Некрасов не очень лестный приговор. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Гражданин - Отечества достойный сын

Поэтический диалог Николая Алексеевича Некрасова "Поэт и гражданин" - один из ярчайших образцов русской гражданской поэзии. Автор здесь представил себя в двух лицах - и гражданина, и поэта.
Судя по содержанию диалога можно предположить, что от имени Поэта говорит его рассудок, а от имени Гражданина – совесть.
Гражданин упрекает поэта в бездействии, когда Родина-мать в беде:

"В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…"

Поэт, как бы не желая вступать в спор, пытается прикрыться цитатой из Пушкина:

“Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв”,
Хотя и сам осознаёт свою неправоту,- у Пушкина много произведений именно такого гражданского накала, о каком говорит Гражданин.

Но Пушкина нет и потому Гражданин продолжает:

“Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…”

Совесть поэта упрекает его рассудок – в годину горя стыдно воспевать природные красы и ласки с милыми.
И ещё более усиливает упрёки:

"Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…"

В годину горя! А горе Поэт не только видит повсеместно, но и сам хлебнул его в своей жизни достаточно. И лира его вовсе не спит, не молчит, но горюет о том, что мало видит поддержки в обществе. Мало вокруг него людей с активной гражданской позицией. А преследования, репрессии нарастают. И вот уже совесть с разумом соединяются в едином:

“Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!”

Некрасов опубликовал это стихотворение в своём сборнике стихотворений (1856 г.), Чернышевский в журнале “Современник” перепечатал “Поэта и гражданина”. И “Современник”, и сборник Некрасова попали в опалу. Перепечатка стихотворения и статей о нём была запрещена.

Много трудностей и бед выпало и на долю Некрасова. Его журналы арестовывались или закрывались, произведения запрещались к печати. Это подрывало и без того слабое здоровье поэта. 27 декабря 1857 года в возрасте 56 лет он скончался.
Хоронили поэта на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В день похорон был очень сильный мороз, но проститься с поэтом пришли тысячи человек, в большинстве – молодёжь. С прощальным словом выступил Достоевский, поставивший Некрасова в ряд: Пушкин, Лермонтов, Некрасов. Однако, из толпы раздавались крики: “выше Пушкина!” Так высоко в то время ценила молодёжь гражданскую поэзию Некрасова.

К гражданской поэзии можно отнести множество произведений поэтов и до Некрасова, и после него. Здесь большой простор и для тематики, и для поэтического накала. Некрасовская поэзия тем и характерна, что она в значительной мере сконцентрировала в себе то и другое.

Но время неумолимо течёт, рождаются новые и новые имена, новые и новые поэтические произведения. Не уходит ли время гражданской позиции в поэзии?
Гражданская позиция в поэзии, диктуется мировоззрением поэта, его отношением к окружающей действительности, тем, что он считает главенствующим в жизни. Если беды народа остро отдаются на сердце поэта, в его душе, то и содержание его творчества наполняется соответствующим образом. Поэт возмущается и порой бунтует против порядков в государстве, приносящих народу беды. А поскольку порядки в государстве устанавливает власть, то поэт попадает в неугодные, против него ополчается цензура, а порою применяются и прямые репрессии.

Так какова же она сегодня - гражданская поэзия?

Захожу на Стихи.ру – крупнейший российский литературный портал, предоставляющий авторам возможность свободной публикации произведений. Однако, рубрики "Гражданская поэзия" тут не нахожу. Есть правда рубрика "лирика гражданская", но само определение "лирика" в моём представлении может быть лишь частью гражданской поэзии, и далеко не главной. Понятие "лирика" восходит к древности, когда стихи пели, и потому оно связано с лирой - символом музыки в древности. Но как связать с музыкой вот эти слова (авторов не указываю, так как они и без меня очень широко известны):

"глаголом жечь сердца людей"?

"Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!"?

"Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо"?..

Это всё несомненно - гражданская поэзия, но никак не лирика.
А к "лирике гражданской" я отнёс бы вот такие слова, автор которых несомненно - Гражданин своей страны:

"Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою"."

Так что же мы видим в современной гражданской поэзии на примере сайта "Стихи.ру"?

На страницах Стихиры вижу немало стихов, в которых авторы оплакивают развал СССР, последовавшие в результате этого беды России. Иные пишут об этом в сатирической форме, другие высмеивают “рулевых” приведших страну к развалу. Как пример, приведу отрывок одного из стихотворений (а их последовало огромное множество), рождённых реакцией на широко известное высказывание нашего Премьера во время его пребывания в Крыму. Ответ пенсионерке на жалобу о слишком малой пенсии и отсутствии её индексации СМИ широко распространили, представив его слова в сжатом виде: “денег нет, но вы держитесь”.

“А россиянам наш премьер
Даёт такой ответ:
В России в целом всё О КЕЙ!
Но просто - ДЕНЕГ НЕТ.

Но вы держитесь, – всё путём,
Не упрекайте нас.
Как только деньги мы найдём,
Накормим вас тот чАс!

Ведь, главное, что президент
В российский верит РАЙ.
Наступит он, – придёт момент,
Народ, не унывай!”
(это строки из стихотворения Людмилы Бабушкиной “Полный звездец!!!” -
Под стихотворением приведена объёмная статистика “достижений” России за годы построения в ней капитализма. Цифры, приведённые в статье, говорят, что материала у поэтов, остро воспринимающих нынешние беды Родины, бесконечное множество).

Рубрика “Лирика гражданская” на Стихире очень активно наполняется. Ежедневно тут публикуется от 700 до 1600 публикаций. Конечно, не все их них являются стихотворениями,- поэтическая дисциплина на сайтах со свободной публикацией сильно хромает, но большая часть всё же – стихи, хотя некоторые из них в эту рубрику вставлены по ошибке.
Из стихотворений, которые по тематике более-менее соответствуют определению “гражданские”, большую часть я отнёс бы к лирическим (я не говорю о качестве, а лишь о содержании). Стихотворений с явно выраженной гражданской позицией значительно меньше. К тому же многие из них декларативны, обличают всё и вся вообще:

“наш мир становится безумным”,
”одна нажива их [людей] земной удел”,
”Люди сверхприбыли извлекают”.

Но, пребывая на Стихире уже более 8-и лет, год за годом, месяц за месяцем, ежедневно читая по несколько стихотворений в этой рубрике, вдруг встречаешь нечто, соответствующее нашим горестным нынешним реалиям, к тому же облачённое в форму широко известного произведения, из которого взят и эпиграф к этому стихотворению:

“С чего начинается Родина?
С предательства нашей страны,
С развала Союза Республик,
Которому были верны.

А может, она начинается
С измены всех наших верхов
И с места, где совесть кончается
У властных продажных дельцов.”

“Во Емеля создал царство!
От стыда б сгорел и бес.
В этом самом государстве
Кто не трудится, тот ест.”

И немало ещё подобных стихотворений гражданского звучания можно прочитать у этого автора, его страничка - Николай Евдокимов 23 -

А вот и прямой мостик от некрасовской поэзии к современной. Привожу лишь конец стихотворения:

“Так быть девизу и светить!
И будет он для всех наказом -
‘Поэтом можешь ты не быть,
Но Человеком быть Обязан!!’”

(Людмила Осенева - “Как много злобности кругом...” - )

На странице одного из редакторов сайта Стихи.ру Виталия Алтухова читаю:
“Как-то исподволь, по мере рифмования мыслей и наблюдений стало складываться мое поэтическое кредо.
Суть его вкратце такова: мы живем в социальном "Чернобыле", а спасателей все нет как нет. … … Стараюсь помимо личных мотивов, обращаться к гражданским темам, которых у нас непочатый край, чего и вам желаю”.
Однако, вопреки ожиданиям, у Виталия в стихах гражданской темы я не увидел ни накала горькой печали о страданиях народа, ни разящих обличительных строк к виновникам народных страданий. Вот только разве это (начало стихотворения “Вопрос к президенту” - ):

“Вой на Руси стоит великий,
Но терпеливо ждёт народ,
Что вдруг прозреет светлоликий
И сам по старости уйдёт.”

И ещё (даю 3 первые строфы, полный текст - С кого начинается Родина - )

“С кого начинается Родина?
Сейчас не понять и врагу.
Страну превратила в уродину
«Элита» в российском стогу.

Кормили нас лживыми фразами,
Что все мы в едином строю,
А сами уловками разными
Всё прятали прибыль свою.

Себя окрестив «патриотами»,
Прибрали ресурсы к рукам,
А нам, дуракам с идиотами,
Любовь прививают к гробам.”

Я не критик, не литературовед, не мне давать обзоры, рецепты, поучения поэтам. Приведённые выше материалы – лишь попытка для себя оценить связь моих стихов, моей гражданской позиции с нынешними поэтическими тенденциями в этой области поэзии.
С некоторыми прекрасными поэтическими произведениями гражданской поэзии вы можете познакомиться, перейдя по даным мною ссылкам на странице “Ссылки” моего поэтического сайта. Назову таких замечательных современных поэтов, как Николай Зиновьев, Геннадий Красников, Николай Мельников. Много и других замечательных имён всходит на небосводе нашей поэзии.
Как пример гражданской поэзии высочайшего накала привожу заключительные строки из стихотворения Геннадия Красникова “Опять пред нами тёмная завеса” - http://stihi.pro/1616-nepovinovenie.html (на других сайтах оно под названием "Пора менять"):

Кто рвал хоругви наши и знамёна,
кто в наших детях души убивал, –
мы этих бесов вспомним поимённо,
как никогда никто не вспоминал!..

Чего уж там, нас так и так осудят!..
Переживём и этот катаклизм,
и пусть нам общим памятником будет
разрушенный в боях либерализм!

Заканчиваю этот материал строками из эссе Владимира Шилина “Жанр Гражданская поэзия” -

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа поселка Синегорье»

__________________________________________________________

686222, п. Синегорье, ул. Победы, д. 5 тел. 8-413-434-66-47

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ п. Синегорье»

Т.Ю. Манькова

(подпись, печать)

«ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Срок реализации – 4 года

Возраст детей – 11-17 лет

Разработчик:

Власенко С.И., учитель

русского языка и литературы

Место работы: МБОУ «СОШ п. Синегорье»,

Ягоднинский район, Магаданская область.

Должность: учитель русского языка и литературы,

«Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

    Актуальность исследования.

Работа в качестве учителя русского языка и литературы на протяжение 33 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а, значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших в современной школе.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.

Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Хочется сказать словами народного белорусского поэта Пимена Панченко:

В век бесконечного притворства,

И криводушия, и лжи,

Отчизна наша – светлый остров,

Где труд и праздник – для души.

Филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.

Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.

    Из опыта работы.

«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Н.А. Некрасов

В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма стоит наиболее остро. Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:

«А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Хватает даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!»

И я, как учитель, считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и подтолкнуло к выбору методической темы: «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы».

Главная задача, которую я ставлю перед собой, - создать условия для формирования личности духовно богатой, помочь ей реализоваться в учёбе и общении, создать условия для гармоничных взаимоотношений в системе «педагог – школьник» и условия для стремления обеих сторон к позитивному взаимодействию. Поэтому своё педагогическое кредо хочу определить словами: «Вперёд, дерзая и угадывая!»

Работая в данном направлении, определяю перед собой цель: создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.

2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыков устной, письменной и ораторской речи, творческих способностей обучающихся.

На уроках литературы занимаемся по учебному пособию под редакцией А.Г. Кутузова и Ю.В. Лебедева, также я использую готовые программные продукты - «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия русской литературы», презентации учебного материала, в том числе выполненные самими учениками.

Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать гражданскую, идейно-нравственную позицию, чувство патриотизма школьников. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

В своей работе я использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория», «проба пера»). Необходимо помнить: обучение в школе должно быть адекватно современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать способность и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов. Особое внимание в процессе обучения предмету и воспитательной работе уделяю использованию дискуссии, культуровоспитывающей технологии.

Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Известно, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных, процессов. Более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задаёт тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

Приоритетной в моей работе является обучение по интересам детей с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры.

Сегодня внедрение компьютерной технологии в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при закреплении или объяснении нового материала, участвуют в школьных и районных научно-практических конференциях.

В старших классах наиболее приемлемой формой самостоятельной работы учащихся являются семинарские занятия. Они необходимы при изучении крупных эпических произведений, а также по обобщающим темам.

В ходе подготовки докладов, сообщений к семинарскому занятию ученики подбирают литературу по теме, закрепляют навыки по составлению плана, самостоятельно подбирают эпизоды для сопоставительного анализа образов, делают лингвистический анализ текста, пишут сочинения, рецензируют ответы товарищей.

На семинарских занятиях учащимся предлагаются разные виды фронтальных, групповых индивидуальных заданий. Например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», класс был разделен на 5 групп с учетом подготовленности и межличностных отношений, каждая группа получила задание, расширяющее знания учащихся, полученные на уроке, список рекомендованной литературы. На подготовку к семинару было отведено 7 дней, в течение которых ученики могли получить консультацию учителя. Учащиеся уже знакомы с таким видом работы, знают порядок проведения занятия, имеют памятку по рецензированию доклада:

Достоверность использованных источников;

Полнота рассказа;

Убедительность аргументов;

Связность изложения, умение владеть речью и удерживать внимание слушателей.

Учащиеся также знают, что по ходу выступления товарищей нужно делать записи. Оценивая доклад, нужно отметить достоинства и недостатки. В классном уголке – список групп учащихся и закрепленные за ними темы, памятка по рецензированию доклада.

Внимательно изучая текст романа, критическую литературу по творчеству писателя, ученики вырабатывают навыки пользования разными способами цитат из художественных произведений и статей, что, несомненно, поможет им над работой в сочинении.

Нельзя отрицать роли классической литературы в патриотическом воспитании подростков. Русские писатели старались создать образ положительного героя. Достаточно вспомнить романы И. С. Тургенева "Накануне", "Отцы и дети", «Рудин», Н. Г. Чернышевского "Что делать?", А.Грибоедова «Горе от ума», М. Горького "Мать", - их роль просто неоценима! Все это сделало русскую литературу XIX века неотъемлемой частью того культурного наследия, которое, будучи критически переработано, явилось в XX веке в обновленном качестве у классиков нового поколения. Величайшим поэтом переходного периода явился Блок, ярко, точно отразивший путь России, а значит, и литературы, неотъемлемой части культурной жизни страны.

Моя задача на уроках литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за своѐ поведение на примере произведений. Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа такой образ героя, такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.

Одной из основных задач воспитания, считаю, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М.А. Булгакова, А.И. Куприна и других.

В. Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины".

Учитывая огромные возможности художественной литературы, я вовлекаю учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя, обнаруживая перед ними:

    из чего складывается процесс принятия человеком жизненной цели;

    в чем заключается самоанализ современного поступка и линии поведения;

    какое место в жизни имеет нравственный выбор;

    какую роль может сыграть нравственный образ, которому следует человек.

В 5-9 классах на уроках литературы стараюсь применять различные формы и методы работы. Детям очень нравятся литературные викторины, брейн-ринги, заочные путешествия, творческие мастерские, посиделки.

Работая по теме "Народная мудрость", дети узнают, что у нашего народа есть " живой цветок", который сказки сказывает, учит, потешает и поёт. Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.

Знакомя пятиклассников с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, я стараюсь показать им удивительный мир волшебства, образности, точности языка.

Сказка «Бой на Калиновом мосту», где главный герой – Иван, крестьянский сын - настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости, отваге, любви к своему отечеству.

Считаю, что одним из жанров, содержащим в себе большие воспитательные возможности, являются пословицы патриотического содержания. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого и переносного значения.

Жить – Родине служить.
Сам погибай, а товарища выручай.
Герой умирает, а слава его живет.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Ручьи сольются – река, люди соединятся - сила.
Береги землю родимую как мать любимую.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Дети заучивают пословицы, составляют мини - сочинения с включением пословиц на тему: «Моя Родина», « Мой родной посёлок», рисуют рисунки. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

При изучении в 5 классе произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», применяю такую форму работы как «Проба пера» - обучающиеся пишут сочинения от лица Жилина и от лица татарской девочки Дины. (ПРИЛОЖЕНИЕ)

В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся законы взаимоотношений человека с человеком, с обществом, властью, природой и показать, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком, как в произведении Н.С. Лескова «Человек на часах».

Изучая с шестиклассниками «Бородино» М.Ю. Лермонтова, использую компьютерную презентацию (Приложение) и музыкальное сопровождение, чтобы показать героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, которая всколыхнула лучшие силы народа, дала мощный толчок общественному сознанию. На этих уроках происходит беседа о значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализестихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувстваучастников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополняют репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.

Обучающиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. Так, о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь передал дух того времени, историю народа в его величии. (приложение)

С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси («Слово о полку Игореве»), в XIX веке (А. Толстой «Петр Первый») и в XX веке

(произведения М. Шолохова, А. Фадеева, А. Солженицына, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Распутина).

На уроках в 8 классе, посвященным изучению произведений житийного жанра в древнерусской литературе, использую «заочное путешествие в прошлое на машине времени». В ходе путешествия в «Житии преподобного Сергия Радонежского» обучающиеся узнают о Сергии Радонежском - подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, неприхотливости, скромности, трудолюбия. По словам В. Солоухина, Сергий Радонежский был «пастырь духовный и муж государственный». Он жил в трудное время татарского ига на Руси.

«Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием; тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич… Люди потеряли веру в добро и угрюмо отъединялись в своём горе, в своём озлоблении: человек человеку волк», - так говорил известный религиозный философ С. Булгаков. Это ли не пример для современных подростков?

В 9 классе при изучении романа «Капитанская дочка» урок выстраиваю таким образом, чтобы каждый ученик задумался об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за это благодарности, чувство чести и достоинства. (ПРИЛОЖЕНИЕ).

При изучении рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» на примере Андрея Соколова «за круглым столом» находим лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

В 10-11 классах большое внимание уделяю проведению уроков-дискуссий, лекций, семинаров, практикумов, «круглых столов», в ходе которых обучающиеся высказывают свое мнение, спорят, находят истину.

В 10 классе основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, Н.С. Лесков «Очарованный странник», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» - возвышенное и трагическое в поэзии; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира, роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.

В 11 классе в литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского, Н. Островского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях писателей.

Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.

Планируя в 7-9 классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающиеся в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига у обучающихся, не знавших войны, стараюсь воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своему народу.

При изучении произведений о Великой Отечественной войне я использую на уроке разные методические средства: репродукции картин и фотографий с военной тематикой, презентации, экранизации художественных фильмов (киноурок), выставки литературы по данной тематике, музыкальное оформление. Участвуем в акции «Письмо ветерану», конкурсе сочинений «История моей семьи» (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю перед обучающимися задачу серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Острота постановки вопроса самим писателем определяет и форму урока как проблемной беседы. Учащимся даются заранее опорные вопросы к анализу повести, которые помогают сосредоточиться на главном:

1. Когда впервые расходятся пути Сотникова и Рыбака?

2. Как повели себя в критической ситуации Сотников и Рыбак?

Каков его последний подвиг?

жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому?»

Далее намечается путь поисков ее решения. Беседа «за круглым столом» строится как сопоставительный анализ характеров, поступков Сотникова и Рыбака. Подводя итог всему сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В. Быкова, я подвожу ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига, высочайшего патриотизма.

Уроки литературы по произведениям Ю. Бондарева «Горячий снег», «Выбор», по произведениям Астафьева и других дают богатый материал для воспитания патриотических чувств наших учащихся, формируют у них гражданскую позицию.

Накануне 70-летия Победы были проведены уроки-поиски в 8-9-х классах «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». К нему учащиеся готовились заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Почти у каждого в этих классах нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. . (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям обучающиеся самостоятельно делают выводы, выражают свое нравственное отношение к природе и передают в рисунке.

Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А. Белого, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А. Бунина.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую воспитательные возможности не только уроков литературы, но и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

Считаю, что мои уроки литературы способствуют развитию у обучающихся патриотизма, любви к Родине, природе.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.

Да, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература - литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта. Русская литература, прежде всего, бытовое, социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное исследование. Важно «как», если важно «что». А это зависит уже от педагога.

Для всех очевидно, что воспитанный человек не может не любить Родину. Можно утверждать, что тот, кто не любит Отчизну, не имеет корней, не нашел себя в этой жизни.

Работу по патриотическому воспитанию я планирую продолжать и в дальнейшем.

Результативность исследования.

Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах, занимая призовые места. (приложения)

В течение нескольких лет занимаюсь с учащимися учебно - исследовательской деятельностью. Так, в 2011/2012 учебном году ученица 9 класса Власенко Анна с учебно – исследовательской работой « Ломоносов-ученый и литератор» стала призёром школьной и участником районной научно-практической конференции. Данный вид внеучебной деятельности вызывает большой интерес у учащихся, способствует развитию знаний о языке и культуре, творческих навыков, информационно-коммуникационных компетенций.

Мои ученики принимают активное участие в конкурсахразличного уровня, занимая призовые места:

Сочинений, «90-летие ГОЭЛРО» (Власенко Анна, 8б класс), «Если бы я был депутатом…», проводимого в рамках областного конкурса молодежи «Моя законотворческая инициатива» (Власенко Анна, 9б класс), «Мои права и обязанности» (Минаева Екатерина, 9 класс);

-«Живая классика» (Садовская Елена, 6 класс, победитель школьного, районного и участник областного конкурса). (ПРИЛОЖЕНИЯ грамот)

Выпускники школы (мои ученики) продолжают обучение на факультетах лингвистики ведущих ВУЗов страны: Окунева Мария в 2014 году окончила факультет культурологии Государственного Санкт-Петербургского университета, Исеркапова Алина и Василенко Анастасия обучаются в Магаданском Северо-Восточном университете на факультете учителей начальных классов.

Список литературы:

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

2.Учебно-методическая литература по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию. Концепция гражданского воспитания. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев. Москва. 2008 г.

3.Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений. Евладова Е.Б., Москва, 2007 г.

4. Патриотическое образование и воспитание в современной школе. Пособие для педагогов и работников образования. Калуга, 2008 г.

5.Гражданское образование в российской школе. Составители: Тюляева Т.И., Москва, «Астрель», 2008 г.

6.Коммуникативная культура педагога. Москва. Сентябрь, 2006.

7.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Тольятти. 2007 г.

8.Патриотическое воспитание на уроках литературы. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Москва, «ВАКО», 2010 г.

9.Патриотическое воспитание – будущее России. Лутовинов В.И. Пособие для педагогов. Москва, Фонд Андрея Первозванного, 2010 г.

10.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Иоффе А.Н., Пахомов В.П., Тольятти, 2009 г.

11. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы. Учительская газета, 1997 г.

12. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Москва, « Просвещение», 1985 г.

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

Поэзия Некрасова продолжила традиции русской литературы, завещанные прогрессивными писателями предшествовавших эпох: Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Некрасов был подлинным поэтом-гражданином, чей поэтический голос звучал «как колокол на башне вечевой во дни торжества и бед народных». Он был признанным вождем революционно-демократически настроенной части общества того времени. Вся жизнь Некрасова явила собой пример служения борьбе за счастье народа.

Некрасов с первых шагов литературной деятельности размышлял о назначении поэзии и поэта в обществе. Небольшое стихотворение «Тот не поэт» заканчивается словами:

Кто у одра страдающего брата

Не пролил слез, в ком состраданья нет,

Кто продает себя толпе за злато,

Тот не поэт!

Уже в ранних своих произведениях, относящихся к началу 40-х годов, Некрасов выступает как поэт-гражданин, основными темами творчества которого являются судьбы Родины и своего народа. В стихотворении «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда», которые были написаны в период общественного подъема, поэт подводит нас к широким политическим обобщениям: вся Россия - это нищая и бесправная «забытая деревня», во всей России простой человек-труженик не знает счастливой жизни. Как призыв ко всеобщему возмущению прозвучал заключительный аккорд «Размышлений…», обращенный к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Царская цензура запретила это стихотворение, увидев в нем революционный призыв.

В «Песне о Еремушке», написанной в этот же период, рабской житейской мудрости, порожденной крепостническим. укладом, поэт противопоставляет новую мораль, основа которой - вольная жизнь.

Свой поэтический манифест поэта революционной демократии Некрасов утвердил в знаменитом стихотворении «Поэт и гражданин», написанном в форме диалога Поэта и Гражданина. Мысли Некрасова о предназначении поэта и поэзии в этом стихотворении вложены, главным образом» в уста Гражданина. Гражданин (а вместе с ним и автор) выступает против сторонников «чистого искусства», которое уводит читателя от острых политических проблем в мир узко личных чувств и переживаний. Современники и идейные противники Некрасова (Майков, Фет и другие) видели в поэте лишь «жреца красоты», «избранного счастливца» и т. п. (Фет, например, писал о себе и о своих единомышленниках, что они «искали в поэзии единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских»). Некрасов же считал такое мировоззрение недопустимым для поэта, который своим талантом должен прежде всего служить Отечеству и своему народу - быть гражданином:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и, моря

И ласку милой воспевать.

В монологе Гражданина, где он касается этих важных для Некрасова тем - судьбы народа и Родины, - искренняя взволнованность и истинная страсть. Некрасов-гражданин призывает бороться за высокие общественные идеалы:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром…

От имени русских революционных демократов поэт решительно заявляет, что истинный мастер слова должен служить

Своему народу:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи…

В стихотворении «Элегия», написанном в конце жизни, Некрасов снова обращается к вопросу о содержании и роли поэзии в обществе:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»,

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Именно в служении народу Некрасов видел цель и смысл своего творчества и именно так он понимал свой долг как поэта:

Я лиру посвятил народу своему,

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Да, Некрасов, действительно, служил своему народу! Его поэтическая дума была неразлучно связана с народной думой, скорбь его неотъемлема от великой народной скорби, переполнявшей русскую землю. Поэт верил в великие силы, бродившие в темной массе народа, и только от пробуждения народного ждал поворота к новой, лучшей, свободной жизни.

Г р а ж д а н и н (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит - и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит -
И будет мой портрет готов.

Г р а ж д а н и н

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь...

Так что же?

Г р а ж д а н и н

Да глядеть обидно.

Ну, так уйди.

Г р а ж д а н и н

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Г р а ж д а н и н

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело...

П о э т (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Г р а ж д а н и н

Да, звуки чудные... ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь - пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему,- великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Г р а ж д а н и н
Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо,-
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса,-
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит,-
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес - и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет...
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни - стяжатели и воры,
Другие - сладкие певцы,
А третьи... третьи - мудрецы:
Их назначенье - разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
"Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!"
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но... брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны...
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других - потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем -
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор...

Г р а ж д а н и н

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов ,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель , не плантатор ,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
... ... ... ... ...
... ... ... ... ...
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же... Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан... Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени !
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить -
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче - очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы - я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой...
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но... гибнуть, гибнуть... и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои -
Душа пугливо отступила...
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове "честный гражданин".
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты - сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья...
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою...

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи -
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя -
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю -
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты
моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте...

Гражданин
(входит)
Опять один, опять суров,
Лежит - и ничего не пишет.

Поэт
Прибавь: хандрит и еле дышит -
И будет мой портрет готов.

Гражданин
Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь…

Поэт
Так что же?

Гражданин
Да глядеть обидно.

Поэт
Ну, так уйди.

Гражданин
Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Поэт
Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Гражданин
Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело…

Поэт
А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(берет книгу)
Спаситель Пушкин! - Вот страница:
Прочти и перестань корить!

Гражданин
(читает)
«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв».

Поэт
(с восторгом)
Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Гражданин
Да, звуки чудные… ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь - пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Поэт
Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему, - великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Гражданин
Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо, -
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, -
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил: буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, -
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес - и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет…
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни - стяжатели и воры,
Другие - сладкие певцы,
А третьи… третьи - мудрецы:
Их назначенье - разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но… брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!

На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…

За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупречно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь.

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Поэт
Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других - потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем -
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор…

Гражданин
Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель, не плантатор,
Кто гражданин страны родной?
Где ты, откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.

. . . . . . . . . . . . . . .
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же… Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан… Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени!
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Поэт
Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить -
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче - очень безрассудной, -
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы - я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел…
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой…
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои -
Душа пугливо отступила…
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове: честный гражданин.
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты - сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья…
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою…

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи -
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя -
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю -
Увы! сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте…

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 2, с. 85–101, с исправлением опечаток в ст. 51 («Неблагородны» вместо «Но благородны») и в ст. 198 («Когда же… Но молчу.» вместо «Когда же, но молчу…») по Ст 1856 (обоснование этих поправок см.: Бухштаб Б. Я. Заметки о текстах стихотворений Некрасова. - В кн.: Издание классической литературы. Из опыта «Библиотеки поэта». М., 1963, с. 242–257) и устранением цензурных искажений в ст. 56–57 (по автографу ГБЛ), 126–127, 187–192 (по Ст 1856) вслед за рядом советских изданий Некрасова (например, ПСС, т. II).
Недавно было высказано предположение, что замена настоящего времени прошедшим в ст. 56–57 («рыскал» вместо «рыщет» и «бродил» вместо «бредет») была произведена Некрасовым в порядке стилистической правки (Груздев А. Из наблюдений над текстом стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». - РЛ, 1960, № 2, с. 198–200). Однако с точки зрения стилистической стихи от этой замены не выиграли, так как прошедшее время здесь не согласуется со словами «теперь» и «доживаем»; между тем отнесение действия к прошедшему времени привело к явному ослаблению политического звучания стихов; поэтому мы присоединяемся к мнению К. И. Чуковского, полагавшего, что замена была сделана в порядке автоцензуры, и вводим в основной текст чтение автографа.
Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. V–XVI. Перепечатывалось во 2-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений» и в Р. б-ке.
Автограф всего стихотворения не найден. Автограф ст. 52 (начиная со слов «Заметен ты» - 65 в виде отдельного текста в цикле «Заметки» (под № 1) с заглавием «Самому себе» (первоначальный, зачеркнутый вариант заглавия: «Современному поэту») - ГБЛ (Зап. тетр. № 2, л. 42); факсимильно воспроизведен в издании: Некрасов Н. А. Соч., т. 1. М., 1954, между с. 160 и 161; опубликован Некрасовым без заглавия в составе «Заметок о журналах за февраль 1856 года»: С, 1856, № 3 (ценз. разр. - 29 февр. и 3 марта 1856 г.), отд. V, с. 79. Автограф ст. 136–147 - ЦГАЛИ (Зап. Тетр., л. 4, в составе поэмы «В. Г. Белинский»). Эти строфы вошли в стихотворение «Русскому писателю» (С, 1855, № 6 (ценз. разр. - 31 мая 1855 г.), с. 219, с подписью: «Н. Некрасов»). См.: Другие редакции и варианты, с. 265. Черновые наброски, относящиеся к ст. 191–197, 204–207, — ГБЛ (Зап. тетр. № 1, внутренняя сторона задней обложки).
В Экз. авт. ГБЛ Некрасов от руки заполнил цензурные купюры в ст. 227–229, 267. В Экз. авт. ГПБ Некрасов, устраняя цензурные искажения, в ст. 211 зачеркнул «правдивом» и надписал «свободном», а также заполнил цензурную купюру в ст. 227–229. В корректуре Ст 1856 Н. X. Кетчер вписал от руки два дополнительных четверостишия (после ст. 131 и после ст. 135), не вошедших в печатный текст (Кор. Кетчера, л. 58 об., 59).

В прижизненных изданиях «Стихотворений» (начиная со Ст 1861) датировано: «1856». Однако некоторые фрагменты монологов Гражданина были созданы раньше. Ст. 136–147, написанные весной 1855 г., как уже говорилось, были первоначально опубликованы в составе стихотворения «Русскому писателю». Несколько позже были написаны ст. 52–65: упомянутый выше их автограф датируется (по положению в Зап. тетр. № 2) концом 1855 или началом 1856 г. Работу над «Поэтом и гражданином» Некрасов завершил лишь летом 1856 г., находясь на даче близ Ораниенбаума. «Пишу длинные стишищи и устал», - сообщил он И. С. Тургеневу 27 июня 1856 г. Некрасов торопился закончить «Поэта и гражданина», чтобы ввести его (в качестве предисловия) в издание Ст 1856, прошедшее уже через цензуру (ценз. разр. - 14 мая 1856 г.).
В Ст 1856 «Поэт и гражданин» был напечатан более крупным шрифтом и с особой пагинацией (римскими цифрами). Последнее обстоятельство, возможно, объясняется тем, что эти страницы были присоединены к уже сверстанной книге.
Когда сборник Ст 1856 вышел из печати (19 октября 1856 г.), Некрасов находился за границей. Об огромном успехе книги у передовых читателей ему сообщал Чернышевский 5 ноября 1856 г.: «Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли „Ревизор“ или „Мертвые души“ имели такой успех, как Ваша книга» (Чернышевский, т. XIV, с. 321). В № 11 «Современника» за 1856 г., в рецензии Чернышевского на Ст 1856 были целиком перепечатаны три стихотворения: «Поэт и гражданин», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского» и «Забытая деревня». Перепечатка была замечена в великосветских кругах, и о «крамольной» книге Некрасова было доложено Александру II (Чернышевский, т. I, с. 752; Колокол, 1857, 1 авг., л. 2, с. 14–15). Возникло громкое цензурное дело, причем наиболее яростные нападки вызвало стихотворение «Поэт и гражданин», «…тут идет речь, - указывал товарищ министра народного просвещения П. А. Вяземский в проекте распоряжения по цензурному ведомству, - не о нравственной борьбе, а о политической <…> здесь говорится не о тех жертвах, которые каждый гражданин обязан принести отечеству, а говорится о тех жертвах и опасностях, которые угрожают гражданину, когда он восстает против существующего порядка и готов пролить кровь свою в междоусобной борьбе или под карою закона» (ЛН, т. 53–54, с. 215–216). В распоряжении министра народного просвещения А. С. Норова от 30 ноября 1856 г. говорилось, что в стихотворении, «конечно не явно и не буквально, выражены мнения и сочувствия неблагонамеренные. По всему ходу стихотворения и по некоторым отдельным выражениям нельзя не признать, что можно придать этому стихотворению смысл и значение самые превратные» (Лемке М. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб., 1904, с. 312); здесь же были выписаны из «Поэта и гражданина» ст. 54–61, 123–127, причем слова «Чтоб он под бурей запылал, Путь освещая всенародно…» и«…дело прочно, Когда под ним струится кровь…» были подчеркнуты как наиболее «неприличные и неуместные» (там же, с. 312–313). В том же распоряжении предписывалось, «чтобы впредь не было дозволяемо новое издание „Стихотворений Н. Некрасова“ и чтобы не были печатаемы ни статьи о сей книге, ни выписки из оной»; редакции «Современника» было объявлено, что «первая подобная выходка подвергнет <…> журнал совершенному прекращению» (там же, с. 313). Выпустить новое издание «Стихотворений» Некрасову удалось лишь после долгих хлопот, в 1861 г. При перепечатке в Ст 1861 многие стихотворения были сильно искажены цензурой. Особенно пострадал «Поэт и гражданин». При дальнейших перепечатках Некрасов восстановил в этом стихотворении ряд ярких строк, но отдельные искажения так и остались в тексте всех последующих прижизненных изданий (см.: Другие редакции и варианты, с. 267–268).
Упрощенно трактуя стихотворение, Е. А. Ляцкий писал, что оно воспроизводит, «без сомнения, одну из типичнейших бесед Чернышевского с Некрасовым» (Современный мир, 1911, № 10, с. 170). Конечно, в монологах Гражданина воплощены вгляды на назначение искусства, которые в ту пору пропагандировал Чернышевский (в «Эстетических отношениях искусства к действительности» и в других работах). Но в монологи того же Гражданина включены и ст. 136–147, которые в черновике поэмы «В. Г. Белинский» были вложены в уста Белинского, а также ст. 52–65, оформленные в рукописи как автопризнание Некрасова и озаглавленные «Самому себе».
Очевидно, что в монологах Гражданина отражены взгляды Чернышевского, Белинского, Некрасова и других революционных демократов. В образе Поэта, видимо, есть какие-то черты характера Некрасова, но несомненно резкое различие творческих установок автора и героя; см. особенно ст. 208–294, где Поэт рассказывает, что его «душа пугливо отступила», испугавшись борьбы («Но… гибнуть, гибнуть… и когда? Мне было двадцать лет тогда!»), и он отошел от больших социальных тем, стал «добродушно» воспевать красоту природы и т. п. Гражданин и Поэт - образы, имеющие обобщенный характер.
Поскольку в прижизненных изданиях Некрасова текст «Поэта и гражданина» печатался с цензурными искажениями и купюрами, читатели восстанавливали доцензурные варианты в своих экземплярах книги Некрасова (иногда с разночтениями) - см. Экз. Васильковского, Экз. ГБЛ, Экз. Гербеля, Экз. Евгеньева-Максимова, Экз. Ефремова 1859, Экз. ИРЛИ б, Экз. Лазаревского, Экз. Музея Н., Экз. Чуковского. Некоторые бесцензурные варианты были восстановлены также в Списке Модзалевского и в заграничной контрафакции - Ст 1862.
Призывая своего друга М. И. Шемановского к «внутренней работе над собою» (т. е. к воспитанию в себе стойких революционных убеждений), Н. А. Добролюбов в письме К нему от 6 августа 1859 г. цитировал «Поэта и гражданина»; он писал: «С потерею внешней возможности для такой деятельности мы умрем, - но и умрем все-таки не даром… Вспомни:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной… и т. д.

Прочти стихов десять, и в конце их ты увидишь яснее, что я хочу сказать» (Добролюбов, т. IX, с. 378). В последней фразе Добролюбов обращал внимание своего друга на строки, считавшиеся в то время особенно «крамольными»:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

«Вишь, куда метнул!» - скрытая цитата из Гоголя (в «Ревизоре», д. 2, явл. 8: «Эк, куда метнул!»).
«Не для житейского волненья…» - цитата из стихотворения Пушкина «Поэт и толпа» (1828).
А ты, поэт! избранник неба… - Некрасов использует пушкинскую характеристику Поэта (из того же стихотворения): «небес избранник».
Будь гражданин! служа искусству… - Первоначально (в составе стихотворения «Русскому писателю») эта строка имела другую редакцию: «Служи не славе, не искусству», - и вызвала замечание И. С. Тургенева, который писал И. И. Панаеву 10 июля 1855 г.: «Желал бы я знать - стих Некрасова (в стихотворении „К русскому писателю“):
Служи не славе, не искусству -

вероятно, опечатка вместо: но искусству?» (Тургенев, Письма, т. II, с. 298). Предложенную Тургеневым поправку Некрасов не принял, но переделал строку так, чтобы в ней нельзя было усмотреть пренебрежительного отношения к искусству.
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. - Некрасов перефразирует формулу К. Ф. Рылеева (из посвящения к поэме «Войнаровский», 1823–1825): «Я не поэт, а гражданин». Эту формулу (не называя Рылеева из-за цензуры) привел Н. Г. Чернышевский в 4-й статье из цикла «Очерки гоголевского периода русской литературы» (С, 1856, № 4). Возможно, что эта статья, хорошо известная Некрасову (он хлопотал о ее публикации перед цензором В. Н. Бекетовым), и напомнила ему о рылеевской формуле (см.: Гаркави А. М. Чернышевский и стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин». - В кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, вып. 5. Саратов, 1968, с. 54–57).
Кадеты - воспитанники дворянских военно-учебных заведений.
Предводитель - губернский или уездный предводитель дворянства, выборные административные должности.
Плантатор - здесь: помещик, живущий в своем имении.
Хоть мало, И среди нас судьба являла Достойных граждан… - Против этих строк (печатавшихся с вариантом: вместо «среди нас» - «в наши дни») в Экз. авт. ГПБ переписчик сделал пометку: «Здесь видели намек на судьбу декабристов». Впрочем, надо полагать, что Некрасов имел в виду не только декабристов, но и петрашевцев и других революционеров, подвергшихся репрессиям со стороны царского правительства.
Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил! - Н. Г. Чернышевский, усмотревший в этих стихах автопризнание Некрасова, писал ему 5 ноября 1856 г.: «…Вы говорите не о любви К женщине, а о любви к людям - но тут еще меньше права имеете Вы унывать за себя:»
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!

Не вернее ли будет сказать Вам о себе:
…я честно ненавижу!
…я искренно люблю!

(Чернышевский, т. XIV, с. 324).

Год написания: 1855-1856

Похожие публикации