, а затем, полюбившись Петру своей незаурядной одаренностью и поразительной энергией, был «вознесен до верха всем завидного могущества», стал «полудержавным властелином», ближайшим помощником царя. Герой картины Сурикова – это тот Меншиков, сильный, властный, решительный, который вместе с Петром ломал и строил, казнил стрельцов, был под Азовом и Полтавой и, наконец, правил многомиллионной Россией при вдове Петра – Екатерине I. Но заброшенный в далекую ссылку, суриковский Меншиков вместе с тем и трагическое напоминание о той эпохе самовластья и дворцовых переворотов, когда судьба государственных деятелей зависела порой от успеха или неуспеха враждовавших придворных групп и волна случая то поднимала человека на гребень славы, то низвергала его в пучину безвестности.

Историчность «Меншикова в Березове» также и в том, что Суриков в своей картине как бы раздвигает рамки изображенной сцены: он показывает всех действующих лиц погруженными в думы о прошлом; их мысли и чувства далеко за пределами этих убогих стен темной сибирской избы. Мысленный взгляд зрителя невольно следует за художником и, вырываясь из узкого замкнутого мирка, обращается к историческим судьбам русского народа

«Меншиков в Берёзове» - картина русского художника Василия Сурикова. Художник Михаил Нестеров называл её своей «самой любимой картиной Сурикова. На ней изображён Александр Меншиков, фаворит Петра I, который за государственные интриги по приказу Петра II был отправлен в ссылку в город Берёзов (в настоящее время поселок городского типа Берёзово в составе Ханты-Мансийского АО).

Падение любимца Петра I Александра Даниловича Меншикова, как и его восхождение к славе и богатству, было стремительным. После смерти царя, который возвысил простого торговца пирогами до светлейшего князя, и смерти Екатерины I, при которой Меншиков был фактическим правителем России, власть «полудержавного властелина» стала терять силу.

В последней попытке удержать власть Меншиков обручил со своей дочерью Марией наследника русского престола Петра Алексеевича (впоследствии Петра II). В ту пору наследнику было 12 лет. Управлять страной должен был Верховный тайный совет под руководством светлейшего князя. Знатные русские роды не желали подчиняться, как они говорили, выскочке. Его противники составили заговор, чтобы подорвать влияние временщика на юного царя.

Петр II подписал указ о ссылке Меншикова с семьей, лишив его всех чинов и орденов. Было конфисковано все громадное состояние фаворита Петра I. Меншикова обвиняли в том, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью. Брал взятки, присваивал частные имения. В окончательном протоколе местом ссылки для всего семейства Меншиковых назначался сибирский город Берёзов. Перед отправкой у ссыльных отобрали все личное имущество, включая запасные чулки, гребни и зеркальца.

Здесь лежит раба Божия

Во время скорбного путешествия жена Меншикова, княгиня Дарья Михайловна Арсеньева, не выдержав трудной дороги, ослепнув от слёз и горя, скончалась. В Верхнем Услоне Дарью Михайловну подготовили к похоронам по православному обряду. Священник местной церкви Святого Николая отец Матвей отпел ее и похоронил на местном кладбище.

Вопреки расхожему мнению, Меншикову дали возможность два дня провести возле могилы супруги. Также, определенно Меншиков не рыл сам могилы для жены. Его состояние здоровья на тот момент значительно ухудшилось. А наличие при нем собственных слуг и солдат караула, не говоря о кладбищенских служках, могло решить данный вопрос.

Тем более, что поручик Степан Крюковский сразу же выделил деньги на похороны Дарье Михайловне. Над могилой поместили бутовый камень. На камне была высечена надпись: «Здесь лежит раба Божия…».

В Берёзове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра, и осыпали его бранью. На что светлейший князь ответил: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим».

Свои несчастья Меншиков и его дети переносили с твердостью. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей он выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Его дочери Мария и Александра занимались хозяйством. Жителей Берёзова Александр Данилович поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении. Долгими зимними вечерами в доме Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя.

Невеста императора

Старшая дочь Меньшикова Мария родилась, когда её отец был в полной силе своего могущества и власти. Получила хорошее домашнее образование, знала несколько языков, великолепно пела и танцевала. Когда Марии было девять лет, Меншиков стал подыскивать для дочери выгодного жениха.

Сначала им стал Пётр Сапега. В 1720 году его отец, великий гетман Литовский Ян Сапега обратился к Меншикову с предложением заключить брак между их детьми. Сватовство было встречено Меншиковым благосклонно. Сапега обещал поддерживать притязание Меншикова на герцогскую корону Курляндии. Молодой и знатный жених в 1721 году приехал в Петербург. По приглашению будущего тестя и поселился в великолепном дворце Меншикова. Поскольку невесте едва исполнилось 10 лет, Сапега прожил в Петербурге 5 лет в ожидании брака.

К концу этого периода Пётр Сапега занял видное место при дворе. После смерти Петра I приобрёл благосклонность императрицы Екатерины I. 10 марта 1726 года он получил звание действительного камергера, а 12 марта архиепископ Феофан Прокопович в присутствии всего двора обручил его с Марией Меншиковой. Императрица пожаловала невесте сто тыс.руб. и несколько деревень с угодьями и крестьянами.

На следующий день во дворце Меншикова был торжественный обед и бал. Всё обещало молодым блестящую и счастливую жизнь, Мария была влюблена в жениха. Отец давал ей в приданое 700 тыс.золотых. 15 октября 1726 года Сапега получил орден Александра Невского, а 31 марта 1727 года он и обе дочери Меншикова, Мария и Александра были пожалованы портретами императрицы с бриллиантами, для ношения на андреевских лентах.

Обручение с императором

Свадьба Марии с Петром Сапегой меж тем откладывалась. Светлейший князь задумал выдать дочь за наследника престола великого князя Петра Алексеевича. В одном из пунктов завещания, что сочинили во главе правительства князь Меншиков, граф Головкин, барон Остерман и князь Голицы даже говорилось:

» …Цесаревнам и администрации вменяется в обязанность стараться о сочетании браком великого князя с княжною Меншиковой».

В итоге императрица Екатерина I, обязанная многим Меншикову, отдаёт Петру Сапеге в жены свою племянницу, графиню Софью Карловну Скавронскую.

6 мая 1727 года великий князь Пётр Алексеевич стал императором всероссийским. 12 мая князь Меншиков был сделан генералиссимусом. 25 мая в присутствии всего двора состоялось обручение Марии Меншиковой и Петра II.

11-летний император громко плакал, когда сообщили, что его хотят женить. Со своей стороны Мария терпеть не могла своего жениха. Как царская невеста, она получила титул императорского высочества. У неё был свой двор. Гофмаршалом был назначен её родной дядя Василий Михайлович Арсеньев. На содержание двора отпускалось 34 тыс. руб. 27 июня 1727 года князь Меншиков от имени императора пожаловал своим дочерям орден св. Екатерины.

Золотой медальон с прядью волос

Летом 1727 года Меншиков тяжело заболел. Этим воспользовались его противники. «Полудержавного властелина» лишили всех чинов и орденов, а документы опечатали. У Марии был отобран обручальный перстень императора. Затем последовало распоряжение: « …Чтобы впредь обрученной невесты, при отправлении службы Божией, не упоминать и о том во все государство отправить указы от Синода. »

После роскоши и блеска Петербурга, в Берёзове Мария вела однообразную и томительную жизнь. 12 ноября 1729 года на пятьдесят шестом году жизни Меншиков скончался. 26 декабря, в день своего рождения, от оспы умерла Мария. За десять дней до её смерти Петр II отдал распоряжение о возвращении детей Меншикова из ссылки.

Есть версия, что вслед за Меншиковыми, в 1728 году в Берёзов под чужим именем приехал князь Фёдор Долгорукий, сын знаменитого Василия Долгорукого. Молодой князь давно любил Марию. Там они якобы тайно обвенчались, но через год Мария умерла при родах двойни. Её похоронили вместе с детьми в одном гробу. Эти обстоятельства были раскрыты случайно, когда в 1825 году искали могилу Меншикова. После смерти Федора Долгорукого в берёзовскую церковь прислали, по его завещанию, золотой медальон с прядью светло-русых волос. Прядь принадлежала, по всей видимости, Марии Меншиковой.

«Зело от сердца радуюсь…»

Сын Александр воспитывался вместе с сёстрами Марией и Александрой. Получил прекрасное образование. Александр Данилович писал супруге в 1718 году: «Зело от сердца радуюсь, что при помощи божии дети наши учатца». Мальчик изучал русский, латинский, французский и немецкий языки; Закон Божий, историю, географию, арифметику и фортификацию. В 1726 году определён поручиком в Преображенский лейб-гвардии полк и назначен камергером к императрице Екатерине.

Император Пётр II в первый же день своего правления удостоил 13-летнего Александра Меншикова чина обер-камергера и пожаловал кавалером ордена Святого Андрея Первозванного. Однако в дальнейшем его служба при дворе была трудной. Пётр, разозлённый на его отца, мстил сыну и бил до того, что тот кричал и молил о пощаде.

Заключив помолвку дочери Марии с императором Петром, Меншиков прочил женить сына Александра на великой княжне Наталье. Однако вновь вмешалось провидение. 14 октября у семьи были изъяты драгоценности и ордена. Орден святой Екатерины, изъятый у Меншикова-младшего, царь отдал своей сестре Наталье, а орден Александра Невского - Ивану Долгорукову.

Оставшийся сиротой, Александр вернулся из ссылки в 1731 году в царствование императрицы Анны Иоанновны. Ему была возвращена часть имущества отца: мужская и женская одежда, постельное бельё и столовая посуда медная и оловянная. Однако драгоценности Меншиковых были оставлены в императорском доме.

Генерал-аншеф Александр Меньшиков

В 1731 году Александр Меншиков вступил прапорщиком гвардии в Преображенский полк. Участвовал во взятии Очакова (1737) и Хотина (1739) под руководством графа Б. К. Миниха. В 1738 году произведен за отличную храбрость из поручиков в капитан-поручики. В 1748 году получил чин секунд-майора. Участвовал в Прусской войне. В 1757 году пожалован кавалером ордена Святого Александра Невского и званием генерал-поручика.

В 1762 году первый известил жителей Москвы о восшествии на престол императрицы Екатерины II и привел их к присяге, после чего возведён был в генерал-аншефы. Умер в возрасте 50 лет и был похоронен в нижней церкви Богоявленского монастыря в Китай-городе. Впоследствии его надгробие было перенесено в Донской монастырь.

Александра фон Бирон

Александра, как её сестра Мария и брат Александр, получила надлежащее образование. В апреле 1716 года Меншиков даёт поручение русскому резиденту в Вене Аврааму Веселовскому: «Поищите мальчика, который был бы искусен в танцеванье и такового сыскав, по тому ж к нам пришлите».

С детства Александра дружила с великой княжной Натальей Алексеевной, которая в письмах своих называла её «вселюбезнейшей дорогою сестрицей».

В мужья Александре пророчили наследного принца Ангальт-Дессауского. По распоряжению светлейшего князя в издававшийся придворный календарь на 1728 год в числе императорской фамилии были внесены имена всех его родственников «с обозначением лет, чисел и месяцев рождения и тезоименинства каждой особы»

Всё закончилось в один день - 6 сентября 1727 года. Никита Вильбоа писал: «… одели и детей его в бараньи шубы и шапки, под которыми были сокрыты кафтаны грубого сукна».

В ссылке княжны были вынуждены самостоятельно заниматься хозяйством: Мария - стряпнёй на кухне, Александра - стиркой белья. Спустя 6 месяцев ссылки в Берёзове дети Меншикова заболели. Мария умерла от оспы, но Александру с братом удалось выходить.

В 1731 году новая императрица Анна Иоанновна возвратила их из Сибири. Княжна Александра была пожалована во фрейлины. Ей была возвращена часть имущества отца: одежда, постельное бельё, медная и оловянная посуда.

Счастье было недолгим

4 (15) мая 1732 года состоялась свадьба Александры Александровны и генерал-майора и гвардии майора Густава Бирона, младшего брата фаворита Эрнста Иоганна Бирона. Возможно, этот брак был заключён с целью получить доступ к иностранным вкладам Меншикова, наследниками которых были его дети.

Вильбоа писал: «В описях имения и бумаг Меншикова нашли, что у него находились значительные суммы в банках Амстердамском и Венецианском. Русские министры неоднократно требовали выдачи сих сумм на том основании, что всё имение Меншикова принадлежало правительству русскому по праву конфискации. Но требования не были исполнены, ибо директоры банков, строго следуя правилам своих заведений, отказывались отдать капиталы кому бы то ни было, кроме того, кто положил их, и отдали их тогда только, когда утвердились, что наследники Меншикова были на свободе и могли распоряжаться своим достоянием. Полагали, что сии капиталы, простиравшиеся более нежели на полмиллиона рублей, обращены были в приданое княжне Меншиковой и что сему обстоятельству юный князь Меншиков одолжен был местом штабс-капитана гвардии …»

Похоронена она рядом с Александром Суворовым

Супружество княжны Меншиковой было недолгим. 13 (24) сентября 1736 года в возрасте 23-х лет она скончалась при родах вместе с новорожденным ребёнком.

Жена английского посланника леди Рондо оставила подробное описание церемонии похорон Александры Бирон. Особое впечатление на неё произвело поведение брата, который казалось «вытащит её из гроба», и супруга, который «приблизился к гробу и упал в обморок». Похоронена Александра Александровна в некрополе Александро-Невской Лавры рядом с Александром Суворовым.

В 1740 году в результате дворцового переворота был свергнут Бирон. Вместе с ним пострадал и Густав, отправившийся в ссылку. Имущество Биронов, включавшее и приданое Александры Александровны, было конфисковано.

Лишь в 1752 году Александр Меншиков подал челобитную по возвращению имущества сестры: «… пожитков тысяч до семидесяти, да деревни купленные, лежащие в Польше, Горки, которые проданы графу Потоцкому за восемьдесят тысяч рублев, и деньги за сестрою моею в приданое не были отданы ему, Бирону».

В этой картине восхищает всё

Художник Михаил Нестеров рассказывает в книге своих воспоминаний: «…Мы с великим увлечением говорили о ней, восхищались ее дивным тоном, самоцветными, звучными, как драгоценный металл, красками. «Меншиков» из всех суриковских драм наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры их, трагические переживания, сжатость, простота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая волнующая трогательность – все, все нас восхищало…».

В картине «Меншиков в Березове» Суриков не показал какого-либо события. В ней нет внешнего драматического действия. Внутренний мир изображенных, их душевная драма – вот на чем сосредоточил художник все свое внимание.

Глубокие, тяжкие думы написаны на суровом лице Меншикова. Сознание собственного бессилия лишь распаляет его сердце. Напряженно сжимаются пальцы его властной руки.

Зябко кутаясь в темную шубку, прижалась к отцу сидящая на низкой скамеечке старшая дочь Мария, бывшая невеста Петра II. Бледно ее болезненное лицо, неподвижен невидящий взгляд темных, широко раскрытых глаз, – мысли ее где-то далеко. Глубоко задумался и сын Меншикова. Облокотившись о стол, он машинально снимает застывший на подсвечнике воск оплывшей свечи. Младшая дочь читает книгу, ища в ней утешения.

Каждый из этих четырех столь разных людей погружен в свою собственную думу. Однако все они объеденены общим несчастьем.

Рецензии

Тут вынужден покритиковать вас...
Статья несколько перегружена обстоятельствами судьбы Меншикова и собственно полотно отодвинулось как бы "в тень".
Между тем, полотно знаменательно своими сугубо художественными моментами.
Я высказываю личное восприятие и прошу учесть это обстоятельство.

Суриков, будучи мастером подачи "пространства" и на данном полотне не изменил себе...
Фигура Меншикова изображена несоразмерной избе в которой он сидит.
Если мысленно представить себе что Меншиков встанет, он просто "проткнет" потолок...
На мой взгляд художник подчеркнул именно НЕСОРАЗМЕРНОСТЬ масштаба фигуы Меншикова, тем обстоятельствам, в которых он оказался...
А композиционное расположение дочери Марии У НОГ Меншикова символизирует - насколько близок он был к царской короне....
однако судьба распорядилась иначе... увы...увы...

Дело в том, что я не ставлю своей задачей писать о картине. Для этого есть более грамотные люди. Моя задача написать о том, какую историю скрывают эти полотна. Мне, например, было очень интересно узнать, как сложилась судьба детей всесильного князя. Думаю, и читателям тоже.

И все-таки немножко упорствую...
Дело в том, что для описания жизненного пути Светлейшего надо исписать целый шкаф фолиантов... Не меньше чем про самого Петра...
И размеров статьи для всеобъемлющего охвата материалов - явно не достаточно... Это первый момент...
а второй... У вас вытанцовывается прекрасный ЦИКЛ. Цикл статей. И было бы естественно, если в СМЫСЛОВОМ аспекте этот цикл был выдержан в едином ключе...

Наталья, ну о какой истории может идти речь, если говорим про "Охотников на привале" или про "Девушку с персиками"..?!
Нет тут НИКАКОЙ истории КРОМЕ... Истории создания самой картины...

Вот в чем дело...
если в одной статье вы будете живописать историю Меншикова а в другой статье историю создания "Охотников на привале" то получится смысловой диссонанс всего цикла статей...

Подумайте над моими словами...

Вот я вам "заказал" статью про "Оборону Севастополя"...
О какой истоири тут можно вести речь? Про оборону Севастополя? О Великой Отечественной войне? Не получится...
ТОЛЬКО про историю написания собственно полотна...

Хотелось все сразу.
-------
вот именно сама понимаете...
Поскольку невозможно объять необъятное, необходимо концентрироваться на чем-то... сужАть... вносить "тематические границы"...
Вот вы сейчас "замкнуты" на Третьяковку и я ПОНИМАЮ...ибо вы верно говорите - надо смотреть ВЖИВУЮ...
Согласен...
И Сразу мысль. Или это будет "специализироваться границами" Третьяковской Галереи... Или тематическими подборками - Будь то портретная живопись или пейзажная и так далее...

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Сюжет

В тесной бедной избе закутанный в шубу сидит, погруженный в свои думы, человек, который еще недавно фактически правил Россией. Александр Меншиков, правая рука Петра I, заслуживший любовь и уважение императора своими делами на благо Отечества. Император так ценил Меншикова, что даже закрывал глаза на его мздоимство. После смерти Петра Алексеевича Меншиков стал главным советчиком Екатерины I в государственных делах. Но вскоре после ее кончины на витке очередных дворцовых переворотов Александр Данилович упустил инициативу и оказался в опале.

Через браки своих детей — женитьбу сына на принцессе Елизавете или великой княжне Наталье Алексеевне и замужество одной из дочерей за Петром II — Меншиков планировал породниться с монаршим родом. И сидя в Березове, глядя на детей, он видел их поломанные судьбы и свои разрушенные мечты.

«Меншиков в Березове». (wikipedia.org)


Из петербургского дома Меншиковы выехали с обозом в Ораниенбург. Однако затем было получено новое распоряжение Петра II: лишить всех богатств, оставив только необходимое. По пути в Березов (находится на территории современного Ханты-Мансийского округа) умерла жена Александра Даниловича. Через полгода скончалась старшая дочь Мария, а через полгода и сам Меншиков.

Сквозь крошечное окно в дом проникает тусклый свет. Стекло лопнуло от мороза. Там, за окном — прошлая жизнь, от которой остались лишь воспоминания. Крестьянскую избу деятельный Александр Меншиков построил себе сам.

Диагональ стола делит персонажей на тех, кто вскоре умрет в Березове — Меншиков с Марией, — и тех, кто вернется ко двору: Анна Иоанновна, придя к власти, помилует их и позволит приехать в Петербург. Младшая дочь Меншикова станет фрейлиной, скончается в 24 года. Сын Александр дослужится до генерал-аншефа при Екатерине II и умрет в 1764 году.

Контекст

Идея сюжета родилась душным жарким летом, когда сам живописец с женой и детьми был зажат в тесном дачном доме. Из-за непрекращавшихся дождей семья часто собиралась за столом — совсем как Меншиковы. В один из таким моментов Суриков и вспомнил историю из 18 века и взялся за работу.


«Боярыня Морозова» 1884−1887. (wikipedia.org)


Художник много времени проводил, изучая источники. Гуляя же по улицам, он всматривался в людей в поисках своих героев. За образами Суриков буквально гонялся. Так, однажды он увидел в Москве мужчину, чьи лицо и фигура выглядели в точности, как художник представлял себе Меншикова: «А потом еще нашел учителя — старика Невенгловского; он мне позировал. Раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков. Я за ним: квартиру запомнить. Учителем был математики Первой гимназии. В отставке. В Первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков.

«Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает.

Думаю: еще обидится — говорю: «Суворова с вас рисовать буду».

Представленная в 1883 году на выставке передвижников, картина вызвала противоречивые отзывы. Поклонники художника восторгались лаконичностью композиции и сдержанной колористикой. Приверженцы академизма и официальные критики отреагировали диаметрально. Так, Крамской при встрече сказал Сурикову: «Вашего «Меншикова» видел, картина мне непонятна — или она гениальна, или я с ней еще недостаточно освоился. Она меня и восхищает и… оскорбляет своей безграмотностью… Ведь если ваш Меншиков встанет, то он пробьет головой потолок».

Судьба художника

Родился и вырос в Красноярске. Не исключено, что его предки — казаки — пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Увлекаемый взрослыми забавами — охотой, кулачным боем, — Василий запоминал увиденное очень точно, а затем рисовал. Однажды он так правдоподобно изобразил муху, что заметивший ее педагог попытался смахнуть насекомое с листа.

Денег на обучение в Москве или Петербурге не было — помог местный меценат-золотопромышленник. Благодаря ему уехал учиться живописи в столицу. Правда, в Петербурге ему не понравилось, и при первой возможности начинающий живописец уехал в Москву. Здесь он нашел больше общего с родным Красноярском, а потому чувствовал себя комфортно и находил вдохновение на городских улицах.


«Утро стрелецкой казни» 1881. (wikipedia.org)


Сурикова называли «композитором» за его отношение к композиции полотна. Для художника это была основа. Гуляя по городу, он мог долгое время наблюдать за уличными сценками, а дома зарисовывал увиденное. Суриков был убежден, что лучший мастер композиции — сама жизнь.

У него никогда не было ни учеников, ни последователей, ни даже мастерской. Свои монументальные полотна Суриков писал там, где жил он сам и его семья.

Его творчество всегда вызывало дискуссии в профессиональной в среде. По мнению Александра Бенуа, Сурикова нельзя было рассматривать ни как приверженца академизма (хотя он учился в Академии и очень успешно), ни как передвижника (хотя он участвовал в их выставках). Художник Константин Маковский, в свою очередь, говорил, что Суриков — «большой, уродливый, вдохновенный», выделяя при этом его специфическую манеру письма.

Переломным стал для живописца 1888 год, когда умерла его жена. Вместе с ней, словно, и в душе самого Сурикова что-то умерло. Сам художник скончался в Москве в 1916 году со словами «я исчезаю».

"Дорогой Василий Иванович! Я давно собирался писать к Вам, и все почему-то откладывал; а хотелось! Искренно любя и уважая Вас и талант Ваш достойно почитая, я хотя несколько слов осмелюсь высказать Вам относительно картины Вашей. Не пренебрегайте перспективой комнаты, выправьте, насколько это для Вас возможно. ..Еще скажу Вам, что у больных или у начинающих хворать во время лихорадочного жара блестят глаза и появляются красные пятна, но зато ясно очерченные. И вообще при всей странности, неестественности лица у таких женщин бывают красивы и для неопытного кажутся как будто бы здоровыми…" - такие советы давал в письме преподаватель Санкт-Петербургской Академии художеств П.П.Чистяков своему уже ставшему знаменитым бывшему ученику В.И.Сурикову, работавшему в 1882 году над своим монументальным полотном "Меньшиков в Березове".


Замысел будущей картины возник у художника в 1881 году, когда он, после удачной продажи своей работы "Утро стрелецкой казни" П.М.Третьякову, снял для семьи на лето дачу в деревне Перерва, близ ж.д.станции Люблино. Лето выдалось ненастное, в небольшие окна тесного дома стучались ливни и холод, к стеклам прилипали оторвавшиеся от деревьев листья. Воображение художника, захваченного этим смутным, неуютным подмосковным отдыхом, перенесло его в излюбленную им петровскую эпоху, напомнив о ссылке, о жизни в неволе бывшего сподвижника императора – А.Д.Меньшикова.


Теснота композиционного решения, намеренно выбранная художником, как раз и была призвана подчеркнуть могущество и силу главного героя, оказавшегося в заточении. И.Н.Крамской, посетивший в Петербурге 11-ую выставку Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось это полотно, заметив диспропорцию фигуры Меньшикова по отношению к интерьеру, не торопился упрекать автора в ошибке и сказал лишь, что картина "ему непонятна – или она гениальна, или он с ней еще не освоился. Она его восхищает и оскорбляет своей…безграмотностью". (Кстати, этот же прием будет чуть позже использован М.А.Врублем в картине "Демон сидящий", вызывающий в зрителе ощущение "плена" той невероятной духовной мощи, что сокрыта в огромной фигуре, зажатой краями рамы).

Работа над картиной велась Суриковым чуть более года. Добиваясь исторической верности, художник отправляется в имение Меньшикова, располагавшееся в Клинском уезде. С имевшегося в мемориальном доме мраморного бюста, Суриков специально сделал гипсовую маску, чтобы доподлинно передать портретные черты своего героя. Однако настоящим прототипом изображенного на картине Меньшикова стал случайно встреченный на улице и приглянувшийся Сурикову учитель математики – вдовец Невенгловский, который едва ли согласился позировать знаменитому художнику. Старшую дочь Меньшикова – Марию, Суриков писал со своей жены – Елизаветы Августовны Шаре. Для изображения сына Меньшикова, Александра, живописцу позировал сын В.Е.Шмаринова, известного коллекционера, основателя знаменитых "шмаровинских сред" - художественного кружка конца 19-начала 20 века, собиравших выдающихся деятелей культуры и искусства того времени.


О трудоемком процессе создания полотна свидетельствуют многочисленные натурные этюды, портреты персонажей и варианты композиционных решений картины. Судьба человека, наделенного разнообразными талантами и поставленного жизнью в контрастные ситуации – становится предметом психологического исследования Сурикова, рассказанного на языке живописи. Александр Данилович Меньшиков (1673-1729) – один из выдающихся людей 18 столетия, светлейший князь, генералиссимус, полководец и участник Северной войны. Сын придворного конюха, пройдя сложный жизненный путь, став сначала капралом в потешном Преображенском полку, за балагурство и веселый нрав, назначенный камердинером Петра I , Меньшиков впоследствии становится его верным другом и помощником в делах государства.

После смерти своего венценосного покровителя, Меньшиков приобретает неограниченную власть. Став фактическим правителем при вдове императрице Екатерине I , в целях упрочения своего положения он добивается помолвки своей старшей дочери Марии с наследным цесаревичем Петром II . Но оказавшись жертвой дворцовых переворотов и придворных интриг, искусно осуществленных Остерманом, Долгоруким и Минихом, оклеветанный Меньшиков был сослан молодым Петром II в ссылку. Лившийся всех наград, орденов и званий, 8 сентября 1627 года разжалованный "полудержавный властелин" вместе со своей семьей покидает столицу, направляясь сначала в Раненбург, а далее - в Березов. В дороге умирает жена Меньшикова, без теплой одежды в тяготах длительного сибирского тракта совсем ослабевает дочь Мария. Добравшись до Березова, Меньшиков собственноручно строит избу, налаживает скромный быт и становится церковным старостой. Не дождавшись конца ссылки Меньшиков умер в ноябре 1729, не надолго пережив отца в декабре того же года заканчивает свое земное существование и Мария. Анна Иоанновна возвращает младших детей Меньшикова (дочь Александру и сына Александра) в Петербург, главным образом, для того, чтобы те вступили в права наследства и возвратили в государственную казну капитал, оставленный их отцом в зарубежных банках. В дальнейшем Александра стала женой брата Бирона, а Александр сделал себе военную карьеру в Москве.


В.И.Суриков. Мария Меньшикова.
Этюд к картине. 1882. Собрание
семьи художника, Москва

Суриков запечатлел один из вечеров повседневной ссыльной жизни семьи Меньшикова. Медленный ход времени, невыносимый своей бесконечностью и убийственный своей бессмысленностью, как беспрестанно пульсирующая мысль обитателей этого дома, пронизывает все пространство картины.

Навязчивые думы, воспоминания прошлого как призраки былых побед преследуют Меньшикова. Его исполинская фигура, властно сжатая в кулак рука и упрямый профиль выдают в нем человека сильного, волевого, но по прихоти судьбы заточенного в плен. Безвозвратность былой жизни, осознание собственных ошибок, вина за искалеченное настоящее и будущее своих детей – моральный груз, угнетающий и порабощающий дух героя. Бессилие и беспомощность некогда могущественного человека со всей полнотой обнаруживают, по выражению М.В.Нестерова, "шекспировкую драму" на полотне Сурикова.


Несмотря на неоднозначность суждений о картине критиков и некоторого непонимания живописных приемов Сурикова со стороны художников, Павел Михайлович Третьяков приобрел "Меньшикова в Березове" для своей галереи. На вырученные от продажи полотна 5000 рублей Сурикову удалось впервые выехать за границу! Более чем полгода художник вместе с семьей путешествовал по Германии, Франции, Италии, останавливаясь в разных городах, посещая многочисленные музеи и выставки западноевропейского искусства, тем самым накапливая художественные впечатления для своей будущей работы "Боярыня Морозова" (1887, ГТГ).

Похожие публикации