Проверяемые морфологические написания приставок и корней. Орфография. Основные принципы русской орфографии. Отражение морфологического принципа русской орфографии на написании проверяемых гласных и согласных в корне слова. Широкое распространение традицио

Современное русское правописание опирается на определенные принципы. Понять принцип орфографии - значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания .

Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем - корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах - корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончание глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в себя: во-первых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить падежную форму, собственное имя и т.п.; во-вторых: анализ морфологического состава слова , умение определить место орфограммы, что важно для выбора и применения правила; в-третьих: фонетический анализ, определения слогового состава , ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) - определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т.д.

Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет и методику обучения правописанию: последняя строится на сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава слова.

Морфологическому принципу соответствуют следующие орфографические темы, изучаемые в начальных классах: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, кроме непроверяемых слов, которые пишутся по другому принципу; правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах, на стыках морфем (кроме отдельных случаев, например, приставок на «-з», которые пишутся по другому принципу, этот случай в начальных классах не изучается); правописание безударных гласных в окончаниях словоформ: в падежных окончаниях 1-го, 2-го и 3-го склонений имён существительных, в падежных окончаниях имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжений настоящего и будущего времени; перенос слов со строки на строку, поскольку при переносе соблюдается не только слоговое, но и морфемное деление слов; в определённой мере морфологический принцип действует и в слитно-раздельных написаниях слов, в частности, в различении приставок и предлогов, а также в употреблении «Ъ» после приставок, поскольку применение соответствующих правил требует морфемного анализа слов и определение их морфологических признаков.

Даже такие орфографические темы, как обозначение мягкости согласных на письме, употребление заглавной буквы в именах, двойные согласные, также опираются на морфологические знания и умения детей.

Итак, морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении.

Таким образом, на морфологическом принципе основано:

  • 1) написание проверяемых безударных гласных и звонких конечных согласных в корнях слов: сад [сат ], сады [с ды], са довод , ход [хот ];
  • 2) правописание приставок, исключая приставки на з-: по играть [пъиграт], пропу стил [пръпустил], заход [з хот].
  • 3) правописание безударных окончаний существительных: в городе [в - горъдь], над столом [нът - ст лом];
  • 4) правописание суффикса -ок: широк [шырок], низок [низък];
  • 5) правописание слов с непроизносимыми согласными: грустно [груснъ], местный [м эсныj];
  • 6) правописание ассимилированных согласных: нести [н и с т и], травка [трафкъ].
  • 7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, начинающегося с -И- в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф рмацыjь].

Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы.

Отступлениями от основного принципа русской орфографии являются фонетический и традиционно-исторический принципы.

Рассмотрим далее фонетический принцип. Предполагается, что первоначально возникшая у разных народов звуко-буквенная письменность всегда была фонетической: каждый звук речи фиксировался так, как он звучит, так, как его слышит пишущий. И в современном русском письме немало таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом: «луна»; «стул», «мы», «рак» и многие другие. В большинстве слов, наряду с проверяемыми или непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются буквами, в сущности, по фонетическому принципу. Так, в слове «вагон» звук [а] безударный, считается непроверяемым, буква -а- пишется по традиции, но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. В сущности, все эти написания должны называться не фонетическими, а фонетико-графическими.

Фонетико-графические написания не вызывают у пишущих затруднений, поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах их роль очень велика. Фонетико-графические написания не противоречат морфологическому принципу русской орфографии, так как не ведут к неодинаковому написанию морфем Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает далеко не всегда.

Случаи типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу орфографии. Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается в том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, т.е. написание передаёт звучание слова.

На фонетическом принципе основаны:

  • 1) написание приставок на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-, через-. Так, перед корнем, начинающимся глухим согласным пишется буква с, а в остальных случаях сохраняется з: бесклассовый, безвредный, известить, испить, ниспадать;
  • 2) написание ударяемых гласных: дом, лес, сад;
  • 3) правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: под ударением слышится О и пишется О; в безударном положении слышится А и пишется А: розыск - разыскивать, роспись - расписка;
  • 4) написание Ы вместо начального И в корне после приставок на твёрдый согласный: играть, но сыграть, искать, но сыскать, история, но предыстория;
  • 5) написание под ударением О и в безударном положении Е в окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих: душой, но кашей, большой, но рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;
  • 6) написание под ударением -ОЙ, в безударном положении -ЫЙ в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но новый, восьмой, но пятый;
  • 7) написание Ы после Ц: лисицын, синицын, сестрицын;
  • 8) написание Ь после мягкого Л: соль, уголь, сильный.

В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются на фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим, морфологическим принципом. Противоречие состоит в том, что морфемы (в данном случае - приставки на- -з) пишутся не единообразно, а в зависимости от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-, рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях - с буквой С: «безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому принципу.

Правила, опирающиеся на фонетический принцип и противоречащие морфологическому, вызывают у учащихся затруднения, разрушают только что начавшиеся формироваться у них представления о системе орфографии, противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях.

Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат формирующемуся у детей пониманию системы русской орфографии и вообще, трудные для усвоения, то в курсе начальной школы они не изучаются. Но слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в письменной речи и пишут их, усваивая на практической основе путём запоминания.

Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на -з-, немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а, наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков третий принцип - традиционный (исторический). Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.

Не проверяемые правилами слова весьма многочисленны: в тексте, характерном для письменной речи младших школьников, их число достигает 20% (многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для учащихся проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» - немецк., «чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» - тюркск. и др.

Многие написания, относимые к числу традиционных, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника: «картон» - от латинского; «костюм» - от французского и т.д.

Иногда написание, считающееся традиционным, может быть проверено на основе знания истории этимологии слов и исторических изменений в фонетике русского языка: «петух» - от старорусского «пети», «горох» - содержит полногласие -оро-, в котором не бывает -а-.

На традиционно-историческом принципе основано:

  • 1) написание Г в род.п.,ед.ч. прилагательных, причастий, неличных местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого (произносится - во), пятого (произносится - во). Написание Г сохранилось с тех далёких эпох, когда эти формы произносились с [г].;
  • 2) по традиции пишется буква И после шипящих Ж и Ш. Эти согласные были в древнерусском языке мягкими, поэтому после них было закономерным писать И,Е,Ё,Ю,Я, как слышится, но к 13 в. эти согласные отвердели, но написание И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится Ы, а не И: жить, шить;
  • 3) по традиции пишется Ь в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;
  • 4) по традиции пишется, а никак не объясняется написание с непроверяемыми безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака, вокзал;
  • 5) суффиксы -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.

Итак, традиционно-исторические написания - это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо по традиции.

В рамках традиционного принципа, в целом не противоречащего общим правилам русского письма и ведущему принципу русской орфографии - морфологическому, есть несколько случаев, противоречащих общей системе.

Традиционное написание сочетаний ЖИ, ШИ, с буквой «и», ЧА,ЩА, с буквой «а», ЧУ, ЩУ с буквой «у» противоречит общему правилу русской орфографии, согласно которому после твердых согласных следует писать не «и», а «ы», после мягких - не «у», «а», а «ю», «я».

В начальных классах написание этих сочетаний заучивается без какого-либо объяснения, и, конечно, не может не наносить ущерба формированию понятия орфографической системы в сознании учащихся.

Морфологическому принципу противоречит традиционное написание отдельных слов: «калач» (по морфологическому принципу следовало бы писать «колач»).

Если морфологические написания проверяются и усваиваются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания - в основном на запоминании, в порядке так называемой словарно-орфографической работы. Запоминание в начальных классах играет важную роль, им нельзя пренебрегать, наоборот, нужно разрабатывать глубокую систему мотиваций, игровых методик, облегчающих детям запоминание слов с трудными написаниями.

С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы, был предложен новый, фонематический принцип, который некоторые ученые-лингвисты определяют как основной принцип русской орфографии. Но, как говорилось выше, ведущая роль в проверке орфограмм принадлежит морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа «вода» - «воды» или «луг» - «луга».

Невозможно проверить написание слов [р шот], [длиный], [шыт ] и множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу. Морфологический принцип все эти случаи объясняет; иными словами, морфологический принцип шире фонематического, он охватывает значительно большее количество орфограмм, чем фонетический. Авторы большинства учебных пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть часть морфологического.

ВЫВОД ТРЕТИЙ : для того, чтобы сознательно применять морфологический принцип орфографии, необходимо иметь представление о грамматическом значении как слова в целом, так и его отдельных частей в частности.

Морфологический принцип русской орфографии столь логичен и в целом последователен, что практически не знает исключений. (Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний.) Легко можно себе представить, какую бурю возмущения вызовет это безапелляционное заявление у прилежных читателей грамматических справочников, где едва ли не каждое правило сопровождается длинным списком примечаний и исключений, стыдливо сжавшихся в мелкие строчки петита. Однако большинство из этих кажущихся на первый взгляд аномальными написаний отнюдь не являются исключениями. Они появились на свет в результате действия некоторых ограничений и нарушений морфологического принципа, которые, в свою очередь, тоже имеют свою историческую закономерность и подчиняются логике многовекового развития самой системы нашего языка.
Сравним два хорошо известных глагола - рассердиться и рассориться. Нетрудно заметить, что оба они пишутся через двойную С, хотя такое написание соответствует морфологическому составу слова лишь в первом случае (приставка ра с + с ердиться), а во втором (приставка ра с + сс ориться) - слово, согласно морфологическому принципу, следовало бы писать через тройное С: ра ссс ориться. Однако отсутствие такой формы хорошо объяснимо. Дело в том, что в русском языке " есть только две степени долготы согласных: согласные могут быть либо долгими (что на письме передается написанием двух букв, ср. касса), либо недолгими (что передается написанием одной буквы, ср. коса). Третьей степени долготы согласных не существует, поэтому написание трех одинаковых согласных фонетически бессмысленно " [Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 168-169]. Таким образом, оказывается, что написание на стыке морфем только двух согласных, хотя морфологически таких согласных должно быть три (ванна - но ванная, хотя к корню ванн- здесь присоединяется суффикс прилагательного -н-), или одной согласной, когда по морфологическому принципу должны быть написаны две (кристалл - но кристальный, финн - но финский, финка, колонна - но колонка, манная - но манка, форменный - но форменка, оперетта - но оперетка, тонна - но пятитонка, антенна - но антенщик), объясняется действием исторически сложившихся фонетических закономерностей русского языка.
Теперь становится понятным написание прилагательных типа ниццкий, череповецкий, немецкий, вступающее, на первый взгляд, в противоречие с написанием констанцский, о котором было сказано выше. В самом деле: прибавляя к основе ницц- суффикс -ск- , согласно морфологическому принципу мы ожидали бы увидеть форму ниццский. Однако такая форма отражала бы отсутствующую в русском языке третью степень долготы согласных. Наша орфография вольна была выбирать из двух вариантов (ниццкий или ницский), в равной степени нарушающих морфологический принцип в угоду фонетической закономерности. Разумность предпочтения именно первого из возможных вариантов очевидна: он хотя бы сохраняет в неприкосновенности написание производящей основы слова, тем более слова иноязычного.
Нельзя забывать и о том, что орфографические нормы складывались постепенно, сохраняя наследие прошлого, и потому в них не может не отражаться языковое состояние прежних эпох. Можно с уверенностью утверждать, что оставшиеся 4 % "аномальных", не попадающих в поле действия морфологического принципа написаний возникли отнюдь не стихийно, а под влиянием определенных фонетических традиций, сложившихся на протяжении долгих веков существования нашего языка. На страницах различных пособий, учебников и грамматик одни и те же орфограммы зачастую трактуются по-разному (например, написания в корневых морфемах с чередующимися гласными типа -зор- -зар- одни авторы подверстывают под действие фонетического принципа орфографии, а иные считают следствием принципа традиционного). Однако поскольку нас с вами в данный момент волнуют проблемы не столько схоластические, сколько практические, забудем о терминологической точности и зададимся более конкретным вопросом: " В чем же, собственно, состоят эти фонетические традиции и какой след оставили они в русской орфографии? ".

ния слова, ускоряет процесс чтения и понимания написан­ ного.

В нашей орфографии есть и основанные на ф о н е т и ч е ­ с к о м принципе написания значимых частей слова, отра­ жающие изменение произношения звуков, например: 1) излечить - искоренить, безмолвный - бесправный; 2) розвальни (сани) - развал; 3) имя - безымянный; 4) лезть - лестница, блестеть - блеснуть. Таких на­ писаний немного, большая часть их относится к обозначе­ нию приставок на з.

Безошибочное применение на практике многих орфогра­ фических правил непосредственно связано с умением пи­ шущего быстро ориентироваться в составе слова.

II. Раздельное написание слов основывается на принци­ пе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, р а з д е л ь н о, например: Виктор не знал, что

у товарища больны отец и мать.

В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Пра­ вописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке, например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишут­ ся раздельно, хотя являются наречиями (ср. поодиночке).

Используются в русской орфографии и написания с д е ­ ф и с о м (чёрточкой) - прежде всего в наречиях и слож­ ных словах, например: читать по-французски, не наде­ яться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический.

III. Употребление прописных букв связано с выделени­ ем имён собственных, например: Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты.

IV. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова: п едагог, че ствовать, бес-край-ний, боль ше.

При сомнении в правильности написания слов надо об­ ращаться к орфографическим словарям, наиболее полным из которых является «Орфографический словарь» Инсти­ тута русского языка РАН (все издания начиная с 1974 г.).

Специально для учащихся в течение многих лет из­ даётся «Орфографический словарь» Д. Н. У ш а к о в а и С. Е. К р ю ч к о в а. Изданный в 1995 г. «Школьный орфо­

графический словарь русского языка» М. Т. Б а р а н о в а отвечает на два вопроса: как пишется слово и почему оно так пишется.

В «Школьном грамматико-орфографическом словаре

русского языка» Б. Т. П а н о в а и А. В. Т е к у ч ё в а (вто­ рое издание словаря вышло в 1985 г.) указано не только на­ писание слов, но во многих случаях их деление на морфе­ мы, лексическое значение, особенности произношения.

102. Прочитайте и укажите: а) проверяемые морфологические написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологиче­ ские (традиционные) написания корней; в) написания приставок

и корней, отступающие от морфологического принципа. Слова по­ следних двух («б» и «в») групп выпишите в два столбика.

I. Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, раскле­ ить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, заго­ рел, касательная, прикосновение, просьба.

II. Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шеф­ ство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, ас­ фальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, га­ лерея, коллектив.

103. Спишите. Объясните (устно), на чём основано раздельное или слитное написание слов.

Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигать­ ся (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; войти (в)плотную массу облаков, подойти (в)плотную к берегу; насыпать ко­ фе (в)ручную мельницу, обрабатывать детали (в)ручную.

104. Спишите. Объясните (устно), на чём основано употребление прописных букв.

I. Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, север ­ ного моря; пересечь (К, к)авказские горы, пышная (К, к а в ­ казская растительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спутник - (JI, л)уну, любоваться светом (JI, л)уны, бороться за мир на (3, з)емле; спускаться по мра­ морной (Д, д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д, д)ворцовой площади; продавать (К, к)ожевенные това­ ры, жить в (К, к)ожевенном переулке.

II. Подвиги (И, и)льи (М, м)уромца, бесстрашие горь­ ковского (С, с)окола, афоризмы (К, к)озьмы (П, п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М, м)аниловых, великосветские (JI, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.

105. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю и спишите.

Ид..ал, воплощение, либеральный, об..ятельный, отражение, перспектива, подл..нный, обличать, прокл..мации, проп..гандист, св..детель, традиция, цита­ дель.

§ 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

Употребление прописных букв связано с синтаксически­ ми и семантическими условиями, с выделением собствен­ ных имён, а также со стилистическими основаниями.

I. С п р о п и с н о й б у к в ы пишется первое слово каж­ дого предложения, начинающего текст или стоящего после точки, многоточия, вопросительного или восклицательного знака.

Примечание. С прописной буквы пишется первое слово каж­ дой строки поэтической речи, например:

ки животных, например: Лев Николаевич Толстой, Ант о­ ша Чехонте.

Примечание. С прописной буквы пишутся также имена и фа­ милии людей, употребляемые в нарицательном значении, но со­ хранившие связь с носителем собственного имени, например: Из Базаровых при известных условиях вырабатываются великие исторические деятели. (Д. П.) (т. е. из людей, подобных главному персонажу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Однако при полном переходе имени собственного в нарицательное пишется строчная буква, например: По лицу этого геркулеса (т. е. силача)

разливается благодушие, робость, смущение (Златовратский);

2) географические и административные названия, на­ пример: Волга, Ладожское озеро, Атлантический океан, Уральские горы, город Кострома, Вологодская область, Российская Федерация, Франция, Невский проспект, пло­ щадь Победы;

3) названия периодических изданий, литературных произведений, фабрик, заводов и др., причём эти названия заключаются в кавычки, например: газета «Известия», журнал «Новый мир», поэма «Во весь голос», совместное предприятие «Заря»;

4) притяжательные прилагательные с суффиксами -ов-,

Ев-, -ин-, например: И ваново детство, Н аст ина кукла, Д а л ее словарь.

Во фразеологических сочетаниях, в которых утрачена непосредственная связь притяжательного прилагательного с именем собственным, от которого оно образовано, упо­ требляется строчная буква, например: эзоп ов язык (ино­ сказательное выражение мыслей).

Примечание. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ск-, образованные от имён собственных, пишутся со строчной бу­ квы, например: лермонт овская проза, левит ановские пейза­ жи. С прописной буквы такие прилагательные пишутся лишь то­ гда, когда входят в состав наименований, имеющих значение «имени, памяти кого-либо», например: Л ом оносовские чтения,

Н обелевская премия;

5) все слова, кроме служебных, в названиях высших за­ конодательных и правительственных учреждений страны, например: Совет Федерации, Федеральное собрание, Совет Безопасности Российской Федерации, а также Конститу­ ция Российской Федерации, Вооруженные Силы Россий­

ской Федерации;

6) все слова, кроме слов орден и степень в полных на­ званиях орденов, например: орден Славы III степени.

Примечание. В выделяемых кавычками названиях знаков от­ личия с прописной буквы пишутся первое слово и входящие в на­ звание имена собственные, например: медаль «В память 850-ле­ тия Москвы» (но: орден «Знак Почёта»);

7) все слова в названиях должностных лиц и почётных званий, например: Президент Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Российской Федера­

ции, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Си­ лами Российской Федерации, Герой России;

8) первое слово в названиях праздников и знаменатель­ ных дат, крупных исторических событий, например: Н о­ вый год, Международный женский день, День знаний, Петровская эпоха;

9) первое слово в названиях учебных заведений, учреж­

дений культуры, предприятий и организаций, например:

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственная публичная историческая библиотека, Парк культуры и отдыха, Драматический театр на М а­ лой Бронной, Первый московский часовой завод.

III. П р о п и с н ы м и б у к в а м и пишутся сокращённые наименования, состоящие из первых букв тех слов, кото­ рые входят в названия государств, государственных объ­ единений, органов государственной власти, партий, движе­ ний, институтов, предприятий и других организаций, на­ пример: СНГ, СШ А, МИД, МВД, МГУ, ЗИЛ, ООН. Точки между прописными буквами при этом не ставятся.

106. Прочитайте и объясните употребление прописных букв.

Комедия Грибоедова «Горе от ума», созвездие Большая Медведица, Костромская область, город Нижний Новгород, Санкт-Петербург - город на Неве, Бородинское сражение, участники Великой Отечественной войны, День учителя, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

107. Спишите, вставляя пропущенные прописные или строчные буквы. Объясните их употребление.

1) Мы жили душа в душу. Другого (М, м)ентора я и не желал. (П.) 2) Неужели представители русского общест­ ва все (Ф, ф)амусовы, (М, м)олчалины, (3, з)агорецкие, (X, х)лестаковы, (Т, т)угоуховские и им подобные? (Бел.)

ковского (X, художественного театра. (Станисл.)

108. Раскройте скобки, заменив, где необходимо, строчные бук­ вы прописными; употребите, если надо, кавычки.

(к)расная (п)лощадь, (е)сенинская лирика, (д)алев сло­ варь, (д)алевский словарь, (ш)оссе (э)нтузиастов, (п)лощадь

(в)осстания, (б)абий (я)р, георгин (с)ветлана, (п)роспект (в)ернадского, (б)ородинская (п)анорама, (м)алахов (к)урган, (г)ражданская война, (д)ень (п)ечати, (к)уликовская битва, (к)урган (с)лавы, орден (з)нак (п)очёта, (п)ермский (д)раматический (т)еатр, (м)осковский (т)еатр (ю)ного (з)рителя, (п)равление (м)осковского (о)тделения (в)сероссийского (т)еатрального (о)бщества, ночь перед (р)ождеством.

§ 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

1. На конце слова буква ь пишется после любого мягко­ го согласного, кроме шипящих, например: конь fcp.: кон), изморозь ("ср.: мороз), фонарь ("ср.: удар).

2. В середине слова буква ь пишется:

а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пильщик-,

б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба ;

в) между двумя мягкими согласными только в том слу­ чае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например:

в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).

3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.

4. Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллю­

109. ь.

1) Приближалась довол(?)но скуч(?)ная пора, стоял ноябр(?) уж у двора. (П.) 2) Нян(?)ка Вар(?)ка, девоч(?)ка лет тринадцати, качает колыбел(?). (Ч.) 3) Он век свой нян(?)чится с малыми ребятами. (Даль) 4) Дожд(?) шёл по­

рывами, переходя то в ливен(?), то в изморос(?). (Арс.) 5) Измороз(?) - похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 6) Смеются гос(?)ти, и брен(?)чат стаканы. (JI.) 7) В награду любого воз(?)мёшь ты коня. (П.) 8) На столе лежала карта Волги, вся исчер(?)ченная синими и красны­ ми знач(?)ками. (Верш.) 9) Тут самая мален(?)кая лачуж­

ка украшена хитрейшей рез(?)бою. (Пришв.) 10) Не отка­ жите мне в моей прос(?)бе. (П.) 11) Она села за п и сь м ен ­ ный столик. (П.) 12) На следующий ден(?) я видел Зинаиду только мел(?)ком. (Т.) 13) Гон(?)щики приняли старт ран(?)ним утром. (Газ.) 14) Я раболепства не терплю, не л(?)сти, не унижайся! (Н.)

110. Измените слова по образцам. Подчеркните стоящие рядом мягкие согласные в образованных вами словах. Со словами каж­ дой группы составьте по два предложения.

I. 1) Веточка - вет вь, кисточка, косточка, весточка, тросточка. 2) П ест - пестик, бант, зонт, мост, винт.

3) Болеть - болезнь, жить, казнить, льстить, грустить. II. Черви - червь, гвозди, грузди, области, верфи, по­

вести, почести, новости, заросли, песни, басни, лентяи.

111. Спишите. Объясните (устно) написание ь.

1) Вет(?)ви сирени закрыли вес(?) домик. 2) Кис(?)ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) На собра­ нии говорили о бор(?)бе с вредителями садов и огородов.

4) Исполни мою прос(?)бу: воз(?)ми пис(?)ма и опусти их в почтовый ящик. 5) В спичеч(?)ной коробоч(?)ке лежали рыболовные крюч(?)ки. 6) Мал(?)чики копали чер(?)вей для рыбной ловли. 7) Сел(?)д(?) шла косяками. 8) Мастер учил ученика рез(?)бе по кос(?)ти. 9) Заводу требуются ра­ бочие разных специал(?)нос(?)тей: гранил(?)щики, бетон(?)щики, камен(?)щики, электросвар(?)щики, печ(?)ники, жестян(?)щики. 10) На пис(?)менном столе стояла удобная настол(?)ная лампа. 11) Жен(?)гцины пели пес(?)ню.

§ 19. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грамматической формы слов.

ного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. муж. ро­ да: мяч, шалаш, сторож );

б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, от­ режь, съеш ь, назначьте, отрежьте, съеш ьт е ;

в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, бе­ речься, стричься;

г) во 2-м лице единственного числа глаголов настояще­ го и будущего времени, например: несёшь, бросишь, во­ зишь, несёшься, бросишься, возишься;

д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), напри­ мер: невмочь, сплошь;

е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.

Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в каче­ стве разделительного знака, например: рожью.

Употребление ь в некоторых падежных

и глагольных формах

Буква ь употребляется:

а) в творительном падеже множественного числа неко­ торых существительных и числительных (например, дет ь­ ми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах чис­ лительного восемь: восьми (род., дат., пр. п.), восемью и восьмью (тв. п.);

б) в неопределённой форме: возить - возиться, брить - бриться;

в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовь­ те, приготовьтесь.

112. Измените данные слова по образцам. Спишите.

1. Ночи - ночь, лещи, щёлочи, кирпичи, трубачи, ме­ лочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.

2. Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волну­ ются, занимаются.

113. В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоящие в форме повелительного наклонения, замените глагола­ ми совершенного вида в форме того же наклонения. Спишите.

Назначайте сбор - назначьте сбор; бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.

114. Спишите данные словосочетания. Устно объясните написа­ ние ь.

Увлеч(?)ся игрой с дет(?)ми, пробить бреш(?) во враже­ ской обороне, прийти поздней ноч(?)ю, поговорить с интел­ лигентными люд(?)ми, почувствовать фал(?)ш(?), открыть двер(?) настеж(?), возвратиться лиш(?) на рассвете, время за полноч(?), покраснеть как кумач(?), привлеч(?) всеобщее внимание.

§ 20. СОСТАВ СЛОВА. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ

По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложе­ ниях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова в его составе выделяются прежде всего основа и окончание, например:

1) Глубок\аЩрек\а\ - глубок\ую\ рек[у] - глубок^Щ рекЩ

2) Пил\ит\ бревн[о] - пил\ят) брёвн[а].

3) Расскаж\~у] товарищ[у] - расскаж\ешь\ товарищ[у] - расскаж\ут\ товарищ\ам\.

В о с н о в е отражено л е к с и ч е с к о е з н а ч е н и е дан­ ного слова. О к о н ч а н и е, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их г р а м м а т и ч е с к и е з н а ­ ч е н и я (например, числа, падежа, лица).

Иногда окончание бывает не выражено звуками (на пись­ м е - буквами). Такие окончания называются н у л е в ы ­ ми, например: Пруд}, | глубок [ |. У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими формами этих слов, например: пруд\ы\, глубокий].

Ср. также: Идём к прудку]. Река глубокий]. Озеро глубок[Щ.

Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из од­ ной основы и окончания не имеют, например:

1) Удобно,разместились (удобно - наречие). Ср.: поме­ щение,удобн[о1(удобно - краткое прилагательное в форме единственного числа среднего рода).

2) Спускаюсь вниз (вниз - наречие). Ср.: Уберу рюк­ зак в низ,[ | шкафа (в низ - существительное с предло­ гом, стоит в форме единственного числа винительного па­ дежа).

Основа слова может состоять только из корня (напри­ мер, pe/cjg], пруд | |, но может включать и приставку, суф­ фикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице).

Слова, включающие в свой состав один и тот же корень,

называются р о д с т в е н н ы м и

о д н о к о р е н н ы м и.

Родственные слова и их состав

Состав слова

Родственные слова

Основа слова

Приставка

Безук^шшеннбсть|

| без-,-у-

Изн-, -енн-,

Безукоризненц|ый|

Изн-, -енн- -ый

Укоризненн]ый|

изн-, -енн-

Укоризн]~а1

кори] ть ]

Примечание. В процессе развития языка части слова могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. На­ пример, в слове совет теперь не выделяется приставка со-, а осно­ ву слова плотина нельзя разделить на корень плот- и суффикс -ин-, современное членение слова - ,плотинШ\

Нарушение сложившегося в языке состава слова являет­ ся ошибкой, например: 1) Евгению грозит разори т ел ь- ст во (следует разорение). 2) Яков Верный долго раболеп - ски служил барину (надо раболепно).

При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает её выразительность, на­

вы е образы крест ьян-правдоискат елей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предло­ жении можно, например, заменить слово - обусловлены словом порождены, во втором предложении вместо слова

§4. Употребление букв э и е. Орфография.

В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением, например: экспорт (ср.: егерь), эллипс (ср.: ересь), эхо (ср.: Ева), этот (ср.: ест).

После и, а также после согласных пишется буква е, напри­мер: гигиена, диета, кашне, стенд.

Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

После остальных гласных чаще пишется э, например: поэ­зия, силуэт, маэстро. В отдельных словах употребляется буква е, например: проект, реестр.
1 Перепишите. Правильно прочитайте эти слова.

Составить сх..му, цвета сп..ктра, ..герский костюм, древний..пос, великая..поха, широко…кранный фильм, забавный..пизод, ди…тическая столовая, личная гиги..на, лежать под т..нтом, пос­ледняя мод..ль, длинный тунн..ль, вражеская..скадра, прекрасное шосс.., картофельное пюр.., горячий коф.., новая т..ма, опасный инцид…нт, медленная..волюция, опытный тр..н..р, плавательный басс..йн, краеведческий муз..й, заменить шт..пс..ль, тёмный силу..т, шить пальто в ат..лье, ст..нд с книгами.
2 Прочитайте примеры и укажите: а) проверяемые морфологичес­кие написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологические (традиционные) написания корней; в) написания приставок и корней, от­ступающие от морфологического принципа.

Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторож­ка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка,загар, загорел, касательная, при­косновение, просьба.

Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шефство, ка­бина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарас­тать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, коллектив.
3 Перепишите. Объясните, на чём основано раздельное или слитное написание слов.

Укрыться от дождя под (на) вес, ценить (на) вес золота; ум­чаться (в) даль, всматриваться (в) даль степи; продвигаться (в) глубь пустыни, отойти (в) глубь; вернуться домой (во) время, за­болеть (во) время каникул; войти (в) плотную массу облаков, по­дойти (в) плотную к берегу; насыпать кофе (в) ручную мельницу, обрабатывать детали (в) ручную.
4 Перепишите. Объясните, на чём основано употребление прописных букв.

Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, с)еверного моря; пересечь

(К,к)авказские горы, пышная (К,к)авказская рас­тительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спут­ник - (Л, л)уну, любоваться светом (Л, л)уны; бороться за мир на

(3, з)емле; спускаться по мраморной (Д,д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д,д)скворцовой площади; продавать (К,к)ожевенные товары, жить в (К,к)ожевенном переулке.

Подвиги (И, м)льи (М, ж)уромца, бесстрашие горьковского (С, с)окола, афоризмы

(К,к)озьмы (П,п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М,м)аниловых, великосветские (Л, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.
§ 5. Употребление прописных букв

С прописной буквы пишутся:

а) имена, отчества, фамилии людей, их прозвища, псевдони­мы, например: Михаил Юрьевич Лермонтов, Дмитрий Донской, князь Владимир Красное Солнышко, Илья Ильф (псевдоним), а также клички животных: лошадь Холстомер, кошка Мурка;

б) географические и административные названия, например: Тихий океан, озеро Байкал, река Дунай, Гималайские горы, Украина, Соединённые Штаты Америки, город Киев, улица Матросова;

в) названия периодических изданий, литературных произведе­ний, заводов и др. (причём эти названия заключаются в кавычки), например: газета «Приазовский рабочий», журнал «Фокус», поэма «Кавказ­ский пленник», завод «Азовсталь», издательство «Просвещение».

Употребление прописных букв в названиях учреждений и организаций, в названиях праздников и знаменательных дат, в названиях орденов и почётных званий основано на следующих правилах.

С прописной буквы пишутся:

а) все слова, кроме служебных, в названиях высших государ­ственных законодательных и правительственных учреждений, например: Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Верховный Суд Украины, Конституционный Суд Украины, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца; также: Конституция (Основной Закон) Украины;

б) все слова, кроме слов орден и степень, в полных названиях орденов, например: орден Кутузова, орден Славы III степени (но: орден Отечественной войны I степени)",

Примечание. Если название знака отличия заключено в ка­вычки, то с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в название имена собственные, например: медаль «За военную службу Украине», орден «За заслуги»;

в) все слова в названиях высших должностей и почётных зва­ний в Украине, например: Президент Украины, Верховный Главнокомандующий Вооружён­ными Силами Украины, Герой Украины;

Примечание. Названия других должностей и почётных званий пишутся со строчной буквы, например: министр, заслуженный деятель науки, народный артист Украины, лауреат Шевченковской премии и т. д.

г) два первых слова в названиях двух исторических событий: Великая Отечественная война.

С прописной буквы пишется первое слово:

а) в названиях праздников и знаменательных дат, крупных исторических событий, например: День знаний, Международный жен­ский день, Париж­ская коммуна, Гражданская война, Вторая мировая война;

б) в названиях учреждений (кроме указанных выше в п. 1 «а»), учебных заведений, промышленных и других предприятий и орга­низаций, например: Министерство финансов Украины,Киево-Могилянская академия, Третьяковская галерея, Дом журналиста.
§ 6. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных

На конце слова буква ь пишется после любого мягкого со­гласного, кроме шипящих, например: конь (ср.: кон), изморозь (ср.: мороз), фонарь (ср.: удар).

В середине слова буква ь пишется:

а) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пиль­щик;

б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым соглас­ным, например: Кузьма, меньше, борьба;

в) между двумя мягкими согласными только в том случае, ес­ли при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), и борьбе (борьба).

Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.

Буква ь не пишется между двумя мягкими л: иллюзия.
5 Перепишите. Объясните, почему на месте точек вы поста­вили или не поставили ь.

Приближалась довол..но скучная пора; стоял ноябр.. уж у двора. Нян..ка Вар..ка, девоч..ка лет тринадцати, качает колыбел.. . Он век свой нян.чится с малыми ребятами. У меня к вам прос..ба: повторите ваш рассказ вот это­му молодому человеку, которого вы можете называть просто Саня. Дожд.. шёл порывами, переходя то в ливен.., то в изморос.. . Измороз.. - похожий на иней снегообраз­ный осадок. Смеются гос..ти, и брен.чат стаканы. В награду любого воз..мёшь ты коня. На столе лежала карта Волги, вся исчер..ченная синими и красными знач..ками. Тут самая маленькая лачужка украшена хитрейшей рез..бою. Не откажите мне в моей прос..бе. Она села за пис…менный столик. На следующий ден.. я видел Зинаиду только мёл..ком. Гон..щики приняли старт ран..ним утром. Я раболепства не терплю, не л..сти, не унижайся!
§ 7. Употребление ь для обозначения грамматических форм

В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грам­матической формы слов.

Употребление ь после шипящих

После шипящих ь употребляется:

а) в именах существительных женского рода единственного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. мужского рода: мяч, шалаш, сторож)",

б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте,

в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, беречься, стричься;

г) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и бу­дущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;

д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж), например: не­вмочь, сплошь;

е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.

Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в ка­честве разделительного знака, например: рожью.

Употребление ь в некоторых падежных и глагольных формах

Буква ь употребляется: а) в творительном падеже множест­венного числа некоторых существительных и числительных (на­пример: детьми, людьми, четырьмя), а также и в других падежах числительного восемь: восьми (род., дат., предл. пад.), восемью и восьмью (твор. пад.);

б) в неопределённой форме: возить - возиться, брить - бриться;

в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовьте, при­готовьтесь.

6 Измените данные слова по образцам. Перепишите. Поставьте, где надо, ь.

Ночи - ночь, лещи, пустоши, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.

Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борют­ся, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занима­ются.
7 В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида, стоя­щие в форме повелительного наклонения, замените глаголами совершен­ного вида в форме того же наклонения.

Приготовляйтесь к походу - приготовьтесь к походу; назна­чайте сбор, бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте во­время, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забы­вайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.
§ 8. Правописание безударных гласных корня слова

В соответствии с морфологическим принципом русского правописания безударные гласные корня пишутся так, как они произносятся под ударением. Следовательно, для провер­ки написания безударных гласных надо изменить слово или по­добрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением, например: сводйть - сводит, примирение - мир, измерение - измерить, объединение - едйный.

Правописание безударного гласного нельзя, однако, прове­рять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами -ывать, -ивать, так как в этих глаголах вместо корневого о часто бывает а. Например, слово выбросить следует проверять словом бросить, а не выбрасывать.

Правописание многих слов с безударными гласными нель­зя проверить ударением: собака, ветчина, винегрет, вагон и др. Написание таких слов следует запомнить, причём достаточно знать написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родствен­ных словах: вагон, вагонный, вагонетка, вагоновожатый; сапог, сапожище, сапожный, сапожничать, сапожник.

В ряде случаев имеется чередование гласных в корнях, за­мена одного гласного другим: соберу - собираю, загорать - загар и т. п.

О правописании корней с чередующимися гласными будет сказано ниже.
8 С данными словами составьте словосочетания. Укажите, как можно проверять написание выделенных гласных.

Развиваться - развеваться, поласкать - полоскать, просве­щение - посвящение, долина - далёкий, умалять - умолять, увядать - увидать, примирение - измерение, наколоть - нака­лить.
9 Прочитайте. Перепишите, указывая рядом с каждым словом, в котором пропущены буквы, проверочное; обозначьте ударение.

Изм…рять площадь, прим..рять поссорившихся ребят, прор..дить морковь на грядке, зар..дить ружьё, нак..лоть дров, нак..лить железо, п..лоть гряды, оп..лить гуся, посв..тить фонарём, посв..тить другу своё стихотворение, спуститься в д..лину, нахо­диться вд..леке, ум..лять о помощи, ум..лять чьи-либо достоинства, закр…пить успехи, заскр..петь зубами от боли, запл…тить долг, спл..титься во имя общего дела. Быть ст…рожилом (т. е. издавна жить в какой-либо мест­ности), ст..рожить огород, носить прист..жные воротники, прист..жные лошади, упл..тнить сроки косьбы, упл…тить деньги по счёту, д..ить коров, зат..ить обиду.
10 К каждому словосочетанию с глаголом несовершенного вида под­берите такое же словосочетание с глаголом совершенного вида и перепи­шите.

Задавать (что делать?) вопрос - задать (что сделать?) вопрос. Осозн..вать вину - ... . Од..вать младшего бра­та - ... . Над..вать костюм - ... . Громко зап..вать частушки - ... . Зап..вать водой лекарство - ... . Согр..вать чайник - ... . Одол..вать противника - ... . Изд..вать книги - ... . Создавать изобилие продуктов - ... . Призн..вать заслуги - ... . Рано вст..вать - ... . Расставаться с друзьями - ... .
§ 9. Чередование гласных в корнях слов

Написание слов с чередующимися безудар­ными гласными в корнях слов (е - и, о -а) основано на ряде особых правил.

Чередование и - е

В корнях с чередующимися гласными е - и (бер- - бир, пер - пир, мер - мир, стел - стил, дер - дир и др.) бук­ва и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать - выберут, запирать - запереть, уми­рать - умереть, расстилать - расстелить, раздирать - разде­рут, блистать - блестеть.

На этом же правиле основано правописание корней, в кото­рых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сжать - сжи­мать, примять - приминать, начать - начинать, снять - сни­мать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но: сочетать, сочетание.

Чередование а - о

В корнях лаг - лож и кас - кос буква а пишется, ес­ли за корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исклю­чение: полог), касаться - коснуться.

В корнях плав - плов буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Сло­во плывуны пишется с буквой ы.

Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «про­пускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
11 Перепишите, вставьте пропущенные буквы.

Изл…гать, изл…жить, предпол…гать, предпол…жить, прик…саться, прик…снуться, предпол…жение, предпол…гаемый, соприк…саться, нал…гать, ул..жение, прил…гательное, разл…жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл…влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром…каемое пальто, вым..кнуть под дождём.
12

Наши дела сл…жились блестяще. Эта книга дана в качестве прил…жения. За нарушение правил уличного движения нал…гается штраф. Её ул..жили, и она впала в усыпление. Лошадь едва к..салась земли. Печка так накалена, что нельзя прик…снуться. Выпл..вка чугу­на идёт непрерывно. Погиб и кормщик, и пл..вец. Проливной дождь вым…ил меня до последней нитки. Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не бы­ло. Пол выл..жен цветными плитками. Пред­пол…гается закончить театральный сезон к 15 июня. Я на вас могу пол..житься. Ранняя зимняя ночь укры­ла селение тёмным пол..гом.
^ ПРОДОЛЖЕНИЕ «Чередование гласных в корнях»

В корнях клан- клон: кланять­ся, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение.

Исключение: утварь.

В корне гар-гор в безударном положении также обычно бывает о (под ударением - а), например: загореть - загорать, загорелый, загар.

Исключение: выгарки.

В кор­не зар - зор в безударном положении пишется а (под ударени­ем бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево.

В корне скак- скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о - перед ч, например: ска­кать - вскочить, поскакать - подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).

Корень равн- ровн преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: рав­номерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.

В корне рост-рос гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но: росла.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщи­ческий и т. д.
13 Перепишите, объясните правописание.

Держать р..внение в рядах, совершать р…вномерное движение, разр..внять грядки, ср…внить два числа, неср…внимые величины, подр..внять кусты сирени, поднять ур..вень производства, р…внять­ся шестистам метрам, решить ур…внение, удачное ср…внение, зар..внять канаву, великолепная р..внина; буйная пор..сль, р…сти вширь и вглубь, неправильное ср..щение кости, зар..стать травой, болото пор…сло мхом, новая отр…ль промышленности, нар…стить силы, отвратительный р…стовщик.
^ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Перепишите, расставляя не­достающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор пяти предложений.

Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как благотворный дождь пада­ли строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увлекавшиеся поэзиею обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование.

Ч..тал лекцию Давыдов профессор истории русской литерату­ры. «Вот вам т..ория искусства, - сказал Уваров обращаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, - а вот и самое искус­ство», - прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно заранее приготовленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовский. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу перешёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригласил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессоров. Не умею выразить как вел..ко было наше наслаждение видеть и слышать нашего кумира.

Я не припомню всех подробностей состязания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древнерусского эпоса. (И. А. Гончаров «Воспоминания»)

Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).

Алгоритм для проверки правописания корней

  1. Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.
  2. Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.
  3. Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.

Правописание чередующихся корней

Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.

Чередующиеся гласные О и А в корне

Чередующиеся корни Правило Примеры Исключения
-ГОР-/-ГАР- Без ударения всегда -ГОР- Го реть Выга рки
Прига рь
-ЗОР-/-ЗАР- Без ударения всегда -ЗАР- За ря Зо ревать
Зорянка
-КЛОН-/-КЛАН- Без ударения всегда -КЛОН- Накло нить -
-ТВОР-/-ТВАР- Без ударения всегда -ТВОР- Тво рение Утва рь
-ПЛОВ-/-ПЛАВ- Без ударения всегда -ПЛАВ- Попла вок Пло вец
Пло вчиха
Пло вцы
-КОС-/-КАС- Если после корня есть суффикс -А-, то -КАС- Ко снуться
Ка са ние
-РОВН-/-РАВН- Если слово в значении «ровный, гладкий», то -РОВН-
Если слово в значении «равный, одинаковый», то -РАВН-
Ура внение
Подро внять
Ра внина
Поро вну
Уро вень
Ра вняться в строю
-МОК-/-МАК- Если слово в значении «мокрый, впитавший жидкость», то -МОК-
Если слово в значении «еще сухой, погружать в жидкость», то -МАК-
Обма кнуть
Вымо кнуть
Промо кательная бумага
-РОС-/-РАСТ-/-РАЩ- В корне -РОС- буква О
В корнях -РАСТ-, -РАЩ- буква А
Ра стение
Выра щенный
Выро сли
Ро сток
Ро стов
Ро стислав
Ро стовщик
По дростковый
Отра сль
На выро ст
-ЛОЖ-/-ЛАГ- В корне -ЛОЖ- буква О
В корне -ЛАГ- буква А
Пола гать
Поло жить
Поло г
-СКОЧ-/-СКАК- В корне -СКОЧ- буква О
В корне -СКАК- буква А
Ска кать
Вско чить
Ска чок
Ска чу
Ска чи

Чередующиеся гласные Е и И в корне

Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.

Чередующиеся корни Правило Примеры Исключения
-БЕР-/-БИР- Убе ру
Уби ра ть
-ПЕР-/-ПИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Запе р
Запи ра ть
-ДЕР-/-ДИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выде рнул
Выди ра ть
-ТЕР-/-ТИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выте р
Выти ра ть
-МЕР-/-МИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир).

Заме р
Зами ра ть
-СТЕЛ-/-СТИЛ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Сте лить
Рассти ла ть
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Бле стеть
Бли ста ть
-ЧЕТ-/-ЧИТ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выче т
Вычи та ть
Соче тать
Соче тание
-ЖЕГ-/-ЖИГ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выже г
Выжи га ть

Правописание проверяемых гласных/согласных в корне

Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.

  • Сх...матический – проверочное слово схЕма => схЕматический
  • Б...дриться – проверочное слово бОдрость => бОдриться
  • Сч...стливый – проверочное слово счАстье => счАстливый
  • Хру...кий – проверочное слово хруПок => хруПкий
  • Прору...ь – проверочное слово проруБить => проруБь
  • Опас...ный – проверочное слово опасен => опасный

Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне

Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.

Похожие публикации