Сценарий посвященный дню русского языка 6 июня. День русского языка: мероприятия, посвященные празднику. Сценарий воспитательного мероприятия


Более 250 миллионов человек в мире владеют русским языком. Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла — они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски.

Русский язык — один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, а также самым распространенным европейским языком в географическом смысле.Интересно, что разговорный русский язык в обязательном порядке изучают все космонавты, которым предстоит работать на Международной космической станции.

По последним данным, в мире более 150 миллионов русскоязычных, еще более 100 миллионов владеют русским как вторым языком.
***

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Анна Ахматова

***
Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота.
Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов.

***
Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком прилично говорить с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, итальянским — с женским полом. Но если бы он русский знал язык, то конечно к тому бы добавил, что им со всеми говорить пристойно, т.к. нашёл бы в нём и великолепие испанского, и живость французского, и крепость немецкого, и нежность итальянского, и богатство, и сильную изобразительность латинского и греческого языка.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов
***
Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком.

Г. Державин

***
Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

А. С. Пушкин

***
Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения.
А. С. Пушкин

***
Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

А. С. Пушкин
***
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский
***
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Иван Сергеевич Тургенев
***
Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Лев Николаевич Толстой
***
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

А.Н. Толстой

***
По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать.

Русский писатель Антон Павлович Чехов

***
Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения… с одной стороны… с другой же стороны - и все это без всякой надобности. “Тем не менее” и “по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.

А. П. Чехов
***
Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной.

П. А. Вяземский
***
Русский язык — это язык поэзии. Русский язык необычайно богат многогранностью и тонкостью оттенков.

Французский литератор Проспер Мериме
***
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн
***
Язык — это история народ. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.

А. Куприн
***
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно.

Н.А. Некрасов
***
Везде литература ценится не из-за её гнуснейших образцов, а из-за тех её выдающихся деятелей, который ведут общество вперёд.

М.Е. Салтыков-Щедрин
***
Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет.

А. С. Хомяков
***
Перед Вами громада — русский язык!

Николай Васильевич Гоголь
***
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константи Дмитриевич Бальмонт о Русском Языке
***
Пушкинский язык

Нам будет некого винить,
Когда не сможем сохранить,
К чему как к солнцу ты привык -
Великий Пушкинский язык!!!
В цене лишь деньги и товар,
И страшен лжи истошный крик…
И топчут с грязью дивный дар -
Бесценный Пушкинский язык!!!

Но это - страх временщика…
А жизни век в грядущем - миг!
Грядёт к народам на века

Бессмертный Пушкинский язык!!!



Великий и могучий, правдивый и свободный
НАШ РУССКИЙ замечательный ЯЗЫК! -
Веселый, искрометный, крутой, живой, народный,
ОН мысли выражает напрямик!
Во дни раздумий тяжких, во дни сомнений страшных,
Когда на наш порог ползет беда,
ЯЗЫК не умирает, он силу набирает
И остается РУССКИМ навсегда!
В НЕМ есть слова: «родная», «родимая», «святая»,
«Отеческая», «Русская Земля» -
От дома и до дома, от края и до края
Она для сердца русского - своя!
Английский и немецкий, китайский и турецкий
Хорошие, быть может, языки,
Но... РУССКИЙ - самый стройный, богатый, нежный, вольный
Временщикам и ворам вопреки!
От древних лет доныне исконный дух России
Ни смутой, ни войной не разложить…
Враги и их наймиты здесь снова будут биты,
А Русь была, и есть, и будет жить!
Мы думаем по-русски, мы молимся по-русски,
Мы в бой идем под русское «Вперед!»
ЯЗЫК - душа народа, он через все невзгоды
Потомкам слово пращуров несет!
ЯЗЫК - своим отрада, с НИМ брат находит брата,
ЕГО страшится властный лицедей.
ЯЗЫК ВЕЛИКОРУССКИЙ - подобие набата!..
ГЛАГОЛ, объединяющий людей!
ЯЗЫК народу нужен, ЯЗЫК народу служит,
ЯЗЫК с народом всюду и везде.
В НЕМ - смелый русский витязь, в НЕМ - Третий Рим и Китеж,
ОН - в нашей Вере, в Правде и в Судьбе!
ОН русских окрыляет, ОН к брани призывает
За русский дух, за торжество ума.
Да здравствуют Россия и НАШ ЯЗЫК красивый! -
ДА БУДЕТ СВЕТ! ДА РАСТОЧИТСЯ ТЬМА!


Русский бард
Александр ХАРЧИКОВ

МБОУ-Кокинская СОШ

Выгоничского района

Брянской области

«ДЕНЬ

РУССКОГО ЯЗЫКА»

Разработала учитель

русского языка и литературы

Лямзина Ирина Павловна

2013 год

Сценарий праздника «День русского языка»

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Здравствуйте, ребята! В 2011 году президент России подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. День рождения Александра Сергеевича Пушкина объявлен официальным государственным праздником. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе, сросся с нею. Мы гордимся таким великим поэтом. Сегодня у нас необычный праздник, мы открываем Музей русского языка. Залы музея хранят уникальные экспонаты.

Не тратя времени, я приглашаю вас на экскурсию. И вот перед нами первый зал.

Зал истории письменности.

- Приглашаем Вас в зал «Истории письменности».

Человеку всегда было интересно знать, как жили его предки, чем занимались, с кем дружили, с кем воевали. А, как это можно узнать? Конечно же, из книг. Средством, рассказывающим о прошлом, стало письмо. А родилось письмо не сразу. Выделяют три этапа развития письма:

Часто первобытные люди хотели передать сведения о важных событиях своего племени. Они делали рисунки на камне . Письмо рисунками – называется пиктографией. Мы и сейчас используем картинки для передачи информации. О чем сообщают картинки на дорожных знаках? Пиктограммы могут прочитать люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире.

Затем появились иероглифы . Сообщение делилось на части, слова – на слоги и каждая часть изображалась условным знаком-символом. Иероглифами пользуются в Китае и Японии. В Китае выпустили словарь, в котором 20 миллионов иероглифов и все их надо запомнить! А сколько букв надо запомнить нам? (33)

Третий этап развития письменности – звуко-буквенный . Когда каждый звук обозначается буквой. Звуковым письмом пользуется большинство народов мира, и осуществляется оно с помощью азбуки или алфавита. Алфавитному письму почти 3000 лет. А что такое алфавит? (Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке). Знаете ли вы алфавит? Отвечайте, только быстро – какое слово стоит в словаре раньше: понедельник или вторник ? Математика или литература ? Осень или зима ?

Молодцы! Я приглашаю вас в следующий зал…

Зал пунктуации.

  1. Мы рады приветствовать вас в зале пунктуации!
  2. Прежде чем мы начнем экскурсию по залу, отгадайте загадку:

Эко диво: поглядишь - чистёхонько, поглядишь - гладёхонько, а станешь читать - везде задевается.

  1. Правильно, это знаки препинания. В русском языке даже существует пунктуационный алфавит. Сколько всего в нем знаков?
  2. Подсчёты знаков препинания оказываются разными: обычно называют 10 знаков, но на самом деле их больше.
  3. Сейчас мы проверим, хорошо ли вам знакомы знаки препинания.

Загадки

У ребят в руках перевернутые таблички со знаками препинания. После отгадывания загадки они показывают свою табличку.

Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! (! )

Ляжет палочкой на строчку: - Проходите по мосточку… (-)

Вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом. (? )

Словам раскрывают объятья: - Ждем в гости вас, милые братья! ()

Выйдет на дорожку, всем подставит ножку. (, )

Загораживает путь, предлагает отдохнуть. (. )

  1. Со знаками препинания связано очень много историй. Вот одна из них. Один цирюльник заказал вывеску с указанием на ней всех подробностей своей профессии. Живописец сделал вывеску, но забыл поставить, где нужно, знаки препинания. Когда посетители заметили это, они сообщили цирюльнику. «Я сам все исправлю!» - заявил парикмахер и действительно, запятые были поставлены. Утром люди прочитали: «Здесь зубы, дергают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы, моют».
  1. Как вы думаете, пришли посетители к цирюльнику? Правильный вариант…
  1. Иногда, постановка одной запятой, может стоить человеку жизни.

Сценка «В королевстве пунктуации»

Придворный (вбегая): Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Королева : Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(Входит Федя, нечёсаный, неопрятный)

Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева : (Поправляет корону) - Как смеешь говорить ты так со мною, с королевой Пунктуацией! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Федя : Ну, Федя.

Королева: Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.

Федя: Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор …………Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.

(предложение на карточках держат слуги.)

Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…

Королева: Прочитай, что у тебя получилось.

Федя:

Королева : Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и тащат его в сторону)

Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Федя: Не надо. Мне домой, если можно.

Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не надо мне домой если можно

(предложение написано на экране)

Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.

Королева : Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо… послушайте песенку (Звучит песня о реформе).

Посмотрите, как быстро летит время. Мы и не заметили, как подошли к залу частей речи.

Зал частей речи

  1. Мы рады пригласить вас в зал частей речи.
  2. Наша речь состоит из множества слов. Словами обозначено всё, что есть на свете: предметы, действия или признаки. А иногда за словом можно увидеть целую картину.
  3. Произнесите слово «темнота», и сразу вам представится опускающийся на землю вечер и звезды на небе.
  4. Все слова в русском языке объединены в большие группы, которые называются части речи. Сколько частей речи вы знаете? Перечислите…

Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.

Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, всему надо учиться.

Королева : Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут.

Придворный: Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики.

Королева: А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно!

Придворный: Оказывается, есть. Вот послушайте:

1-ый

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
2-ой

В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
1-ый

Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
2-ой

Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Придворный : Вот какой ленивый Лежебокин.

Королева И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди вас немного.

Придворный: Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. Не только в изучении русского языка преуспели. Они и другие языки с успехом изучают.

Королева : Ай да молодцы! Вот это таланты! Вот утешили.

  1. Ребята, назовите правильно все падежи русского языка.

Спасибо, что посетили наш зал частей речи и показали хорошие знания.

Следующий зал, который мы посетим называется

«Зал современного русского языка»

Этот зал расскажет о современной речи молодежи, а точнее о нарушении ее содержательности и чистоты. А чтобы вам, ребята, было все понятно, я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…

Сценка «Иностранные слова»

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша. Это что – в карты поиграть?

Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. Ты что – упертый?

Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил.

(Входит Света).

Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе) Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша. Больше не будешь так разговаривать?

Вова. Больше не буду.

2 ведущий. Узнали? Это мы! Мы постепенно превращаемся в Эллочку - Людоедочку из книги Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой составлял около 30 слов: «хо-хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».

1 ведущий. Сквернословие, к сожалению, также становится болезнью. А знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь? А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот, оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!

2 ведущий . Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь?! До сих пор не куришь?! Не ругаешься?! Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, я сам куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.

Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь. Но к сожалению, современная речь при неумелом и неаккуратном с ней обращении теряет такие качества, как содержательность, точность, логичность, выразительность и, наконец, правильность. Я надеюсь, что после посещения Музея русского языка вы поняли это, и будете беречь родной язык от «иностранных слов», чтобы не было такого…

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги. У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)

Королева Пунктуация : Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

Королева Орфография : Да, письмо-то меня и озадачило.

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

"Здесь чудный лук, и я лижу", -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

"Здесь – лиса, красивый длинный прут".

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Королева Пунктуация:

Твой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставь - ка правила учить…

Королева Орфография : Да-да, пойду его лечить.

Заставлю правила учить!

Выходят чтецы .

1-й : «Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).

2-й : Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

3-й : Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.

4-й : Язык национальной гордости и достоинства!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

3-й: В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку. Он пишет следующее: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба …

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».

1 ведущий.

«Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Друзья, ребята нашего отряда хотят показать вам, что они знают и любят русский язык.

Ребенок:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина.

Не мук а , а м у ка-

Поварам наука.

Слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, в зависимости от ударения, называются… омографами. В русском языке существуют нормы ударения. Проверим, как вы хорошо владеете данными нормами.

Задание 1. Кто быстрее и правильно расставит ударение в следующих словах:

ЗВАЛ А , ЗВОН И ШЬ, СВ Е КЛА, ЭКСП Е РТ, БАЛОВ А ТЬСЯ, ЖАЛЮЗ И , КАТАЛ О Г, Т О РТЫ, ДАЛ А , КРАС И ВЕЕ, П О НЯЛ, ПОНЯЛ А , ЗАНЯЛ А , НАЧАЛ А , ПОСЛ А ЛА, ОБЕСП Е ЧЕНИЕ, ЩАВ Е ЛЬ.

Давайте все вместе повторим, как произносятся эти слова.

Задание 2. Кто быстрее и правильно распределит слова по родам (слова на проекторе)

ПОВИДЛО(ср), ИНТЕРВЬЮ(ср), АВЕНЮ(ж), ПОНИ(м), КАКАДУ(м), МИССИСИПИ(ж), ТЮЛЬ(м), КОФЕ(м), КЕНГУРУ(м), РОЯЛЬ(м), ШАМПУНЬ(м), ШИМПАНЗЕ(м).

СОНЯ, НЕРЯХА, НЕВЕЖДА, НЕВЕЖА(общего рода). Повторить

Задание 3. Кто быстрее и правильно исправит ошибки в словах (слова на проекторе)

ЛЯЖЬ (ляг), ПАРА ПОМИДОР(ов), ПОВАРЫ(а), ЛОЖИТЬ(класть), СКОЛЬКО ВРЕМЯ?(который час), ПАРА НОСОК (носков), ИХ НИЙ, ТЕКЁТ(течет), ХОЧУТ(хотят), ИГРАТЬ СЯ.

Задание 4. Выбери правильную форму слова:

КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИН – КИЛОГРАММ АПЕЛЬСИНОВ

ДОКТОРА, ПРОФЕССОРА - ДОКТОРЫ, ПРОФЕССОРЫ

ВАЛЕНОК, БОТИНОК, САПОГ - ВАЛЕНКОВ, БОТИНКОВ, САПОГОВ

Ведущий. Какие ошибки часто допускают одноклассники, друзья, взрослые?

(ЧЁ(что), ИХ НИЙ, ЕСЛИ В, ТАМ А, ТУТ А, ЗДЕС Я, ЗВ О Н И ШЬ, СТЕРИ С Д О СКИ(сотри с доскИ), СО ШКОЛЫ(из школы), ПОШЛИТЕ(пойдемте), НЕТ У, БЕГИТ(бежит) – правильный вариант

Задание 5. Представьте себя ред А кторами. Исправьте речевые ошибки.

1 В двухтысяча третьем году Вова поехал учиться в город. Взял с собой пару носок, несколько полотенцев. В городе у него появились знакомые шофера, а его больше всего интересовали трактора и трое связисток, совсем юных девушек.

2. Всем очень нравятся булочки с повидлой, которые пекет Клавдия Михайловна. Когда они свежие, более красивее на вид. На конкурсе – лучшие п о вары- она заняла 1 место и ее наградили парой сапогов и одной парой чулков.

Федя: Ребята, вы заметили, сколько в русском языке иностранных слов:

Я не знаю, что они значат. Помогите еще раз: я буду называть нерусские слова, а вы русские синонимы:

Валюта-деньги

Карцер-тюрьма

Менеджмент-управление

Наркоз-обезболивание

Шоу-зрелище

Шоп –магазин

Коммерция-торговля

Триумф-успех

Рэкет-шантаж

Задание 6.

Найди и объясни ошибку МАТЬ ОДЕЛА НА РЕБЕНКА НОВЫЙ КОСТЮМ

1 Ведущий: Одеть- надеть - слова- паронимы, слова, сходные по своему звучанию.

«Одеть», «Надеть»… Два эти слова

Мы путаем так бестолково!

«Одеть», «Надеть»…Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть.

Задание 7. Укажите возможные сочетания, сопоставляя попарно слова из двух колонок.

ЦЕЛЫЙ

ЦЕЛЬНЫЙ

ХАРАКТЕР
ДЕНЬ

РАСКРЫТЬ
ВСКРЫТЬ
ОТКРЫТЬ

ПИСЬМО
МЕСТОРОЖДЕНИЕ
ОБЪЯТИЯ

УПРАЗДНИТЬ
УСТРАНИТЬ

ПРЕПЯТСТВИЯ

МАНОВЕНИЕ
МГНОВЕНИЕ

ОКА

  1. ведущий: К нам приехала в гости Радио-няня. (Звучит песня о нарушении норм произношения несклоняемых существительных)

Задание 8. Составьте словосочетания со словами-паронимами.

ЭФФЕКТНЫЙ - ЭФФЕКТИВНЫЙ
ГУМАННЫЙ - ГУММАНИТАРНЫЙ
ДЕЛОВИТЫЙ - ДЕЛЬНЫЙ
ТИТУЛЬНЫЙ – ТИТУЛОВАННЫЙ (клуб)

САМОЛЮБИЕ - СЕБЯЛЮБИЕ

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ - ДОВЕРЧИВЫЙ.

НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА
СЫТЫЙ – СЫТНЫЙ

Федя: Друзья, а вы знаете фразеологизмы?. Сейчас проверим: я называю словосочетание, а вы синонимичный (во, какое слово знаю!) ему фразеологизм:

Дальний родственник- седьмая вода на киселе

Еще молод и неопытен - молоко на губах не обсохло

Все нипочем, ничего не страшно - море по колено

Очень умный - семи пядей во лбу

Очень мало - кот наплакал

Работать плохо - работать спустя рукава.

Всем очевидно - на лбу написано.

1 Ведущий : «Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери…- это человек без рода и племени» (В.А. Сухомлинский).

2 ведущий . А все-таки хорошо, что ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг друга.

1 ведущий. Я предлагаю вместе произнести слова- заклинания о том, что мы будем трудиться над собой, чтобы и мы, и наша речь стала чище.

Не позволяй душе лениться.

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Не позволяй ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

Звучит песня о русском языке

1 ведущий . На этом мы заканчиваем наш праздник. Пусть наша речь будет всегда легкой, веселой, красочной.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

Сценарий открытого внеклассного мероприятия,

посвященного Дню русского языка

«И мы сохраним тебя, русская речь…»

Разработчик:

преподаватель русского языка и литературы,

І квалификационной категории

Агеева Екатерина Валентиновна

Прибрежное

2017

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся.

Оформление:

    плакаты,

    презентация «И мы сохраним тебя, русская речь…»

    отрывок из кинофильма «Двенадцать стульев»,

    отрывок из кинофильма «72 метра»,

    плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

«Что русский язык – один из богатейший языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

(В.Белинский)

«Я русский бы выучил только за то, что толком его не знает никто».

(В.Маяковский)

1 ведущий. Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре,- Выучи русский язык!

2 ведущий. Он твой наставник, великий, могучий, Он переводчик, он проводник! Если штурмуешь познания кручи,- Выучи русский язык!

3 ведущий. Тургенева зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник. Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!

4 ведущий. Уважаемые гости! Дорогие друзья! Здесь нет случайных людей. Тут собрались, те, кто любит и ценит великий и могучий русский язык. Невозможно не обойти вниманием Александра Сергеевича Пушкина, который родился 6 июня 1799 года и в честь которого ежегодно по всей России отмечается праздник русского языка. Конечно, наше сегодняшнее мероприятие – посвящено родному языку «И мы сохраним тебя, русская речь».

Стоит напомнить, что именно главной исторической заслугой Пушкина является им закрепление русского народно-разговорного языка в литературе.

Язык – удивительнейший из даров, которым наделён человек. Это могучее орудие человека в его трудовой и творческой деятельности. В мире насчитывается ныне более двух с половиной тысяч языков. Большинство же человечества объясняется на двадцати языках. В это число входит и наш русский язык, на котором говорят свыше двухсот пятидесяти миллионов человек (примерно 3 место после китайского и английского).

Русский язык играет выдающуюся роль в развитии передовой общественной науки, мировой культуры, в духовном развитии и сближении народов.

2 ведущий . Сейчас в разных странах мира русский язык изучают более 20 миллионов человек. Это значит, что каждый седьмой житель нашей планеты знает русский язык. Его изучают в Европе и Америке, его изучают школьники и студенты в странах Азии и Африки. Русский язык стал языком развития и укрепления дружбы и сближения народов разных стран.

Русское слово можно услышать сегодня на всех континентах, в самых отдалённых уголках Земли. Сбылись слова Алексея Толстого: « Настанет время – русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара ». Сегодня народы мира хотят знать русский язык – язык мира, дружбы и богатейшего культурного наследия.

3 ведущий . В «Письмах русского путешественника» Николай Михайлович Карамзин писал: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»

Декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер в лекции о русской литературе, прочитанной им в Париже в 1821 году, говорил: «Таково … современное состояние русского языка: он богат, выразителен, свободен и гармоничен».

Николай Васильевич Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг…»

А.М. Горький утверждал, что «русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей».

1 ведущий . Представляю вашему вниманию современного автора Михаила Крюкова с произведением «Много языков на свете разных», читает Ермашова Татьяна.

Много языков на свете разных -

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

4 ведущий . На русском языке написаны произведения Пушкина, Толстого и Достоевского, Чехова и Бунина, Горького и Шолохова.

Наш язык велик и могуч, и мы все, для кого русский язык является родным, все, кому он дорог, несём ответственность за его чистоту, правильность, точность, выразительность. Современный русский язык, получив богатейшее наследство, развивается с быстротой поражающей. Словарное богатство его неисчерпаемо. Богатейшие возможности русского языка позволяют говорящим на нем создавать новые слова, как только в них возникает необходимость.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из кинофильма «72 метра» режиссера Владимира Хотиненко по мотивам рассказа Александра Покровского про великий и могучий русский язык.

( демонстрация фрагмента из х/ф «72 метра» )

2 Ведущий. В истории русского народа есть пословица, известная всем: « Встречают по одёжке – провожают по уму ». Она особенно точно указывает на то, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов.

Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Мир слов многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, а также неисчерпаем, как космос, Вселенная.

3 Ведущий. Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое.

« Слово – дело великое , - писал Лев Толстой. – Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти ».

1 Ведущий. В подтверждении этому можно привести такой исторический пример.

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа.

Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Эзопа удивленный Ксанф.

Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.

3 Ведущий. Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своём толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С. И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А. С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире всё чаще появляются новые слова и выражения – это неологизмы.

2 Ведущий. Но, к большому сожаленью, правильная речь стала редкостью. Почему уровень речевой культуры постоянно снижается, как впрочем, и уровень общей культуры? Неужели русский язык – такой великий и могучий – оскудеет. И мы будем довольствоваться жалким набором слов из лексикона Эллочки Щукиной, высмеянной Ильфом и Петровым? Её словарный запас составлял около 30 слов. Вот некоторые слова, придирчиво выбранные ею из могучего русского языка: «хо – хо», «знаменито», «хамите», «мрак», «жуть», «подумаешь», «парниша», «ого».

4 Ведущий. Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 тысяч до 6 тысяч. Задумайтесь, а каков ваш словарный запас?

Что же помогает нам обогащать словарный запас? Конечно, общение и добрые умные книги. Чем больше слов находится в распоряжении отдельного человека. Чем богаче его речь, тем свободнее, полнее и точнее он выражает свои мысли, чувства, настроения.

Для повышения речевой грамотности больше читайте. Вашим постоянным чтением должны стать лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: « Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал ».

А сейчас ребята прочитают вам стихи про русский язык.

( Представители от групп читают стихи ).

1 чтец

Стужа ль жгла, дожди ли моросили,-

Забывая и боль и грусть,

Как молитву, язык России

Я заучивал наизусть.

В нем, мне кажется, от природы,

Как в живительном корне, есть

Свежесть совести, сок свободы,

Благородство, размах и честь.

Беспримерный язык! Недаром

Пушкин думал на нем и творил.

С. Васильев «Русский язык»

2 чтец

Щедро народное наследство -

Я люблю красивый наш язык.

На якутском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Но порой, друзья мои, бывает,

В час, когда сижу с пером в руке,

Новых слов для песни не хватает

Мне в моем не бедном языке.

Жизнь идёт, словарь опережая,

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском выражая,

Я у русских многому учусь.

Навсегда вошли без перевода

Русские советские слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Наш язык – язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик,

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык.

С. Данилов «Мой русский язык»

3 чтец

За что я русский полюбил язык?

За что я к слову русскому приник?

За то, что мудрость Пушкина впервые

На языке России я постиг.

На нём всемирный обрели маршрут

Слова: Свобода, Равенство и Труд,

Слова, что всех людей земного шара

К борьбе за счастье на земле зовут.

За что Россию я люблю, как мать?

За что готов ей жизнь свою отдать?

За то, что в годы битв и испытаний

Она смогла свободу отстоять.

И счастлив я, что сквозь года со мной

Идут по жизни Пушкин и Толстой,

Что у Максима Горького учусь я

Любви к народу и к земле родной,

Что Родине служить не устаю,

Что музе Маяковского обязан

Я местом в поэтическом строю!

2 ведущий . В огненные годы Великой Отечественной войны перо и винтовка были рядом. Очерки и публицистические статьи советских писателей были страшны для фашистов так же, как залпы «катюш». Писателя и публициста Илью Эренбурга за его очерки и статьи, направленные против фашизма, Гитлер назвал своим врагом №1.

3 ведущий . Из более, чем тысячи советских писателей ушедших на фронт, двадцать один удостоен звания Героя Советского Союза, свыше четырёхсот погибли в боях.

Всеволод Багрицкий,

Муса Джалиль,

Михаил Кульчицкий,

Всеволод Лебода,

Евгений Петров,

2 ведущий .

Аркадий Гайдар,

Павел Коган,

Юрий Крымов,

Николай Майоров,

Иосиф Уткин

4 ведущий . Хотелось бы рассказать вам небольшую притчу о том, как пытались сохранить русский язык во время Великой Отечественной войны.

Притча :

Во время Великой Отечественной войны многие русские женщины попадали в концлагеря вместе с маленькими детьми. Детей отбирали и селили отдельно, учили немецкому языку в надежде, что они забудут родной. И тогда женщины ночью пробирались к детским баракам и разговаривали с детьми на родном языке: «Смотрите - это звезды, а это ночь...» Дети слабыми голосами повторяли слова. Такие ночные уроки были опасны для жизни, но матери сохраняли детям язык, воспитывали любовь к родному слову и веру. Русский язык, звучавший ночью в концлагерях, стал подвигом во имя жизни.

1 ведущий . В годы Великой Отечественной войны Анна Андреевна Ахматова написала стихотворение «Мужество»:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки !

3 ведущий . «…Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше, читайте таких мастеров словесного искусства, как Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Бунин», - призывал Максим Горький.

2 ведущий . Некоторые люди считают, что для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, желания, оказывается вовсе не надо знать множество слов. А вот, насколько такая речь будет гармонична, литературна, выразительна и грамотна, судите сами.

( демонстрация фрагмента из х/ф «Двенадцать стульев» )

К сожалению, и в нашей жизни встречаются подобные «Эллочки».

4 ведущий . История русского языка своими корням уходит в далекие тысячелетия. И совершенно не удивителен тот факт, что раньше многие слова, к которым мы уже давно привыкли, переводились по-другому или вообще были взяты из каких-либо других языков. Но сегодня люди только удивляются тому, какие существуют интересные факты о русском языке.

1 ведущий .

Население России говорит на диалектах. Их в стране выделяется три: среднерусский говор (Псковская, Тверская, Московская, Владимирская, Ивановская, Нижегородская области), северное наречие и южное наречие.

44% населенных пунктов страны имеют повторяющиеся названия. Большинство из них образовано от личных имен: Александровка, Михайловка и Ивановка.

46 населенных пунктов называются словом из 2 букв. Например, поселок Ыб в Республике Коми.

Есть слова, начинающие на букву Ы, правда это обозначение рек и населённых пунктов в России - Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Самым позитивными названиями деревень можно признать деревни Хохотуй и Добрые Пчелы.

3 ведущий . Факты о буквах.

*** В настоящее время в мире используется 65 разных алфавитов. Самый богатый из них – кхмерский, в нём 72 буквы, а самый экономный – алфавит одного из языков Папуа-Новой Гвинеи, которому достаточно 11 букв.

***
Алфавит придумали финикийцы, а греки придумали ввести в него гласные. Последнее крупное усовершенствование алфавита разработали римские писцы в IV веке нашей эры: они разделили заглавные и строчные буквы.

*** 2 ведущий .

Самая древняя буква – «О». Она имелась ещё в финикийском алфавите примерно 3300 лет назад и с тех пор ничуть не изменилась.

***
Самый распространённый в языках мира гласный звук – «А». Нет языка, в котором не было бы такого звука. Также, как ни странно, русский язык почти не терпит слов, начинающихся со звука и буквы «а».

*** 4 ведущий .

Раскройте томик Пушкина: в большинстве его стихов вы не встретите буквы «Ф». В «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» – флот.

***
Буква «твердый знак» или как его раньше называли «ер», сейчас ведет себя тихо и смирно. Но еще недавно школьники, учившиеся грамоте, – терпели от этой буквы страшные несчастья. До 1917 года в фразе «Тогда о твердомъ знаке съ гневомъ и негодованiемъ писали..» пришлось бы поставить 4 «ера». В издании «Война и мир» 1897 года на каждую страницу приходится 54-55 твердых знаков. Это 70 с лишним бесполезных страниц! Если посчитать все книги, получится, что в царской России ежегодно печаталось около восьми с половиной миллионов страниц, сверху донизу покрытых только твердыми знаками.

1 ведущий . Интересные факты о буквах.

В 18 веке восклицательный знак называли «точкой удивления».

2 ведущий . Никто не знает, почему нет практически слов, начинающихся на А.

3 ведущий . Тредиаковский предлагал убрать букву Щ из алфавита, заменив её на СЧ (исчезнуть, счастье).

4 ведущий . Буква С происходит от упрощенной для детей греческой буквы сигма луната.

1 ведущий . Буква Ф пишется только в заимствованных словах.

2 ведущий . В разгар Сталинградской битвы (1942) приказ народного комиссара образования делал обязательным употребление буквы Ё. Буква «ё» стала использоваться с подачи писателя Карамзина.

3 ведущий . Буква Э была включена в алфавит только в 18 веке. Произойди это раньше, возможно мы бы говорили: эвропа, Эва, эвнух.

4 ведущий . В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .

4 ведущий . Интересная статья о знании русского языка.

Уважаете ли Вы родной язык?

Количество прочитанных книг постепенно переходит в качество письма. Активно читающие дети к пятому классу обнаруживают, что им не нужно знать правила для того, чтобы писать правильно. Остальные пробираются сквозь русскую грамматику, проклиная её запутанность и непоследовательность.

Грамматику нужно учить в школе. Потом – поздно.

О чём можно разговаривать с человеком, который, имея на руках аттестат зрелости, пишет «попробывать», «ихний» и «девчёнка»? Который ошибается в «–тся» и «–ться»? Что, кроме вопиющей глупости, мешает ему, написав глагол, мысленно задать себе вопрос «что делать?» или «что делает»?

Кое-что об авторской пунктуации. Её не существует. По крайней мере до тех пор, пока пишущий чётко не осознает, чем отличается сложносочинённое предложение от сложноподчинённого, причастие от прилагательного, в каких случаях ставится запятая перед «как», почему в одних случаях надо употреблять двоеточие, а в других – тире.

Нет, это не снобизм, потому что язык – не вещь, не личностное качество, не свойство, и уж подавно не способ возвыситься над другими.

Язык – ещё одно средство постижения мира, как зрение или слух.

Почему люди, которым ни за что не придёт в голову лишить себя зрения, сознательно лишают себя языка? Откуда вот это «зачем писать правильно, мы же не на экзамене»?

Почему, стоя утром перед зеркалом, никто не думает «надену треники, мы же не на показе мод» или «не стану чистить зубы, мы же не на конкурсе свежего дыхания»?… Почему люди, которым не приходит в голову лишить себя слуха, преспокойно говорят «скрипя сердцем»? Где они слышали сердечный скрип?

Нелепо оправдываться «зато я знаю физику, а Вы?».

Язык – не профессия. Это средство связи. Для физиков, математиков, лингвистов, художников, шахтёров, токарей. Пожалуй, единственное надёжное средство связи с миром.

1 ведущий . Выражение «Пуп земли». Часто приходится слышать: «Он считает себя пупом земли». Откуда же взялось выражение «пуп земли»?

Надо заметить, что местонахождение пупа земли каждый народ определяет по-своему.

Древние греки считали, что центром человеческого тела является пупок. По легенде, отец богов Зевс пожелал узнать, где же, в таком случае, находится пуп земли. Он пустил с двух «концов света» орлов. Летя с одинаковой скоростью, птицы столкнулись в небе над тем местом, где позднее возник город Дельфы. Его-то и стали считать центром мира.

По мнению евреев, например, в центре мира стоит Палестина, в центре Палестины – Иерусалим, в Иерусалиме – храм, а в храме – камень, который и является пупом земли. По одной из версий, Господь закрыл им дыру в бездне хаоса.

А жители Алтая полагают, что пуп земли находится где-то в их горах.

2 ведущий . Имена, ставшие словами.

Истории появления тех или иных слов в языках мира всегда интересны и занимательны. Особенно впечатляют слова, происхождение которых связано с вполне реальными историческими личностями, будь-то писатели, ученые, богачи или предприниматели, которые изобретали, бунтовали, путешествовали, занимались благотворительностью, иными словами – не оставляли общественность равнодушной, а потому имена их стали нарицательными.

Слова-эпонимы, а так их называют этимологи, встречаются часто, но о существовании их мы не задумываемся или просто не знаем.

Кардиган – получил название в честь генерала Джеймса Томаса Браднелла, седьмого главы графства Кардиган, которому приписывают изобретение данного предмета одежды с целью утепления форменного мундира.

3 ведущий .

Ватман – белая плотная бумага высокого качества получила свое название в честь английского бумажного фабриканта Джеймса Ватмана, который в середине 1750-х годов ввел новую бумажную форму, позволявшую получать листы бумаги без следов сетки.

Галифе – название брюкам дано по имени французского генерала Гастона Галифе (1830–1909), который ввёл их для кавалеристов. Позже галифе были заимствованы другими армиями, а еще позже вошли в мужскую и женскую моду.

Гильотина – орудие казни названо по имени французского врача Жозефа-Игнаса Гийотена, который хоть и не изобрел его, но в 1789 году впервые предложил отрубать головы с помощью этого механизма, что считалось «более гуманным».

4 ведущий .

Оливье – свое название знаменитый салат получил в честь своего создателя, шеф-повара Люсьена Оливье, державшего в Москве в начале 60-х годов XIX века ресторан парижской кухни «Эрмитаж».

Бегония – названа в честь французского дворянина Мишеля Бегона (1638-1710), интенданта французских колоний в Карибском море, организовавшего научную экспедицию на Антильские острова для сбора растений.

Сэндвич – назван по имени Джона Монтегю, 4-го графа Сэндвичского (1718–1792), лондонского министра и игрока, который, по легенде, изобрёл его во время игры в криббедж. Игра длилась уже несколько часов, а министр не нашёл времени поесть. Джон Монтегю попросил, чтобы ему подали еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям-игрокам понравился такой способ еды без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».

1 ведущий .

Силуэт – Этьен де Силуэт (1709–1767) будучи генеральным контролером финансов во Франции при Людовике XV обложил налогами внешние признаки богатства (двери и окна, фермы, предметы роскоши, прислугу, прибыль). Пробыл на своем посту всего 8 месяцев. Его имя связали с «дешевой живописью» – вместо дорогого портрета дешевле и быстрее обвести тень человека.

Интересные факты о русском языке рассказывают нам о том, как в его обиход вошло слово «галиматья». Оно имеет очень интересную историю, которая своими корнями уходит в конец прошлого века. Во Франции работал такой известный врач, как Гали Матье. Он своих пациентов лечил шутками! Доктор стал настолько популярным, что обслуживал людей даже по почте, высылая им целебные каламбуры. Так появилось слово «галиматья», от имени великого врача. Тогда оно трактовалось как целебная шутка. Но сейчас данное слово переводится совершенно иначе. Чушь, чепуха, бестолковщина, бред – вот какие синонимы подбирают люди.

2 ведущий . Великий и могучий русский язык считается одним из самых сложных для изучения. Помимо всего прочего есть и интересные факты, которые знают далеко не все носители языка.

В русском языке есть слова с тремя буквами «е» - змееед, короткошее (а также длино-, криво-).

3 ведущий . В нашем языке есть термин «спунеризм». Им обозначают фразы-перевёртыши типа «вагоноуважаемый глубокоуважатый», «шампан стаканского», «стёклый в трезвышко».

Англичане для запоминания фразы «Я люблю вас» используют мнемоническую фразу «Yellow-blue bus».

Слово «неделя», оказывается, первоначально обозначало день отдыха, нерабочий день. А понедельник, соответственно, день, следующий за выходным.

4 Ведущий . Помните, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Интересные факты о русском языке – это занимательная тема, однако пару слов надо сказать и о весьма глобальной проблеме современности. Ради справедливости следует отметить, что на сегодняшний день, к сожалению, далеко не все носители русского языка могут грамотно употреблять в своей речи те или иные слова. Вставляют в предложения термины, истинный смысл которых им не известен, неправильно расставляют ударения, «проглатывают» буквы или нечетко их проговаривают. И некоторым следует об этом задуматься, так как чрезмерное (и, самое главное, массовое) злоупотребление такой неграмотностью может привести к деградации самого русского языка. А это будет действительно глобальной проблемой.

Спасибо за внимание!

День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, - литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?

Кто отмечает Всероссийский день русского языка

Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.

В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».

Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели - те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.

Кто любит русский язык

Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».

Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.

Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.

Но такие любители - один на миллион. В основной массе - людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин - 20 000, а тут - 30. Круто. Что же делать?

Всероссийский урок «День русского языка»

В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.

По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.

В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».

Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других - проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.

Как провести урок

Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.

Начало урока - пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.

Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés , что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.

Небольшое задание - написать буриме по заданным рифмам - можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.

Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

Мероприятия, посвященные празднику

В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.

Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.

Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.

Антонимы и синонимы - еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним - предательство, мой синоним - преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.

С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.

План мероприятий

Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.

Начальная школа:

  • Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
  • Конкурс стихотворений русских поэтов.

Средняя школа:

  • Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
  • КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.

Старшие классы:

  • Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
  • Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
  • Диспут «Русский язык в XXI веке».
  • Песни бардов - стихи под музыку.

Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу - конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.

Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.

Награждение победителей

Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.

Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».

Пантомима - оригинальный жанр, лучший подарок - это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.

Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.

Похожие публикации