Обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Правительство россии. С изменениями и дополнениями от

По данным Алтайкрайстата за январь-март 2016 года на территории края предприятиями, организациями и индивидуальными застройщиками построено 2900 новых квартир общей площадью 177,3 тыс. кв. метров. В сельской местности введено 40,3 тыс. кв. метров, или 22,7% от общего ввода по краю, что на 27,0% меньше января-марта 2015 года.

Индивидуальными застройщиками за счет собственных и заемных средств построено и введено в действие 57,7 тыс. кв. метров жилых домов, что составляет 32,6% от общего ввода по краю.

На 01.04.2016 в крае утверждены схемы территориального планирования 57 муниципальных районов (97 % от общего количества районов) и генеральные планы 10 городских округов (100 %) и 7 городских поселений (100 %).

Из 644 сельских поселений в 322 (50 %) поселениях приняты решения об отсутствии необходимости подготовки генеральных планов. Из оставшихся 322 поселений генеральные планы утверждены в 133 (41 %), 100 (31 %) проектов находятся в стадии согласования и утверждения, 65 (20 %) - в разработке. В связи с дефицитом финансовых средств в 24 поселениях края (7 %) контракты на разработку градостроительной документации в настоящее время не заключены и работы не начаты.

В течение 1 квартала 2016 года утверждены 3 проекта генеральных планов.

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»

В Алтайском крае постановлением Администрации края от 31.10.2014 № 503 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2015 - 2020 годы государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014 - 2020 годы (далее - «подпрограмма»).

В целях участия Алтайского края в 2015 году в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы подготовлен и направлен в Минстрой России комплект документов на конкурсный отбор субъектов Российской Федерации, в составе которого направлена заявка на объем финансирования из федерального бюджета в размере 75785,85 тыс. рублей. Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограммы от 18 января 2016 года № 1 Алтайский край отобран для реализации подпрограммы в 2016 году. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.02.2016 № 275-р Алтайскому краю распределена субсидия из федерального бюджета в размере 75785,85 тыс. рублей, на софинансирование которой необходимо 46313,5 тыс. рублей краевого бюджета и 46313,5 тыс. рублей местного бюджета. Это позволит обеспечить жильем 171 молодую семью.

В феврале 2016 года проведено заседание конкурсной комиссии по предоставлению в 2016 году муниципальным образованиям Алтайского края средств краевого и федерального бюджетов, предусмотренных на реализацию подпрограммы. Для участия в подпрограмме в 2016 году отобрано 52 муниципальных образований края, подавшие заявки. По результатам заседания комиссии распределены средства федерального и краевого бюджетов на реализацию подпрограммы в 2016 году и утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году.

В марте 2016 года в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации было направлено подписанное со стороны Алтайского края соглашение о реализации подпрограммы в 2016 году.

В целях выполнения мероприятий подпрограммы в феврале и марте 2016 года были утверждены распоряжения Администрации края от 02.02.2016 № 20-р, от 29.03.2016 № 81-р о предоставлении средств из краевого бюджета на реализацию подпрограммы в 2016 году, в соответствии с которыми средства краевого бюджета в размере 23686,5 тыс. рублей перечислены в органы местного самоуправления (04.02.2016 - 7642,65 тыс. рублей, 06.04.2016 - 16043,85 тыс. рублей).

В 2016 году за счет лимитов бюджетных ассигнований 2011 - 2015 годов в рамках подпрограммы улучшили жилищные условия 23 молодые семьи. На данные цели использовано 26145,87 тыс. рублей бюджетных средств, из них средства краевого бюджета - 7642,65 тыс. рублей, местных бюджетов - 18503,22 тыс. рублей, привлечено внебюджетных средств в размере 57497,2 тыс. рублей (использовано ипотечных средств - 7531,43 тыс. рублей). Приобретено и построено 4179,61 кв.м. жилья, из них приобретено нового (построено индивидуального) жилья 694,48 кв.м., что составляет 16,6 % от общего количества кв. м., приобретенных участниками программы.

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем, категорий граждан установленных федеральным законодательством»

1. Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны

В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» Алтайскому краю в 2016 году для обеспечения жильем участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрено выделение 286947,4 тыс. рублей, что позволит обеспечить жильем 248 ветеранов.

В соответствии с распоряжением Администрации Алтайского края от 09.03.2016 № 55-р средства направлены в города и районы края для дальнейшей реализации.

В 2016 году по состоянию на 01.04.2016 жилищные условия улучшили 19 ветеранов Великой Отечественной войны на сумму 21938,616 тыс. рублей. Площадь приобретенных жилых помещений составила 842,5 кв. м. Из них жильем обеспечено 3 участника и 1 инвалид Великой Отечественной войны.
Всего в 2010-2016 годах жильем обеспечены 7374 человека из числа ветеранов Великой Отечественной войны, вставших на учет после 01.03.2005, на сумму 7147313,459 тыс. рублей. Общая площадь приобретенных жилых помещений составила 334621,31 кв. м.

По состоянию на 01.04.2016 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 348 ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе 57 человек из числа участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

2. Обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

По состоянию на 01.02.2016 на учете по улучшению жилищных условий в крае состоит 792 человека из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» Алтайскому краю в 2016 году для обеспечения жильем граждан вышеуказанной категории предусмотрено выделение 24074,6 тыс. рублей, что позволит обеспечить жильем 41 человека.

По информации специалистов комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике средства федерального бюджета поступили в край 31.03.2016.

Реализация мероприятий в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

На территории Алтайского края реализуется краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2017 годы (утверждена постановлением Администрации края от 26.03.2013 № 178, в редакции от 20.02.2016 № 50).

В реализации указанной программы принимают участие 24 муниципальных образования края. В рамках реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда планируется переселить 11 533 человек из 4 252 жилых помещений общей площадью153 529,03 кв.м., расположенных в 531 многоквартирном доме, признанном в установленном порядке до 01.01.2012 аварийным и подлежащим сносу. На реализацию указанных мероприятий запланировано 4 690 558, 410 тыс. руб., в том числе средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - «Фонд») - 2 995 625,002 тыс. руб., средств краевого бюджета - 831 489, 443 тыс. руб., средств местных бюджетов - 787 356, 262 тыс. руб., средств дополнительных источников финансирования - 76 087, 704 тыс. руб.

Этап 2015 - 2016 годов

Согласно программе в ходе реализации данного этапа планируется переселение 2080 человек из 785 жилых помещений общей площадью 33209,53 кв. м из 103 многоквартирных домов на территории 8 муниципальных образований.

Общий объем средств, направляемых на реализацию этапа 2015-2016 годов программы, составляет 1 012 898, 995 тыс. руб., из них: средства Фонда - 627 605, 895 тыс. руб., средства краевого бюджета - 199 842, 336 тыс. руб.; средства местных бюджетов - 185 450,764 тыс. руб.

Органами местного самоуправления проведены аукционы по приобретению 785 жилых помещений. Согласно Порядку, утвержденному правлением Фонда, по результатам аукционов 100 % средств Фонда и 100 % средств краевого бюджета перечислены в муниципальные образования.

По состоянию на 01.04.2016 в рамках данного этапа переселено 274 человека (13,2% от программы).

Переселение граждан планируется завершить до 31.12.2016.

Этап 2016 - 2017 годов

Заявка Алтайского края на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на реализацию данного этапа программы утверждена правлением Фонда 06.04.2016. До 30.04.2016 планируется поступление средств Фонда (30%) в краевой бюджет.

Общий объем средств, направляемых на реализацию этапа

2016-2017 годов программы, составляет 1 397 217,613 тыс. руб., из них: средства Фонда - 851 859, 089 тыс. руб., средства краевого бюджета - 272 679, 262 тыс. руб.; средства местных бюджетов - 272 679, 262 тыс. руб.

Согласно программе в ходе реализации данного этапа до 01.09.2017 планируется переселение 4158 человек из 1480 жилых помещений общей площадью 45,90 тыс. кв. м из 213 многоквартирных домов на территории г. Бийска.

Реализация поддержки платежеспособного спроса на жилье, в том числе с помощью ипотечного жилищного кредитования.

По информации банков, в 1 квартале 2016 года выдано 2784 кредита на сумму 3411,156 млн. руб. По программе «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» выдано 375 кредита на сумму 432,271 млн. руб. По программе «Военная ипотека» выдано 106 кредитов на сумму 172,758 млн. руб. По программе «Льготная ипотека для молодых

На сегодняшний день существует немало программ, позволяющих при помощи государства приобрести собственное жилье. Одна из проблем, по которой эти сделки не приобрели массового характера, - недостаточность информации у населения о наличии этих самых возможностей и условиях участия в них. Эксперты компании «Метриум Групп» рассмотрели, какие жилищные программы по приобретению жилья действуют в 2016 году, кто имеет право ими воспользоваться и какими законами они регулируются.

В далеком СССР каждый советский гражданин, трудясь на благо общества, мог рассчитывать на безвозмездное получение жилья от государства, правда, не в частную собственность - такого понятия тогда просто не существовало. С развалом Советского Союза такая система раздачи квартир населению исчезла. Теперь в большинстве случаев, чтобы стать собственником недвижимости, не являясь наследником «зажиточной бабушки», надо на нее заработать или же взять кредит, но фактически, тоже заработать. При этом определённым категориям населения государство не просто готово помочь приобрести жилье, но и должно это сделать, имея такие обязательства перед ними.

Итак, кто сегодня может быть признан нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий?

Во-первых, это граждане, не имеющие в собственности или по договору социального найма (далее - соцнайм) жилье в том населенном пункте, в котором живут, работают или служат.

Во-вторых, семьи, имеющие жилье в собственности или соцнайме, но в нем проживает большое количество людей и на каждого приходится менее 15 кв. метров. Под этот критерий подходят жители коммунальных квартир, в которых проживают несколько семей, не связанных родственными связями, и люди, у которых один из родственников страдает хроническим заболеванием, наносящим вред здоровью остальных проживающих, и ему требуется отдельное помещение.

В-третьих, граждане, проживающие в квартирах или домах, которые признаны ветхими и/или непригодными для проживания, независимо формы распоряжения (в собственности или в соцнайме).

В каждом регионе эти требования могут быть дополнены, в отдельных случаях происходит индивидуальное рассмотрение ситуации.

В связи с малодоступностью жилья для многих слоев населения, государство и разработало несколько программ субсидирования приобретения жилья. Часть из них предполагает переселение из одного региона в другие, остальная - наоборот рассчитана на то, что участник должен проживать на территории субъекта РФ, в котором хочет приобрести квартиру, не менее 10 лет. Отметим сразу, что в связи с ограниченностью сумм, выделяемых из бюджета, сделки по приобретению жилья с привлечением государственных субсидий очень часто идут в связке с ипотечным кредитом.

I. Федеральная целевая программа «Жилище » - самая глобальная программа Правительства, рассчитанная на увеличение доступности жилья на всей территории РФ для различных категорий населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сама программа включает в себя несколько подпрограмм:

1) Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище » на 2015 - 2020 годы, сокращенное название - «Молодая семья ».

Суть программы состоит в том, что государство предоставляет участнику социальную выплату в размере не менее 30% стоимости жилья для молодых семей, не имеющих детей и не менее 35% стоимости для молодых семей, имеющих одного ребенка или более.

Участниками программы могут быть молодые семьи, в которых возраст супругов не превышает 35 лет. Новшеством 2016 года является возможность участия неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более. Ранее в проекте могли участвовать только семьи из двух родителей. Для приобретения квартиры семье потребуются дополнительные денежные средства: либо собственные накопления, либо ипотечный кредит.

Размер социальной выплаты определяется, исходя из общей площади квартиры или дома, положенной им по количеству членов молодой семьи и норматива стоимости одного квадратного метра жилья, установленного в регионе. Полученные средства имеют строго целевой характер: с их помощью можно либо приобрести квартиру только на первичном рынке, либо построить дом, как самостоятельно, так и при помощи паевого участия. Сертификат участника программы допустимо использовать только в качестве первоначального взноса по ипотеке в следующих банках: ПАО Сбербанк, ПАО ВТБ24 и АО «Россельхозбанк».

Программа «Молодая семья» регулируется Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2015 г. №889 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1050». Подать документы на участие в программе можно в департаменте по жилищным вопросам в местной администрации.

2) Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище » на 2015 - 2020 годы.

Как следует из названия, участниками этой подпрограммы являются люди, перед которыми у государства есть обязательства, в основном связанные с их профессиональной деятельностью. Перечень участников довольно широк:

Военнослужащие, уволенные до 01.01.2005, не подпадающие под участие в программе «Военная ипотека»;

Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (ЗВТ) и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности

Жители закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), поставленные на учет до 1 января 2015 г., желающие переехать на новое место жительства;

Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», а также иные лица, приравненные к ним;

Вынужденные переселенцы в связи с чрезвычайными обстоятельствами и нуждающимися в жилье, состоящие на учете в Миграционной службе;

Граждане, желающие переехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе Дальний Восток.

Участники этой подпрограммы могут приобрести квартиру или жилой дом как у физического, так и у юридического лица при помощи сертификата. Оплатить покупку можно как полностью за счет социальной выплаты, так и с привлечением собственных или кредитных средств. Размер субсидии рассчитывается исходя из средней стоимости жилого помещения, которая определена в соответствии: со стоимостью 1 кв. м жилья, установленной в соответствующем регионе и с нормативами жилой площади. В случае привлечения ипотечного кредита сертификат учитывается в качестве первоначального взноса в ПАО Сбербанк и ПАО ВТБ24.

Подпрограмма регулируется Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. №216 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц».

3) Подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан » федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

В рамках этой подпрограммы выделено несколько направлений, одним из которых является обеспечение жильем прокуроров, сотрудников Следственного комитета РФ, сотрудников научных организаций, сотрудников МЧС РФ, федеральных государственных гражданских служащих и молодых ученых. По факту это предоставление жилья в соцнайм на период службы или работы в соответствующем ведомстве.

Вторым направлением является предоставление социальных выплат для приобретения жилья молодыми учеными. Данные сертификаты предоставляют: Российская академия наук (РАН), Дальневосточное, Сибирское и Уральское отделения РАН, Российская академия медицинских наук - сотрудникам, работающим в академиях наук или подведомственных им научных организациях.

Участниками этой программы могут быть молодые ученые в возрасте до 35 лет - для кандидатов наук и до 40 лет - для докторов наук, проработавшие в научной организации не менее 5 лет и нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Размер социальной выплаты рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения (33 кв. метров), положенной ученому, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ региону, в котором расположена научная организация. То есть приобрести жилье в столице страны могут только те ученые, которые работают непосредственно в Москве. Как и в предыдущих программах, возможно привлечение ипотечного кредита. На данный момент программа работает только в 23 регионах РФ, в 2016 году этот список планируется расширить. В Московской области на этот год уже одобрены заявления от 58 молодых ученых, они будут первыми получателями субсидий на приобретение квартир на первичном и вторичном рынках недвижимости в столичном регионе.

Правовыми основаниями Подпрограммы являются Постановление Правительства РФ № 765 от 14 декабря 2006 г. «О порядке предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» и Постановлением РАН № 142 от 20 июня 2011 г. «О Порядке предоставления молодым ученым Российской академии наук социальных выплат на приобретение жилых помещений».

II. Отдельными программами субсидируется приобретение жилья сотрудниками полиции, МЧС и ФСИН (Федеральной службы исполнения наказаний) на основании № 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года и отдельных постановлений и приказов по каждому ведомству. Претендовать на получение субсидии может сотрудник, имеющий стаж службы не менее 10 лет и нуждающийся в улучшении жилищных условий. Размер денежной помощи рассчитывается исходя из норматива жилой площади на каждого члена семьи и размера среднерыночной стоимости 1 кв.м., определенного в каждом регионе.

III. Еще одна федеральная программа «Жилье для российской семьи » реализуется в 2014-2017 гг. в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании Постановления Правительства РФ №404 от 05 мая 2014 г. при поддержке АИЖК, Министерства Строительства и Правительства РФ. Суть программы состоит в том, что застройщики строят жилье эконом-класса, стоимость которого не должна превышать 35 000 рублей за 1 кв. метр. Участвовать в программе могут граждане в возрасте 25-40 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, относящиеся к категориям: многодетные семьи, ветераны военных действий, ученые, семьи, проживающие в квартирах, в которых на одного человека приходится менее 18 кв. метров, жители аварийных домов и другие. Программа предполагает работу во всех регионах страны, но в связи с жестким отбором застройщиков, земельных участков и ограничением стоимости 1 кв. метра, на сегодняшний день подключено 70 областей, а распространение получила пока только в Краснодарском крае, Республике Татарстан, Иркутской, Вологодской, Волгоградская, Тульской областях, Чеченской республике, Пермском крае и других. Учитывая уровень цен в столице, Правительство Москвы заявку на участие в программе в Минстрой РФ не подавало. Получить ипотеку для приобретения жилья по данной программе можно в банках-партнерах АИЖК.

IV. Помимо федеральных есть программы, регулируемые на уровне регионов. Так, Программа помощи приобретения жилья многодетной семьей в каждом из субъектов РФ может отличаться формой и условиями предоставления, например, внеочередное предоставление жилья в соцнайм, возможность получения земельного участка в длительное льготное пользование, субсидирование покупки жилья и другие. Чтобы уточнить, какой вид помощи оказывается в каждом отдельном регионе, необходимо обратиться в местную администрацию. Воспользоваться программами помощи может малообеспеченная семья, имеющая трех и более детей. В тех случаях, когда поддержку оказывают в виде денежной субсидии на приобретение жилья, если у семьи нет собственных дополнительных средств, сертификат учитывается в качестве первоначального взноса при ипотеке.

В начале 2016 года в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект о федеральном субсидировании жилья для многодетных семей. Претендовать на субсидию смогут семьи, имеющие 5 и более детей (в том числе приемных), проживающие в России более 10 лет, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Формула расчета будет аналогична приведенным выше программам, то есть количество положенных на человека квадратных метров, умноженное на среднерыночную цену. Однако, учитывая, что семья большая, размер самой маленькой квартиры равен 75 кв.м. На текущий момент судьба законопроекта пока не известна.

Кроме программ, в рамках которых государство предоставляет деньги перед покупкой жилья, есть еще возможность получения денежной компенсации по уже приобретенной за собственные средства недвижимости. На такие компенсации могут претендовать сотрудники ФСИН и служащие полиции. Также в рамках программы переселения из аварийного жилья каждый гражданин имеет право на получение от государства либо нового жилья, либо компенсацию на его приобретение. Жители Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Нижнего Новгорода и Новосибирска имеют право получать компенсации за потраченные на приобретение жилья личные средства, при этом размер и порядок выплаты компенсации определяется региональным бюджетом.

«Таким образом, помощь от государства доступна для широкого круга населения, - резюмирует Мария Литинецкая, управляющий партнер «Метриум Групп». - В теории механизм привлечения субсидии довольно прост: достаточно не иметь жилья и обратиться с соответствующим заявлением в компетентные органы власти. На практике процесс довольно забюрократизирован и рассмотрение заявлений может длиться месяцами. Часто может быть и вовсе получен отказ в связи с неполным пакетом документов или несоответствием претендента по какому-либо параметру. Все сертификаты ограничены по сроку действия от 2 до 7 месяцев, в рамках которых должен быть подобран объект и собран пакет документов. Отбор банков, в которых возможно получение ипотеки, происходит на основании тендеров и обновляется каждый год. Главной особенностью жилищных сертификатов является то, что участник не получает денежные средства на руки, они переводятся на специальный счет, открытый в банке, с которого средства поступают продавцу после государственной регистрации сделки. Так как все мероприятия, связанные с субсидиями, как правило, длятся по несколько месяцев, то продавцы-физические лица порой отказываются от таких сделок, а застройщики успевают по нескольку раз поднять цены на квартиры или вообще предпочитают не работать с субсидиями. Из-за этого процесс покупки недвижимости с привлечением государственных сертификатов до сих пор не отлажен и не стал массовым. Плотное взаимодействие банков и застройщиков с государственными учреждениями на местном уровне позволит сделать эту схему более отлаженной и увеличить количество сделок с использованием государственных субсидий».

Дата публикации 02 июня 2016

Ввод жилья

По итогам 2016 года, по предварительным данным Росстата, объём ввода жилья в России составил 79,8 млн кв. м, что на 6,5% ниже показателя 2015 года. Снижение ввода произошло за счёт снижения ввода индивидуального жилья, индустриальное домостроение (многоквартирные дома) третий год подряд показывает рост. Объём ввода жилья экономического класса в Российской Федерации в 2016 году составил 39,9 млн кв. м, что составляет 50% от общего объёма ввода жилья в 2016 году и на 10% больше аналогичного периода 2015 года. Сокращение объёмов ввода индивидуальных жилых домов связано главным образом с тем, что снижаются темпы регистрации уже построенного жилья, в том числе в рамках дачной амнистии.

Наибольшие объёмы ввода жилья в 2016 году в абсолютном выражении зафиксированы в Московской области (8,8 млн кв. м, или 91,7% к уровню прошлого года); Краснодарском крае (4,6 млн кв. м, или 98,1% к уровню прошлого года); Москве (3,4 млн кв. м, или 85,8% к уровню прошлого года); Санкт-Петербурге (3,1 млн кв. м, или 102,8% к уровню прошлого года); Республике Башкортостан (2,7 млн кв. м, или 100,3% к уровню прошлого года).

Среди субъектов Федерации, имеющих максимальные темпы роста объёмов ввода жилья в 2016 году по сравнению с прошлым годом: Севастополь – в 2 раза (в 2016 году введено 0,105 млн кв. м); Мурманская область – в 1,77 раза (в 2016 году введено 0,033 млн кв. м); Еврейская автономная область – в 1,27 раза (в 2016 году введено 0,060 млн кв. м); Смоленская область – в 1,22 раза (в 2016 году введено 0,63 млн кв. м); Саратовская область – в 1,13 раза (в 2016 году введено 1,29 млн кв. м).

Развитие рынка ипотечного кредитования

По данным Банка России, всего за 2016 год в России выдано 856 344 ипотечных кредита на общую сумму 1 472 140 млн рублей (на 22,5% выше аналогичного показателя 2015 года в количественном и на 27% выше в денежном выражении). Такие показатели стали возможны благодаря государственной программе субсидирования ипотечной ставки для приобретения жилья на первичном рынке. Доля ипотечных кредитов с государственной поддержкой в 2016 году составила 35,4% от всего объёма ипотечных кредитов, выданных в 2016 году, что позволило предоставить ипотечные кредиты на приобретение жилья площадью 15 млн кв. м.

Реализация программы субсидирования позволила установить достаточно привлекательные условия для получения жилищных кредитов по ставке от 9,9 до 12%.

Обеспечение жильём отдельных категорий граждан

На обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны (и приравненным к ним категориям) на 2016 год субъектам Федерации было выделено 10 042,9 млн рублей, на 1 января 2017 года израсходовано 9 860,1 млн рублей. За 2016 год обеспечены жильём 8468 ветеранов Великой Отечественной войны.

На обеспечение жильём ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, были предусмотрены бюджетные ассигнования в объёме 2 434,1 млн рублей. В 2016 году обеспечено жильём 3723 человека указанной категории граждан.

Реализация ФЦП «Жилище»

Общий объём финансирования составил в 2016 году 68 366,61 млн рублей, в том числе 39 188,13 млн рублей за счёт средств федерального бюджета, 8 946,5 млн рублей за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 20 231,98 млн рублей из внебюджетных источников.

За 2016 год в рамках реализации ФЦП «Жилище» были обеспечены жильём 21,08 тыс. семей граждан, в том числе 13,28 тыс. молодых семей, 6,59 тыс. семей граждан, перед которыми федеральным законодательством установлены государственные обязательства по обеспечению жильём, 1,21 тыс. семей граждан отдельных категорий на основании решений Президента России и Правительства России, а также обеспечен дополнительный ввод жилья в объёме 3,7 млн кв. м за счёт поддержки проектов строительства жилья.

Улучшение жилищных условий граждан, имеющих трёх и более детей

В России проживает более 1,4 млн семей, имеющих трёх и более детей. По состоянию на 1 января 2017 года заявления на предоставление земельного участка подали 314,5 тыс. семей, имеющих трёх и более детей. За 2016 год региональными властями и органами местного самоуправления предоставлено бесплатно 92,3 тыс. земельных участков многодетным семьям.

Иные меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно получили 3466 многодетных семей (Белгородская область, Владимирская область, Калужская область, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Кировская область, Свердловская область и др.).

Жилые помещения по договору социального найма в 2016 году предоставлены 2026 семьям, имеющим трёх и более детей.

Развитие рынка арендного жилья

По состоянию на 1 января 2017 года 63 субъекта разработали и приняли региональные программы развития рынка арендного жилья, в том числе обеспечив включение подпрограмм, задач, мероприятий, направленных на формирование и развитие рынка доступного арендного жилья, в существующие региональные программы жилищного строительства.

По состоянию на 1 января 2017 года объём ввода арендного жилья в России составил 1112,5 тыс. кв. м.

В 2016 году АИЖК приступило к реализации пилотных проектов по финансированию арендного жилья – объём инвестиций составил 13,5 млрд рублей. Арендный жилищный фонд создаётся с использованием механизма коллективных инвестиций – в 2016 году сформирован закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «Кутузовский», профессиональным управлением которого занимается вновь созданное ООО «УК АИЖК». В декабре 2016 года введён в эксплуатацию МФК «Лайнер», (г. Москва, Ходынский бульвар, д. 2), на базе которого будут созданы первые 283 арендных апартамента (бронирование начинается с марта 2017 года).

Долевое строительство

В июле 2016 года принят , ужесточающий требования к застройщикам, работающим на рынке долевого строительства, и повышающий защиту прав граждан – участников долевого строительства.

Установлены требования к минимальному размеру уставного капитала застройщиков, имеющих право привлекать средства граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов, приоритет требований граждан – участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов, введены дополнительные требования к раскрытию информации таким застройщиком на официальном сайте застройщика, законом предусмотрено создание и ведение реестра застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, расширение полномочий контролирующего органа в части контроля за целевым использованием застройщиком денежных средств, уплачиваемых по договору участия в долевом строительстве, а также введение механизма проектного финансирования банками долевого строительства жилья.

Разработан действенный механизм передачи объектов незавершённого строительства и обязательств от застройщика, находящегося в процедуре банкротства, новому застройщику – приобретателю. Приобретатель исполняет вместо застройщика обязательства перед участниками строительства по передаче жилых помещений.

По поручению Президента страны ведётся работа по созданию государственного компенсационного фонда долевого строительства, который будет аккумулировать отчисления застройщиков, осуществлять отбор новых застройщиков, которым планируется передача объекта строительства и обязательства по передаче квартир участникам строительства. «О защите прав граждан – участников долевого строительства» утверждены Правила осуществления обязательных отчислений (взносов) застройщиков в фонд, средства которого формируются за счёт обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости денежные средства участников долевого строительства, а также использования средств фонда, в которых установлены условия и порядок использования средств компенсационного фонда.

Указанные изменения позволят повысить привлекательность инвестиций в строительство жилья для граждан, что в свою очередь окажет стимулирующее воздействие на развитие жилищного строительства.

Реализация подпрограммы «Стимулирование программ жилищного строительства субъектов Российской Федерации»

Объём финансирования подпрограммы в 2016 году из средств федерального бюджета составил 4 341,62 млн рублей. В реализации подпрограммы в 2016 году приняли участие 18 субъектов Федерации. Минстроем России заключены 12 соглашений с указанными субъектами Федерации. В соответствии с заключёнными соглашениями в бюджеты субъектов Федерации перечислены средства федерального бюджета в объёме 4 313,6 млн рублей.

В 2016 году в рамках подпрограммы осуществлялось софинансирование строительства 16 объектов социальной инфраструктуры (дошкольных учреждений, образовательных учреждений) более чем на 5,5 тыс. мест, а также строительства более 88 км автомобильных дорог (23 объекта) на территории проектов по развитию территорий, предусматривающих строительство жилья, и в микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильём.

В 2016 году достигнут целевой индикатор подпрограммы, а именно введено жилья 3,7 млн кв. м, что составляет более 300% от установленного подпрограммой показателя (1,1 млн кв. м).

Реализация приоритетного проекта «Ипотека и арендное жильё»

Утверждён . Основной целью приоритетного проекта основного направления стратегического развития «Ипотека и арендное жильё» является улучшение жилищных условий граждан России путём обеспечения высоких темпов ввода жилья (100 млн кв. м в 2020 году) и стимулирования спроса (выдача в 2018 году 1 млн ипотечных кредитов, в 2020 году – 1,2 млн ипотечных кредитов).

Выполнение данной задачи будет обеспечиваться в том числе путём вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории в субъектах Федерации. Средства в размере 20 млрд рублей ежегодно будут распределены между регионами. Средства могут быть направлены на следующие цели:

субсидирование возмещения затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья;

субсидирование строительства (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры;

субсидирование строительства (реконструкции) автомобильных дорог.

В 2017 году по программе планируется профинансировать инфраструктуру в 66 проектах комплексного развития территорий в 33 регионах России, что позволит дополнительно ввести более 6 млн кв. м жилья.

Ликвидация аварийного жилищного фонда

Все граждане России, жильё которых было признано аварийным до 1 января 2012 года, до 1 сентября 2017 года должны переехать в новые дома. Всего в рамках программы расселения аварийного фонда должно быть расселено 11,1 млн кв. м жилья, в которых проживает 711,5 тыс. человек. 2014 и 2015 годы стали прорывными в расселении аварийного жилья – ликвидировано в 3 раза больше трущоб, чем это делалось в предыдущие годы.

В соответствии с распоряжением Правительства России в 2016 году необходимо было расселить 2,63 млн кв. м аварийного жилья, в котором проживает 166,73 тыс. человек. На 1 марта 2017 года расселено 2,67 млн кв. м (101,7%), 169,23 тыс. человек (101,5%).

В рамках мониторинга реализации программ переселения в 2016 году проведено 176 выездных проверок, которые охватили 526 муниципальных образований в 79 регионах России. Усилены проверочные мероприятия в отношении качества строительства домов, построенных в рамках программ переселения.

В 2016 году проверки качества строительства домов проведены в 46 субъектах Федерации, проверены 1049 домов, в которых приобретено 1,41 млн кв. м жилья, что составило 47% от всего объёма жилья, приобретаемого по 4 этапам программ переселения.

Социальная выплата предоставляется владельцу ГЖС в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

Владелец сертификата в течение 3 месяцев (для серии «ГА» - 2 месяцев) с даты выдачи ГЖС сдает его в банк по месту приобретения жилого(ых) помещения(ий) или по месту пребывания для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета.

Банк при открытии банковского счета проверяет соответствие данных, указанных в ГЖС, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца сертификата, а также своевременность представления ГЖС в банк, после чего заключает с ним договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет.

В случае выявления несоответствия данных, указанных в ГЖС, данным, содержащимся в представленных документах, а также в случае истечения 3-месячного (для серии «ГА» – 2-месячного) срока с даты выдачи ГЖС, банк возвращает ГЖС его владельцу.

Владелец ГЖС вправе обратиться в орган исполнительной власти, выдавший ГЖС, с заявлением о замене сертификата.

В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца ГЖС.

Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия ГЖС, и может быть расторгнут в течение срока действия договора банковского счета по письменному заявлению владельца счета. В случае досрочного расторжения договора банковского счета, если на указанный счет не были зачислены средства социальной выплаты, банк выдает владельцу счета справку о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.

ГЖС, сданный его владельцем в банк, после заключения договора банковского счета владельцу сертификата не возвращается.

В случае заключения договора банковского счета не по месту приобретения жилого(ых) помещения(ий) на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сертификате, а по месту пребывания, владелец счета до приобретения жилого(ых) помещения(ий) должен представить в банк по месту приобретения жилого(ых) помещения(ий) ранее заключенный договор банковского счета и заверенную в установленном банком порядке копию ГЖС. Банк заключает с владельцем счета новый договор банковского счета. При этом срок действия нового договора банковского счета ограничивается сроком действия ранее заключенного договора банковского счета. Комиссия за открытие счета в этом случае не взимается (см. рифы).

В договоре банковского счета предусмотрено, что по соглашению сторон открытие и обслуживание банковского счета осуществляются за счет средств владельца счета (см. Тарифы).

Владелец счета в пределах срока действия договора банковского счета имеет право приобрести на первичном или вторичном рынках жилья на территории субъекта Российской Федерации, указанного в ГЖС, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), отвечающее(ие) требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек). При этом допускается приобретение доли в праве общей собственности на жилое(ые) помещение(я) при условии, что в результате такой сделки жилое(ые) помещение(я) полностью поступает в общую долевую собственность владельца счета и членов его семьи.

При указании в сертификате в графе «наименование субъекта Российской Федерации» городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя допускается приобретение жилого(ых) помещения(ий) соответственно в Московской области, Ленинградской области или Республике Крым.

Владелец счета имеет право приобрести жилое(ые) помещение(я) не только в пределах средств социальной выплаты, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Владелец счета предоставляет в банк по месту приобретения жилого(ых) помещения(ий) для оплаты приобретаемого жилого(ых) помещения(ий) документы на оплату ГЖС и одновременно оформляет заявление-поручение на списание средств социальной выплаты по целевому назначению при их поступлении на счет.

Оригиналы договора купли-продажи и выписки (выписок) хранятся в банке до перечисления средств лицу (лицам), указанному(ым) в договоре купли-продажи, или до принятия решения об отказе от такого перечисления, а затем возвращаются владельцу счета.

Банк проверяет пакет документов на оплату в течение 3 рабочих дней с даты получения. По результатам проверки:

При принятии решения о приеме договора купли-продажи для оплаты направляет в ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России заявку на перечисление средств социальной выплаты в счет оплаты договора купли-продажи;

При принятии решения об отказе в приеме договора купли-продажи для оплаты Банк в письменной форме уведомляет об этом владельца счета с указанием причин.

ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки Банка проверяет данные, указанные в заявке, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов.

При их соответствии в территориальный орган Федерального казначейства предоставляются платежные документы для осуществления в установленном порядке операции по перечислению средств социальной выплаты на счет владельца ГЖС, открытый ему в банке.

После поступления средств социальной выплаты на счет владельца ГЖС осуществляется их перечисление по целевому назначению в адрес получателя.

Документы, предоставляемые в банк для оплаты жилого(ых) помещения(ий):

  1. Договор (договоры) купли-продажи жилого(ых) помещения(ий), на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на жилое помещение (жилые помещения);
  2. Выписка (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости;
  3. Кредитный договор (договор займа) о предоставлении денежных средств на приобретение жилого помещения (жилых помещений) (при наличии);
  4. Договор банковского счета;
  5. Документ, удостоверяющий личность владельца ГЖС или доверенного лица; нотариально удостоверенная доверенность (либо доверенность, приравненная к нотариально удостоверенной, в случае предоставления документов в банк доверенным лицом).

Обязательное указание реквизитов в договоре купли-продажи:

  1. Адрес приобретаемого жилого(ых) помещения(ий), площадь жилого(ых) помещения(ий);
  2. Цена жилого(ых) помещения(ий) (цифрами и прописью); если присутствует доплата, то прописываются условия оплаты недостающей суммы и сроки передачи собственных или заемных средств;
  3. Реквизиты ГЖС: серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего сертификат;
  4. Счет, ФИО владельца ГЖС, с которого осуществляется перечисление средств социальной выплаты;
  5. Счет, ФИО продавца, на который осуществляется перечисление средств социальной выплаты.

ВАЖНО:

  1. Приобретаемое жилое помещение (жилые помещения) оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в сертификате.
  2. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) должна содержать полные данные о каждом лице, за которым зарегистрировано право на жилое помещение. Выписка из ЕГРН предоставляется самим правообладателям или их законным представителям, или физическим и юридическим лицам, имеющим доверенность от правообладателя или его законного представителя. Для получения в органе регистрации прав Выписки из ЕГРН, содержащей полные данные о каждом правообладателе, необходимо обратиться всем правообладателям одновременно или их законным представителям, или лицам, имеющим нотариально удостоверенную(ые) доверенность(и) от правообладателя(ей) или его(их) законного(ых) представителя(ей).
  3. При приобретении 2-х и более жилых помещений договоры на жилое помещение и выписки из Единого государственного реестра недвижимости должны представляться в банк одновременно.
  4. Жилое(ые) помещение(я) можно приобрести только в том регионе, который указан в соответствующей строке в сертификате.
  5. Допускается принятие договора купли-продажи для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) ниже размера социальной выплаты, указанного в сертификате.

Федеральная программа “Жилище” на 2016-2020 годы рассчитана на людей, которые обладают правом на получение субсидии, позволяющей улучшить жилищные условия. В список людей данной категории входят молодые семьи-льготники, переселенцы, военнослужащие, люди-ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и работники прокуратуры и иных ведомственных органов. Жилищная программа позволяет получить людям хорошее жилье за счет материальной поддержке государства. Многие семьи при помощи данной программы смогут существенно расширить свои жилищные условия. Все начисления субсидий на жилье осуществляется по действующему законодательству.

Проект программы “Жилище” на 2016-2020 годы разработан не зря, в планы по улучшению жизнедеятельности граждан входят некоторые аспекты, например, стимулирование процента рождаемости в отдаленных регионах и местностях России, а также формирование жилищного комплекса, входящего в структуру эконом-класса.

Правительственными органами утверждено, что построение новых домов будет осуществляться рядом с современной развивающейся инфраструктурой, а также на участках, которые специально отведены под строительство новых жилых домов и квартир. Все строительство попадает под категорию бюджетного строительства, что позволяет приобрести квартиры и дома по сравнительно экономной цене. Кроме того, для людей соответствующей категории представляются государственные материальные субсидии, которые позволяют значительно уменьшить расходы на приобретение нового жилья.

Суть программы “Жилище” был разработан еще в далеком 2002 году. За это время многие семейные пары приобрели подходящие квартиры и дома. В середине 2015 года правительственными органами было решено продолжить действие данной программы. Продолжение субсидирования было решено продолжить не зря. Статистиками и аналитиками были подведены итоги действия вышеуказанной программы, которая доказала свою важность. В течение времени действия жилищной программы было проделано много работы, а именно:

  • Увеличилось строительство жилого фонда, сдвинулось в положительную сторону строительство частного сектора;
  • Около 300 тыс. молодых семей смогли достойным образом улучшить свои жилищные условия;
  • Началось активное развитие ипотечного кредитования.

На период с 2010 года по 2015 год были созданы еще более грандиозные планы, которые в некоторой степени не оправдали себя. Процент увеличения строительства стабилизировался, но в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране продажи недвижимости несколько сократились, даже несмотря на то, что молодым семьям представляется государственная материальная поддержка. На будущее время планируются еще более грандиозные масштабы. Каковы же перспективы жилищной программы?

Будущее программы “Жилище”

После обсуждения в Правительственных кругах было принято решение доработать программу “Жилище” на 2016-2020 годы. На сегодняшний день предварительная новая программа с доработками и изменениями уже отдана в Государственную Думу для одобрения и утверждения. Какие же изменения внесены в новую программу жилищного строительства?

  • Стимулировать строительство жилищного комплекса в регионах на территории РФ;
  • Обеспечить молодые семьи достойным жильем;
  • Выполнить государственные обязательства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, список которых утвержден законодательством РФ;
  • Модернизировать коммунальную инфраструктуру.

Что касается материальной поддержки, то объем материальной помощи на строительство новых объектов и модернизацию коммунальных структур снижаться не будет.

Главным вопросом является: кто же может входить в качестве участников в программу жилищного строительства? Список граждан, попадающих под данную категорию, остается неизменным. Основные требования для кандидатов-участников новой программы следующие:

  • Правом на регистрацию в соответствующей жилищной программе обладают люди, которые проживают в достаточно стесненных условиях. Законодательством определено, что норма квадратных метров на одного человека должна составлять не менее 15-ти кв. метров. В случае, если метраж на человека получается меньший, то его полагается обеспечить лучшими жилищными условиями.
  • В данную категорию попадают жители ветхих домов, которые считаются не пригодными для дальнейшего проживания.
  • Все собственники квартир и жилых домов не могут претендовать на право стать участником программы по обеспечению благоприятными жилищными условиями.
  • Для регистрации в программе у одного из супругов должно обязательно присутствовать российское гражданство.
  • Матери или отцы-одиночки, воспитывающие детей или ребенка в неполной семье, обладают правом стать участником проекта.
  • Участниками программы могут стать молодые люди, возраст которых не достиг 35-ти лет.
  • Средний ежемесячный доход молодой семьи должен соответствовать цифрам, утвержденным законодательством.

Минимальный ежемесячный доход молодой семьи, которая может обладать правом стать участником проекта программы “Жилище”:

  • Взрослые люди, имеющие 2-х детей, должны в общем в месяц получать прибыль, равную 43350 руб.
  • Молодые семьи без детей должны получать прибыль, равную 21 621 руб. В этом случае сумма субсидии на жилье составит предел 30-ти % от номинальной стоимости квартиры.
  • Молодые семьи, которые имеют 1 ребенка, должны иметь ежемесячную прибыль, равную 32510 руб. В этом случае сумма субсидирования составляет 40% от стоимости квартиры.

Если взять настоящую стоимость современного жилища и перевести процентный эквивалент в рубли, то можно указать следующие данные :

  • бездетной паре полагается субсидирование, равное 600 тыс. руб;
  • молодые пары, которые воспитывают одного ребенка, могут надеяться на получение субсидирования, равного 800 тыс. руб;
  • многодетные пары получать денежный эквивалент, равные примерно 1 млн. руб.
Похожие публикации