Погребальный храм рамзеса iii мединет абу. Поминальный храм Рамзеса III в Мединет-Абу. Факты о комплексе

Мединет-Абу – это масштабный храмовый комплекс, расположенный на западном берегу Нила близ города Луксор. Он построен во время царствования фараона Рамзеса III – последнего из великих царей Нового Царства, когда Египет в последний раз за всю свою трехтысячелетнюю историю вступил в полосу процветания. Это яркий и наиболее полно сохранившийся образец заупокойного храма правителей Нового Царства.

Факты о комплексе

Рамзес III занял трон после короткого двухлетнего правления своего отца. Он отождествлял себя с богом войны Монту, и, подобно ему, был грамотным и мудрым полководцем, не единожды спасавшим свой народ от вторжения палестинцев и морских народов. После победы над этими народами фараон получил от них богатые подношения и занялся строительством дворцов и храмов, самым красивым из которых является заупокойный комплекс Мединет-Абу, считающийся самым крупным после Карнакского храма Амона Ра. Его площадь – порядка 7 тыс. м 2 .

Там, где было решено построить поминальный храмовый комплекс, раньше располагались каменоломни, на которых вырубались огромные каменные блоки для постройки зданий. И лишь по приказу Рамзеса они были закрыты, а на этом месте развернулось строительство самого грандиозного проекта за всю историю царствования этого правителя.

Храм Мединет-Абу возводился в два этапа: сначала погребальный храм со всеми вспомогательными строениями. Его окружили массивной стеной, за которой также находился царский дворец. Второй этап строительства пришелся на конец правления Рамзеса III — вокруг комплекса возвели еще одну мощную стену (по современным меркам, ее высота равна высоте шестиэтажного дома), за которой располагался храм Амона XVIII династии.


Мединет-Абу украшает множество барельефов, на которых изображены великие победы Рамзеса. Весь комплекс напоминает крепость, даже вход в него осуществляется через укрепленные ворота. По бокам расположены две кирпичные башни, а лицевую часть постройки украшают гигантские осирические статуи фараона.

В комплекс Мединет-Абу, помимо собственно храма и царского дворца, входили также административные постройки, складские помещения, постройки для служителей культа, искусственное созданное озеро с каналом, по которому фараоны подплывали к своему жилищу.

В доступных источниках сегодня можно отыскать фото комплекса Мединет-Абу со спутника и схемы постройки, на которых отчетливо видны руины самого поминального храма фараона, царского дворца, восточных ворот и других построек, возведенных в гораздо более позднее время.

За все годы своего царствования фараон Рамзес построил множество культовых сооружений, но самым грандиозным и масштабным его проектом, дошедшим до нашего времени, хоть и в полуразрушенном состоянии, был и остается храмовый комплекс Мединет-Абу. Гробница правителя находится в Долине Царей, а его мумия хранится в Национальном Каирском музее.


Судьба храма Мединет-Абу

После смерти Рамзеса III эпоха Великих правителей Нового Царства канула в Лету. Некогда роскошный и могущественный город Фивы вынужден был постоянно держать оборону от многочисленных набегов врагов. В это время Мединет-Абу использовали в качестве убежища жители западного берега Нила, в том числе служители некрополей из Дейр-эль-Медины. Произошел раскол Единого Египта – власть в Нижнем Египте захватили ливийцы. Храм еще достраивался династией Птолемеев и даже правителями Древнего Рима. Возле восточных ворот во времена царствования XXV-XXVI династий были возведены несколько гробниц царевен – «Божественных жен Амона». Однако принятие христианства окончательно уничтожило религиозные культы Древнего Египта, а в западных Фивах было построено множество монастырей. Вся территория Мединет-Абу была занята постройками коптского города Джеме, существовавшего до IX века нашей эры. Затем эпидемия чумы сделала свое дело, и город опустел.

Самые крупные исследования храмового комплекса Мединет-Абу проводились в первой половине XX столетия. В них принимали участие ученые из Чикагского Восточного университета. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что сооружение прекрасно изучено и является эталоном храмовой архитектуры Древнего Египта.


Страницы: 1

Удивительно, что этот один из наиболее хорошо сохранившихся храмов не сильно облюбован туристом, по крайней мере мы там были совершенно одни, не считая пары арабов, желавших оказать нам услуги экскурса в историю древнего Египта.

Сирийские ворота, нетипичные для древнеегипетских храмов.

Сирийские ворота в Мединет-Абу, Египет // iii0iii.livejournal.com


Спрашивается, зачем строить кусок военной заставы прямо возле культового сооружения? По одной из версий Рамзесу, побывавшему с походами на Ближнем Востоке, понравился стиль, поэтому его и скопировали при возведении его поминального храма. Такая себе древнеегипетская история с кукурузой. По другой версии в этот момент в Египте было не совсем спокойно, и такие ворота построили на случай бунта.

// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


Тут видны остатки укрепительных стен вокруг храма.

// iii0iii.livejournal.com


Все поминальные храмы в ту пору строились по принципу доски почета. "И долго буду тем любезен я народу, что..." и дальше на стенах храма шло долгое и нудное перечисление всех заслуг и подвигов фараона. Фараон этим сооружением должен был показать, что провел свою жизнь не в неге и объятиях наложниц, но пахал как раб на галерах на благо страны. Так как заслуги не просто записывали, но и пытались их изобразить, то храм в итоге перерождался в такой себе байопик о хорошем человеке. В этом смысле Рамзесу III было что писать на стенах храма, белыми они не остались. Он сражался с ливийцами, проводил военные кампании в Нубии, отбивал вторжение народов моря.

Не очень хорошо видно, одна из канонических сцен, фараон побивает врагов Египта пред очи бога Амона Ра. Бог - с двумя перьями в голове, фараон - слева, враги - они там пучком, фараон держит их за волосы и осуществляет ритуальный поколот.

// iii0iii.livejournal.com


Другой бог, Ра Хорахти, представляет фараона Амону Ра. Внимательно смотрим на самый низ фотографии.

Поминальный храм Рамзеса III в Мединет-Абу, Египет // iii0iii.livejournal.com


Тут видно чуть лучше.

// iii0iii.livejournal.com


Еще одна важная техническая деталь, специфическая для этого храма. Рамзес II, правивший, как видно из номера, до Рамзеса III, за 67 лет своего бесконечного правления ввел в моду так называемое культовое рейдерство. Если ему нравилась статуя кого-то из фараонов-предшественников - он просто перебивал картуши на памятнике. То есть сбивал имя фараона-предшественника и приказывал высечь свое имя. Идея этого акта была проста: считалось, что после смерти бессмертная душа человека, его ба, нуждается в каком-то вместилище, иначе бессмертное существование невозможно. Лопнувшему шарику нужен горшочек. Поэтому после смерти так было важно сохранить тело, поэтому саркофаги делали с портретными чертами лица (чтобы душа могла узнать своего бывшего владельца и не случилась история из старого анекдота "Прости, Мойша, не узнал"). Точно так же, как в тело, душа могла вселяться в изваяние человека. Поэтому чем больше изваяний фараона имеет место быть - тем более безопасно его посмертное существование. Перебивая имена на скульптурах Рамзес просто страховался.

Рамзес III явно знал о таких поступках предшественника, поэтому картуши с именем фараона в Мединет-Абу вырезались так, что если попытаться их сбить или перебить (как номера перебивают на машинах) - стены, наверное, просто рухнут. В некоторых местах иероглифы вырезаны так глубоко, что раньше в них селились птицы. Сейчас с этим активно борются, помет - не лучший консервант для памятников.

Продолжаем движение.

// iii0iii.livejournal.com


Фараон и пленные враги.

// iii0iii.livejournal.com


Обращаем внимание, что египтяне не просто рисовали "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек". В рисунках они умудрялись передавать черты лица, особенности одежды, причесок других народов. Вчера прочел интересную фразу о том, что импрессионизм - это взгляд на божий мир загноившимися глазами, так вот у египтян это был жесткий реализм в силу их возможностей. Отличать одну национальность от другой я никогда не умел, но если не ошибаюсь, посредине - это ассириец.

// iii0iii.livejournal.com


Сехмет, богиня войны.

// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


Внутренний двор за первым пилоном. Смотрим в одну сторону.

// iii0iii.livejournal.com


Поворачиваемся на 180 градусов.

// iii0iii.livejournal.com


Дырка в стене - это еще одно изящное схемное решение того времени, своего рода VIP-ложа. Как я уже писал в прошлом посту, к заупокойному храму вплотную примыкал дворец фараона, где он останавливался во время проводимых фестивалей молодежи и студентов (руины дворца хорошо видны на фото с воздушного шара). Когда во дворе храма устраивалось какое-нибудь важное религиозное действо - фараон мог наблюдать за ним, не покидая дворец, прямо из окна.

// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


На стенах, как обычно, походы Рамзеса III. Тут фараон повергает в хаос врагов страны (в данном случае, ливийцев).

// iii0iii.livejournal.com


Тут - подводит итоги битвы.

// iii0iii.livejournal.com


Интересный момент. Фараону докладывают о количестве убитых врагов.

// iii0iii.livejournal.com


Как считать количество уничтоженных, не попрешь же с собой с поля боя тело убитого. Нательных номеров у них тоже не было. Индейцы Америки в таких случаях снимали скальпы, египтяне - отрезали кисть убитого врага. В верхнем регистре видно, что один из слуг царя указывает на гору отрубленных рук. Но с таким же успехом можно после битвы нарезать рук и убитых сотоварищей, для лучшей статистики. Чтобы этого не произошло, как мы видим на картинке, в нижнем регистре слуга указывает еще на одну кучу - отрезанных пенисов. Дело в том, что ливийцы, в отличие от египтян, были не обрезаны.

// iii0iii.livejournal.com


Пленный ливиец (зато при руках и всем остальном).

// iii0iii.livejournal.com


У нас есть спец. люди для масштаба.

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО Мединет-Абу - самый крупный древнеегипетский храмово-дворцовый комплекс после храма Амона в Карнаке.
Впечатление не обманывает, хотя большого военного лагеря за этими стенами не стояло, а главная задача строителей крепости заключалась в том, чтобы сделать ее неприступной для непокорных Фивам агрессивных племен, а таковых во времена XX династии (XII-XI вв. до н. э.) Нового царства было немало. Главную военную угрозу для Египта в это время представляли ливийцы, нубийцы и так называемые народы моря - доиндоевропейские племена запада и юго-запада полуострова Малая Азия, а также их греческие союзники (ахейцы или данайцы). Вокруг строений Мединет-Абу была возведена сначала одна стена из сырцового кирпича, а к концу царствования Рамсеса III (правил приблизительно в 1185-1153 гг. до н. э.) еще одна, на расстоянии 12 м от первой. Комплекс включал кроме дворца (было три последовательно строившихся на одном и том же месте дворца) склады, амбары, мастерские административные здания, дома жрецов, искусственный бассейн, в который входил канал, предназначенный для того, чтобы фараон мог подплывать на лодке к дворцу, не ступая на землю. За строительным материалом далеко ходить не пришлось: с еще более древних времен на месте Мединет-Абу была каменоломня, где вырубали прямоугольные блоки известняка.
Мединет-Абу - название арабское, означающее «город Абу». Египтяне именовали это место Джемет (в арабском произношении - Джеми), что означает «прародители» или «происхождение». Согласно некоторым, самым древним египетским текстам, здесь были захоронены первые четыре пары богов, участвовавшие в сотворении мира из хаоса. Здесь же, по мифам, родился и космический бог Амон. Небольшой храм, посвященный Амону, был сооружен при царях XVIII династии Хатшепсут и Тутмосе III, и этот храм тоже вошел в Мединет-Абу после сооружения второй стены, так же как и дома жрецов, до этого располагавшиеся за крепостными стенами. Храм Амона перестраивали и Рамсес III, и правители последнего переходного периода Древнего Египта, и греки, и римляне. Свой поминальный храм Рамсес III поставил, естественно, как можно ближе к храму Амона. Птолемеи около III в. до н. э. возвели главный фасад храма Амона, украшенный крылатым солнечным диском. Вход в храм - это Сирийские ворота (Мигдол), которые Рамсес велел построить по образу подобных сооружений в Сирии, впечатленный архитектурой Ближнего Востока. Военных походов он совершал много, и почти все они были победными. Собственно, и строился комплекс на средства, добытые после этих баталий.
Первым был построен поминальный храм. Северную сторону первого двора украшает восьмиколонный портик с капителями в форме распустившегося папируса, а южную замыкает портик, являющийся входом во дворец. По обеим сторонам портика - рельефные изображения фараона-победителя. Ниже - скульптурные головы, символизирующие покоренные народы. Внутренние покои дворца напоминают царские покои Рамессеума. Второй пилон ведет в следующий двор, в котором четыре портика. За вторым двором - гипостильный зал с колоннами в шесть рядов. За этим залом - еще два колонных зала, к которым примыкают камеры нескольких святилищ. И дворец, стены и башни внешних стен изобилуют выразительными рельефами, основные темы в которых - эпизоды сражений. На стенах и потолках - надписи, восхваляющие фараона. Рельефы были ярко раскрашены, но сейчас можно заметить лишь остатки этого красочного слоя, лучше всего он сохранился на внутренней стороне перекрытий и на потолках. Вход в комплекс - это Южные ворота, слева от которых находится небольшой храм, состоящий из двух святилищ божественных жриц Амона, а справа того же масштаба храм Тутмосов, называемый «Шеспет-анх» («Часовня жизни»).
Мединет-Абу, самое южное из подобных сооружений на западном берегу Нила и последний масштабный архитектурный памятник периода Нового царства, в плане в общих чертах копирует Рамессеум. Поминальный храм, дворец и другие места поклонения богам с трех сторон окружали склады и другие подсобные строения. В древности по периметру весь комплекс опоясывал канал, заканчивавшийся пристанью с двумя башнями, он не сохранился.
Мединет-Абу, изначальное предназначение которого - прежде всего поминальный храм фараона Рамсеса III, стал местом его смерти. И не по естественным причинам.
Фараон был убит. Так завершилась жизнь последнего из фараонов Древнего Египта, которых история признает поистине великими. После его царствования началась эпоха постепенного упадка самого могущественного государства древнего мира.
В 2012 г. итальянские ученые из Института мумий и ледяного человека в Бальцано на основе томографических исследований установили, что фараону перерезали горло кинжалом. За этой трагедией стоит многое, что может поведать об атмосфере, царившей в Мединет-Абу. С помощью генетической экспертизы было установлено также, что юноша, казненный вскоре после убийства, приходится фараону сыном. При сопоставлении с некоторыми записями в папирусах, найденных в Мединет-Абу еще в конце XIX в., выходило, что это Пентаурет, «сын великой царицы» (это нарицательное имя, настоящее не приводится). Его мать Тийя была гаремной фавориткой Рамсеса III, но супругой, «великой царицей» (это титул), не являлась, хотя и претендовала на эту роль, а для их с фараоном сына хотела получить титул законного наследника. Однако преемником на троне уже был назначен другой его сын, предположительно, от «великой царицы» Тити. Он и стал фараоном Рамсесом IV и судил заговорщиков. Тело Тийи, видимо, было уничтожено, все упоминания ее имени и имени ее сына на картушах были стерты. Тийя и ее сын одни не смогли бы организовать покушение. Версия о том, что это было убийство в результате дворцового заговора, обсуждалось исследователями давно, предполагалось, что, скорее всего, фараона отравили: многие из жрецов, конфликтовавших с ним, практиковали магию и разбирались в ядах. Имели свои претензии к нему и самые влиятельные матроны из его гарема, состоявшего из десятков женщин, враждовавших между собой. Это использовали управитель дворца фараона Паибакикамен, дворецкий Меседсура, надзиратели гарема Паининук и Патауэмдиамон и другие представители знати; всего участников заговора было 22 человека. Потом, видимо, они пришли к единодушному мнению, что кинжал будет вернее.
Хотя дворцовая элита и использовала женщин, ее волновали вовсе не матримониальные интриги. Рядом с Мединет-Абу располагался город Дейр эль-Медине, где жили строители и рабочие каменоломен. Все свое довольствие они получали из-за стен Мединет-Абу. Но настало время, когда они стали получать его все меньше и меньше, а потом снабжение полностью прекратилось, причинами этого были неурожаи и истощение казны. И тогда они прекратили работать и стали бунтовать. (Это была первая известная в истории забастовка.) Бунты происходили все чаще и чаще, и окружение фараона ощутило, что земля буквально горит у них под ногами. Рамсес IV некоторое время старался сохранить видимость могущества своей власти, раздавая земли во владение храмам, но это никого не могло ввести в заблуждение: настоящей власти и влияния на подданных, как у отца, у него не было. Египет очередной раз роковым образом погрузился в хаос междоусобиц.
После падения власти фараонов Мединет-Абу, как и многие другие храмы Древнего Египта, был заселен коптами, и они превратили его в христианское святилище. При этом были повреждены многие колонны, а одна из них снесена начисто, на ее месте был устроен алтарь, а затем и церковь (не сохранившаяся). Копты уничтожили «осирические» статуи Рамсеса III, хотя не тронули некоторые скульптуры из темного базальта, изображавшие Рамсеса III, общающегося с разными богами. Не исключено потому, что обладали чувством прекрасного: статуи были исполнены талантливыми мастерами и идеально отшлифованы. А вот выбитые на панно из песчаника сюжеты эпохи Рамсеса III копты не пощадили - замазали известкой, что, по иронии судьбы, стало залогом их сохранности. Копты покинули Мединет-Абу в IX в.


Общая информация

Исторический храмово-дворцовый комплекс на западном берегу Нила, часть фиванского некрополя на территории Египта.
Историческая эпоха : Новое Царство Древнего Египта (ок. 1554 - ок. 1075 гг. дон. э.).
Историческое название региона : Верхний Египет.

Язык : арабский.

Денежная единица современного Египта : египетский фунт.
Время возведения основных зданий : ок. 1185-1153 гг. до н. э.

Ближайший аэропорт : Луксор (международный).

Цифры

Площадь : ок. 7000 м 2 (210×300 м).

Высота внешних стен : 18,4 м.
Ширина внешних стен : 10,5 м.
Площадь первого двора : 1428 м 2 .
Количество колонн гипостильного зала : 24.

Климат и погода

Тропический пустынный.

Средняя температура января : +14,4°С.

Средняя температура июля : +33,2°С.

Среднегодовое количество осадков : 2,65 мм (утренняя роса).

Экономика

Туризм.

Достопримечательности

■ Поминальный храм Рамсеса III.
■ Первый пилон.
■ Второй пилон.
■ Сирийские ворота (Мигдол).
■ Остатки дворца.
■ Храм Амона XVIII династии и другие святилища.
■ Часовни «Божественных жен Амона», построенные при XXV-XXVI династиях.
■ Биркет-Абу - остаток бассейна.
■ Стенные барельефы и потолочные росписи на перекрытиях.
■ Базальтовые скульптуры.
■ Луксорский музей древностей.
■ Египетский музей в Каире.

Любопытные факты

■ Абу - по-арабски буквально «отец». Эта частица присутствует в большом количестве арабских личных имен и названий той или иной местности. Но что касается Мединет-Абу в Западных Фивах, некоторые египтологи делают предположения о том, что имеется в виду не какой-то конкретный человек с таким именем, а ровно то же самое, что на языке древних египтян означало Джемет.
■ Бассейн Мединет-Абу в народе считался Священным озером, искупавшись в котором, бездетные женщины могут забеременеть. Рамсес III милостиво разрешал это делать всем женщинам, у которых была такая беда.
■ Мумия Рамсеса III хранится в Египетском музее в Каире.
■ Один из рельефов Мединет-Абу производит особенно устрашающее впечатление. На нем изображены враги египтян, лишенные кисти правой руки и пениса, а также эти самые кисти и пенисы в большом количестве, сваленные беспорядочной грудой. Смысл столь жестоких экзекуций понятен: врагов лишали возможности сражаться и иметь потомство.
■ До Рамсеса III у египетских фараонов не было принято изображать в своих храмах и дворцах врагов, хотя бы и поверженных, ведь тем самым, по понятиям египтян, враги обретали шанс на бессмертие. Но неумеренное тщеславие Рамсеса III заставило его проигнорировать эти соображения.
■ Рамсес II не церемонился с памятью своих предшественников. Если ему какая-то «осирическая» скульптура нравилась, он просто перебивал на картуше имя фараона, при котором она создана, на свое, мотивируя эти действия тем, что так ему диктует поступить его бессмертная душа, которая, конечно, выше душ других фараонов. Зная об этой нехорошей привычке Рамсеса II, Рамсес III приказывал делать при выбивании его имени сразу максимально глубокие борозды. Действительно, никто на эти иероглифы не покусился. Кроме... птиц, которые стали там вить гнезда, со всеми вытекающими отсюда негигиеничными последствиями. Теперь охрана иероглифов от экскрементов птиц - постоянная забота служителей и охранников Мединет-Абу.

Со смертью Рамсеса III эпоха великих фараонов Нового царства окончательно ушла в прошлое. Даже некогда всемогущие Фивы были вынуждены обороняться от вражеских набегов. В лихие годы в крепости Мединет-Абу находили убежище жители западного берега, в том числе работники царских некрополей из Дейр эль-Медины. Единый Египет распадается, со временем отброшенные Рамсесом III ливийцы захватывают власть в Нижнем Египте, образуя XXII династию. Малый храм Амона еще достраивался царями XXV и ХХХ династий, во времена Птолемеев и даже римлянами. Около восточных ворот во времена XXV–XXVI династий было сооружено несколько гробниц принцесс – «Божественных жен Амона».

Утверждение христианства окончательно предало забвению древнеегипетские культы, зато в западных Фивах появилось множество монастырей. Вся территория храмового комплекса в Мединет-Абу была застроена зданиями коптского города Джеме (Jeme). В IX веке, после вспышки чумы, пришел в запустение и город коптов.

На фото 1869 года хорошо видны остатки коптских жилищ поверх портиков первого двора храма.

По сложившейся традиции разбираю очередное задание олимпиады по информационной безопасности MCTF. В этот раз мы будем организованно писать эксплоит для серверного приложения, написанного на языке Python.

Общеизвестно, что эксплоит - это компьютерная программа, фрагмент программного кода или последовательность команд, которые используются уязвимости в программном обеспечении и применяются для осуществления атаки на вычислительную систему. Целью атаки является захват контроля над системой или нарушение её корректной работы (с) вики.
В качестве подопытного предлагается код сервера на языке Python с несколько странной реализацией протокола. Ознакомиться с кодом приложения можно , далее я прокомментирую его наиболее яркие фрагменты. Но прежде всего нам нужное его установить на локальной машине для вдумчивого препарирования. Итак

Запуск файла server.py на Ubuntu

В целом особых подводных камней тут нет, Python включен во все дистрибутивы повсеместно, однако тут ВНЕЗАПНО используется малоизвестная библиотека mmh3 (о подляне, которую она подкладывает ).
К сожалению, в дистрибутиве ubuntu ее нет, поэтому ставим из исходников
sudo apt-get install python-pip sudo apt-get install python-dev sudo python -m pip install mmh3
В результате скачиваются и компилируются исходники данного модуля, после чего сервер можно запустить командой
python server.py
Кроме того для безошибочной работы сервера нужно положить в его рабочую директорию файл flag.txt и каталогом выше подключаемый модуль../file_handler.py.

Вообще цель заданий в этой олимпиаде - найти некие "флаги". Таким образом цель взлома server.py - считать содержимое файла flag.txt, который расположен в одном каталоге с исполняемым файлом сервера.

Похожие публикации