Слияние фскн и фмс с мвд может привести к росту коррупции. Фскн- взгляд генерал-лейтенанта полиции на ситуацию

Спустя 13 лет МВД вернуло себе антинаркотическое и паспортно-визовое подразделения: в структуру ведомства влились ФСКН и ФМС. Сами службы в результате слияния получают дополнительные полномочия, о которых давно просили

Сотрудники УФМС и ФСКН во время совместного рейда по ночным клубам в Москве (Фото: «РИА Новости»)

Президент России Владимир Путин во вторник, 5 апреля, объявил о подчинении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральной миграционной службы (ФМС) Министерству внутренних дел России (МВД). Оба ликвидируемых ведомства после присоединения к МВД реализуют свои давние планы — увеличение полномочий.

ФСКН

Вопрос о слиянии ФСКН и МВД обсуждался больше года. Как РБК источник, близкий к администрации президента, против ликвидации ФСКН был глава ведомства Виктор Иванов. На должность руководителя ФСКН Иванов был назначен в мае 2008 года, до этого он долгое время работал в администрации президента Владимира Путина, в частности с 2004 по 2008 год занимал должность помощника президента по кадровым вопросам.

Последние несколько лет ФСКН старалась расширить круг своих интересов, в частности ведомство хотело монополизировать сферу реабилитации и социализации наркозависимых. ФСКН даже разработала государственную программу, которая предполагает объединение под эгидой ФСКН около 500 существующих в России реабилитационных центров. Они, как планировалось, должны были иметь возможность получать гранты от государства для помощи наркозависимым. Первоначально на эти цели ФСКН запрашивала у государства более 150 млрд руб. Впоследствии предполагаемые расходы на программу сократились до 1,5 млрд.

Полномочия оказывать финансовую и организационную поддержку реабилитационных НКО ведомство получило в августе 2014 года указом Путина. Но реализовать программу у Иванова так и не получилось, поскольку Минфин отказывался выделять под нее деньги. Не удалось ФСКН и утвердить профильный закон о службе, который был разработан еще в 2013 году. Этот закон существенно расширял полномочия службы: ведомство хотело проводить медосвидетельствование, выносить предписания компаниям и индивидуальным предпринимателям, чтобы те «принимали меры по недопущению незаконного оборота наркотиков», и даже через суд приостанавливать работы компаний, если те не исполнили предписание службы.

Но за свою основную работу — по противодействию обороту наркотиков — ФСКН подвергалась критике со стороны экспертов, которые сравнивали показатели службы с показателями МВД. Полицейские занимаются раскрытием нетяжких преступлений, связанных с наркотиками, или преступлений средней тяжести. Эксперты Санкт-Петербургского ​​​института проблем правоприменения , посвященном эффективности работы двух ведомств, констатировали, что МВД опережает ФСКН в количестве раскрытых преступлений, а ФСКН опережает МВД в объемах изъятых наркотиков.

Весной 2015 года Иванов, комментируя слухи о возможной реорганизации своего ведомства, говорил, что у МВД выше показатели по задержаниям рядовых наркопотребителей, но в поле зрения ФСКН — крупные поставщики и дистрибьюторы наркотиков. «90% всех оптовых партий наркотиков изымает именно ФСКН», — подчеркивал Иванов.

Что будет с более чем 30 тыс. сотрудников ФСКН, которые числятся в штате ведомства, пока неясно. Об увольнениях в ФСКН Путин на встрече с представителями ведомств не сообщал, он лишь заявил, что «вся эта структура будет работать самодостаточно, самостоятельно, но в рамках Министерства внутренних дел». В самой ФСКН в середине января объявили о том, что проводят оптимизацию структуры и штата.

Какое структурное подразделение будет создано в МВД в связи с присоединением к ФСКН, пока не объявлялось. До создания ФСКН борьбой с наркотиками в МВД занималось Главное управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН). После расформирования были созданы антинаркотическое управление в структуре Главного управления уголовного розыска и спецотделы в регионах. Как писал «Коммерсантъ», после ликвидации ФСКН предполагается передать наркополицейских именно в подразделения угрозыска. Кроме того, по данным газеты, ​обсуждается и возможность воссоздания ГУБНОН.

ФМС стала самостоятельным подразделением в 2004 году, когда ведомство вышло из состава МВД. В последние годы в ФМС жаловались, что служба не входит в число правоохранительных органов и не обладает функциями, необходимыми для работы с мигрантами, объясняет собеседник РБК в ФМС. На прошлой неделе о недостатке полномочий на круглом столе в Общественной палате говорила замначальника отдела мониторинга департамента по организации работы с иностранными гражданами ФМС Надежда Воронина.

Весной 2014 года ФМС разработала законопроект «Об иммиграционном контроле», существенно расширяющий полномочия ведомства и превращающий его в полноценную силовую структуру. Если бы этот закон был одобрен Госдумой и подписан президентом, сотрудники службы могли бы проводить проверки юридических лиц, аннулировать лицензии и изымать разрешения у работодателей. Кроме того, сотрудники ведомства были бы вправе возбуждать и расследовать уголовные дела по факту организации незаконной миграции, проверять документы у граждан и применять оружие.

В компетенцию ФМС до ее ликвидации входили вопросы предоставления гражданства, выдача виз на въезд в Россию, оформление и выдача паспортов гражданам Российской Федерации, депортация и запрет на въезд для нарушителей миграционного законодательства. Руководство ведомства состоит из представителей силовых органов. Трое из восьми замов руководителя ФМС Константина Ромодановского — выходцы из органов госбезопасности, как и он сам, еще трое — выходцы из МВД.

В ФМС после сокращения штатной численности летом 2015 года работало 36 тыс. человек. Уже известно, что ФМС сократит еще 30%: об этом говорится в указе Путина о слиянии структур. Сам факт возвращения ФМС в состав МВД не означает, что «самостоятельное состояние было признано неудачным», рассказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам. «Просто в результате межведомственной проработки пришли к мнению, что на данном этапе более целесообразна такая структура», — пояснил Песков.

Судьбу нынешнего главы ФМС Ромодановского будет решать Путин, сказала во вторник РБК замруководителя ФМС Екатерина Егорова.

Президент фонда «Миграция XXI век», бывший замдиректора ФМС Вячеслав Поставнин в разговоре с РБК заметил, что решение о слиянии ведомств напрашивалось давно, поскольку в последнее время часть функций миграционной службы получило Министерство внутренних дел. По его словам, есть два варианта подчинения ФМС МВД. Первый вариант предполагает, что ФМС остается службой, но в рамках МВД, а руководитель миграционного ведомства становится заместителем министра внутренних дел.

«Второй вариант заключается в том, что ФМС превратится, по сути, в паспортно-визовый центр при МВД, которым она и была раньше. Функции контроля за мигрантами и регулирования миграции тогда нужно будет кому-то отдать, поскольку этим МВД не занималось», — добавляет Поставнин. По его словам, функции выдачи трудовых патентов мигрантам можно отдать либо регионам, как это происходит в Москве, либо Минтруду.

После присоединения к МВД ФМС в какой-то степени реализовала свое желание расширить полномочия, уточняет Поставнин. Но эти полномочия — дознание, допрос, оперативная работа — сотрудникам службы, скорее всего, не понадобятся, уверен Поставнин. Непосредственной работой с мигрантами, по его мнению, будут заниматься полицейские — участковые, постовые и т.д., поскольку ФМС сконцентрируют на паспортно-визовой работе.

Эксперты оценили возможные последствия объединения силовых ведомств

Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральную миграционную службу (ФМС) могут лишить самостоятельности из-за финансового кризиса. С инициативой по возвращению этих служб в МВД выступил, по некоторым данным, Минфин. Окончательное же решение может быть принято президентом РФ уже в ближайшее время.

По мнению экспертов «МК», эта реформа может решить не только финансовые проблемы, но и улучшить оперативную работу.

Инициатива по расформированию служб стала актуальной в условиях кризиса. Таким образом планируется оптимизировать расходы бюджета на 30 млрд. рублей. При этом, предлагается уволить 27 тысяч аттестованных наркополицейских, а оставшихся 7 тысяч оперативников перевести в подразделения МВД. В случае же расформирования ФМС на работу в МВД могут перейти от 20 до 40 тысяч работников службы. Сотрудников ФСКН планируется перевести в уголовный розыск, а сотрудников ФМС - в состав нового паспортно-визового управления МВД.

При этом проблемами трудовой миграции будет заниматься Минтруда, а контролем за легальным оборотом наркотиков займется Минздрав.

Эксперты «МК» в целом восприняли эту новость положительно. По их мнению, у при существующей критике, у этой инициативы больше плюсов.

Антон Цветков, председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ:

Я поддерживаю эту инициативу, потому что считаю это решение абсолютно правильным. На сегодняшний день к чему привело разделение этих структур?Общаясь с сотрудниками территориальных подразделений полиции по борьбе с наркотиками, я вижу то, что они не заинтересованы в системной разработке наркоторговцев. Они говорят: на это есть ФСКН. При этом в ФСКН считают, что им не пристало заниматься «розницей». Однозначно, такая ситуация требует изменения и подразделения по борьбе с наркотиками нужно усиливать. В полиции для этого есть все необходимое — оперативные службы, спецназ, информационные базы. С ФМС — тоже самое. У нас и сейчас нелегальных мигрантов гоняет полиция, а в ФМС говорят, что нет на это сотрудников. В моем понимании слияние этих структур разумно. К тому же тут есть дополнительные плюсы - у самих сотрудников ФСКН и ФМС при их переходе в МВД увеличится зарплата, а МВД преодолеет острую нехватку кадров — сегодня там не хватает участковых, сотрудников ППС, уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями. Но очень важно, чтобы при переходе не были прекращены те оперативные разработки, что уже ведутся и чтобы не потеряли работу профессиональные сотрудники. Чтобы не получилось так, что карьеристов и тех, кто заботится больше о себе, а не о работе — возьмут, а тех кому собой особо некогда заниматься — не возьмут. Это будет беда. Что касается возможного сокращения МВД, то этого, на мой взгляд, допускать нельзя ни в коем случае. Там и сегодня участковые «зашиваются», а ППС на улицах почти не видно.

Михаил Пашкин, председатель координационного совета профсоюза сотрудников полиции:

В этой затее есть как плюсы, так и минусы. Основной положительный момент заключается в том, что службы в составе МВД будут работать более оперативно. К примеру, у тех же участковых есть вся информация по нелегальным мигрантам. Тоже самое касается и наркотиков — у оперативников также немало информации по местным наркоманам.

Ведь почему в постсоветское время из состава МВД убрали ФСКН, ФМС, ФСИН, пожарных? Это было сделано для того, чтобы снизить уровень коррупции. В советское время МВД было неким монстром, который работал очень слаженно и результативно. КГБ в свою очередь отслеживал коррупционные связи в этом ведомстве. Стоит отметить, что КГБ отлично справлялся с поставленной задачей — брали всех нечистых на руку — и родственников высокопоставленных чиновников, и простых сотрудников.

Что сейчас? В МВД создали свою службу безопасности для борьбы с коррупцией. Но по моему мнению эта служба занимается не отловом нечестных полицейских, а избавлением от неугодных. Я боюсь, что при слиянии ФСКН и ФМС с МВД коррупция зацветет буйным цветом. Выход из этой ситуации — УСБ подчинить напрямую министру внутренних дел или переподчинить ФСБ. Тогда действительно начнут бороться с коррупцией и сажать.

Кстати, обратите внимание, наверняка эти разговоры о переходе ФМС и ФСКН в МВД обсуждались в верхах и раньше. Ведь неспроста эти ведомства последнее время стали так активно работать и проявлять себя. То ФМС с инициативой выйдет, то ФСКН со спайсами бороться начинает.

Первой о возможных реформах со ссылкой на высокопоставленный источник, близкий к Министерству внутренних дел, сообщила газета «Ведомости». Официальные представители ведомств, участвующих в обсуждении этой инициативы, комментировать ее отказываются или ссылаются на то, что не осведомлены о происходящем. Однако источник в МВД, знакомый с ситуацией, подтвердил «Газете.Ru», что такие планы действительно обсуждаются — как минимум, по части слияния ФСКН и полиции.

«Понимаете, по факту МВД и так делит полномочия с Госнаркоконтролем, — указывает собеседник «Газеты.Ru». — Свыше 60% уголовных дел, связанных с наркотиками, оказываются у полицейских. Какой вывод из этого можно сделать?»

Другой источник уточнил, что подобная инициатива уже рассматривалась на обсуждениях в силовом аппарате.

«Тема поднималась еще до того, как начался кризис. Просто теперь вопрос встал ребром, и бенефициары подобного слияния активизировались», — говорит собеседник «Газеты.Ru».

Член думского комитета по безопасности Александр Хинштейн подтвердил факт обсуждения и отметил, что в числе его инициаторов — Минфин, желающий оптимизировать расходы.

«Такие предложения действительно звучат сегодня. Есть ряд аргументов, с которыми выходят представители Минфина, — рассказал «Газете.Ru» Александр Хинштейн. — Они говорят о необходимости оптимизации расходов в условиях непростой экономической ситуации. В данный момент ведется обсуждение на уровне руководителей ведомств. Прогнозировать, будут ли они (предложения. — «Газета.Ru») приняты, я не могу, поскольку решение за президентом, правоохранительные органы находятся в непосредственном его подчинении».

Из слов Хинштейна также следует, что Госнаркоконтроль не в восторге от идеи слияния и напоминает о своих заслугах.

«Есть позиция ФСКН, и она понятна. Они говорят, что результаты работы ведомства за десять лет показывают, что служба себя оправдала, — пояснил депутат. — Согласно статистике, большинство дел по составу, предусмотренному статьей 210 УК РФ (организация преступного сообщества), возбуждается именно по материалам УФСКН. Это не значит, что больше половины группировок в стране — наркомафия. Это говорит об эффективности работы ФСКН».

В целом опрошенные «Газетой.Ru» эксперты склонны положительно оценивать перспективы ликвидации ФСКН и передачи ее полномочий (и, вероятно, части личного состава) МВД. Так, председатель комиссии по общественной безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков указывает на то, что нынешние действия двух правоохранительных ведомств зачастую несогласованны.

«Решение о слиянии должно принимать руководство страны, но я бы такое решение поддержал, — пояснил «Газете.Ru» Цветков. — Сейчас разрозненность деятельности ФСКН и МВД имеет печальный характер. Сотрудники территориальных подразделений МВД не воспринимают борьбу с наркотиками как свою обязанностью, так как для этого есть наркоконтроль. А в ФСКН, в свою очередь, говорят, что борются только с крупными партиями».

Цветков также указал, что

МВД вполне справится с оперативной работой нынешнего Госнаркоконтроля.

«Всю оперативную деятельность, возложенную сегодня на ФСКН, целесообразно влить в подразделения органов внутренних дел. Так мы бы сняли вопрос дублирования. А профилактическую деятельность передал бы профильным некоммерческим организациям», — говорит чиновник.

Не так очевидна ситуация с потенциальным объединением Министерства внутренних дел и Федеральной миграционной службы. В отличие от полиции и Госнаркоконтроля, в своем нынешнем виде миграционная служба не занимается оперативно-разыскной деятельностью. С одной стороны, это может быть аргументом в пользу слияния: к примеру, если ФМС выявляет факты организации незаконной миграции, то обращается именно в МВД, где уже решают, возбуждать или нет уголовное дело. Из-за некоторой несогласованности уголовные дела по соответствующей статье (ст. 322 УК «Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации») возбуждают лишь в трети случаев. Об этом сообщал в 2013 году единоросс Михаил Старшинов, предлагая приравнять сотрудников ФМС к оперативникам.

С другой стороны, поскольку работа ФМС носит характер гражданской службы, с объединением могут возникнуть проблемы. На это указывает и Александр Хинштейн.

«ФМС на сегодняшний день последовательно проходит путь к превращению в гражданскую структуру. Более чем из 40 тысяч сотрудников всего 7 тысяч имеют специальные звания. И все они находятся в кадрах МВД, — говорит депутат. — Функционал ФМС не ограничивается правоохранительной составляющей. Гражданским людям переходить в военизированную структуру, которой является МВД, и выполнять функции, не свойственные правоохранительным органам, будет сложно».

Наконец, еще одна проблема возможного слияния заключается в том, что само МВД сейчас переживает оптимизацию и сокращение.

По словам Хинштейна, на нынешней неделе стало известно, что под сокращение попадет свыше 100 тысяч полицейских. То есть ведомство, насчитывающее немногим более 1 млн человек, лишится каждого десятого сотрудника. В настоящий момент, по сведениям «Газеты.Ru», депутаты Госдумы готовят обращение к министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с просьбой пояснить, как именно будет организована оптимизация. Впрочем, в любом случае слияние будет означать расширение штатов, и пока непонятно, как это будет состыковано с массовыми увольнениями личного состава.

Ясно, что окончательное решение о слиянии трех ведомств будет принимать президент, подчеркнул Хинштейн. По его мнению, вопрос требует тщательного исследования всех «за» и «против».

Во всей этой истории стоит указать и на возможного бенефециара — самого министра внутренних дел. Помимо существенного расширения полномочий ведомства, которое в настоящий момент лишается некоторых фронтов работы — подследственность по ряду уголовных статей переходит в Следственный комитет, — МВД таким образом как раз и может компенсировать сокращения, сохранив и даже нарастив свою численность.

Ранее, на заседании Совбеза в ноябре 2014 года, Владимир Колокольцев уже отстоял свои аппаратные позиции, получив «генподряд» на реализацию масштабной программы по противодействию экстремизму до 2025 года. Таким образом, были несколько развеяны слухи о грядущей отставке министра, циркулировавшие с начала минувшей осени. Нынешние новости о возможном объединении можно также рассматривать как признак укрепления позиций Колокольцева и его ведомства.

В другом углу аппаратного ринга от Колокольцева оказался нынешний глава ФСКН Виктор Иванов.

Иванов, который занимает эту должность вот уже свыше шести лет, старательно доказывает полезность своего ведомства и теперь должен приложить все усилия, чтобы сохранить ФСКН хотя бы в нынешнем виде. Речь, вероятно, уже не идет о расширении деятельности ведомства — даже в более благополучные времена Минфин, с подачи которого сейчас обсуждается слияние, неоднократно отказывал Иванову в десятках миллиардов рублей, которые тот просил на реабилитацию наркоманов.

Независимо от того, чем закончится обсуждение слияния, ФСКН, вероятно, предстоит оптимизировать штаты и сократить расходы на свои многочисленные проекты. Не исключено, что это только пойдет на пользу — в нынешнем виде ведомство регулярно подвергалось критике, в том числе за провокационные контрольные закупки, возбуждение уголовных дел на ветеринаров и торговцев пищевым маком, в то время как реальный наркотрафик в страну из соседних государств победить так и не удалось.

Ликвидация упраздненных президентом РФ Владимиром Путиным Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) завершится к концу года. При этом в МВД, которому переданы функции обеих служб, перейдут около 30 крупных объектов, в том числе институты, медицинские учреждения и санатории. Решения по кадровым вопросам, связанным с расформированием ФМС и ФСКН и созданием в МВД соответствующих структур, будут приняты, как ожидается, в самое ближайшее время.


Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал правительственные постановления о передаче в ведение МВД РФ организаций, входивших ранее в системы ФМС и ФСКН. Ликвидационные мероприятия по упразднению обеих структур должны быть завершены до 31 декабря этого года включительно. Ликвидационные комиссии в упраздненных ведомствах возглавят заместитель директора ФМС Николай Смородин и заместитель начальника международно-правового департамента, начальник договорно-правового управления ФСКН генерал-майор Валерий Зиновьев.

Правительственные постановления были изданы во исполнение указа президента России от 5 апреля этого года. Напомним, в тот день Владимир Путин провел масштабную реформу правоохранительной системы. Была создана Федеральная службы национальной гвардии РФ, к которой отошли из МВД внутренние войска, спецназ, ОМОН, вневедомственная охрана, авиация и некоторые другие структуры. Кроме того, президент упразднил ФСКН и ФМС, передав их полномочия МВД, где уже назначены руководители создаваемых главных управлений по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков.

Согласно правительственным постановлениям, МВД получит в свое ведение 10 крупных объектов, ранее принадлежавших ФСКН, и 19 объектов, унаследованных от ФМС. Среди них — более десятка расположенных в разных регионах центров временного размещения иммигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, иностранных граждан, подлежащих депортации, центры медико-психологической реабилитации этих лиц, учебные центры и ФГУП "Паспортно-визовый сервис", а также научно-исследовательский центр ФСКН в Москве, несколько институтов, санатории в Подмосковье, Калининградской области, Краснодарском крае и центральная поликлиника ФСКН в Москве.

Что касается остального имущества, которое до сих пор находилось в ведении ФМС и ФСКН (в том числе и помещений, которые занимали подразделения обеих служб), то после его инвентаризации, на которую отводится два месяца, МВД и Росимущество совместно определят список объектов, которые получит полицейское ведомство. Право оперативного управления этим имуществом за МВД должно быть оформлено до 29 декабря.

Что касается кадровых вопросов, связанных с расформированием ФСКН и ФМС и созданием соответствующих структур в МВД, то их решение ожидается в самое ближайшее время. Напомним, указом президента РФ от 5 апреля предписывается завершить проведение организационно-штатных мероприятий до 1 июня 2016 года. При этом, говорится в документе, МВД передается штатная численность упраздняемых служб с учетом сокращения количества сотрудников ФМС на 30%. Кроме того, в указе оговаривается, что при переходе в МВД сотрудник наркополиции вправе рассчитывать максимум на звание полковника, тогда как в ФСКН служили десятки генералов.

Как предполагают опрошенные "Ъ" сотрудники МВД, основу для дальнейших кадровых решений составит указ президента России, который установит предельную численность как национальной гвардии, к которой перешла часть структур МВД, так и самих органов внутренних дел. Исходя из этих цифр уже можно будет говорить об общей численности подразделений МВД по контролю за вопросами миграции и оборотом наркотиков.

Ждут кадровых решений и в региональных подразделениях упраздненных ведомств. Так, в петербургском УФСКН "Ъ" сообщили, что с 20 мая 2016 года прекращены "прием, регистрация и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях". Теперь их будут принимать в территориальных органах МВД. В частном порядке сотрудники ФСКН рассказали, что все имущество и транспорт управления уже переданы ГУ МВД, здание УФСКН на 2-й Советской улице также отходит к полиции (по неофициальным данным, там разместится управление по контролю за наркотиками). Сейчас все кабинеты опечатаны, служебная документация в опломбированных коробках дожидается новых хозяев. Сами наркополицейские сдали удостоверения. "Большая часть оперативников и экспертов, наверное, перейдет в полицию",— сказал "Ъ" один из бывших сотрудников УФСКН. По оценкам самих наркополицейских, их зарплата после перехода в систему МВД станет меньше на 40%, кроме того, у них не будет прежней надбавки за выслугу лет — в УФСКН она составляла три месяца за каждый год службы. По неофициальным данным, большая часть бывших руководителей УФСКН не планирует продолжать службу: "генералы на полковничьи должности не идут". Те из них, кому позволяет выслуга лет, как, например, заместитель начальника регионального управления генерал-майор полиции Вячеслав Рябцев, скорее всего, уйдут в отставку.

Александр Игорев; Владислав Литовченко, Санкт-Петербург

МОСКВА, 5 апреля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин перевел Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу в систему Министерства внутренних дел.

О своем решении глава государства сообщил на встрече с главой МВД Владимир Колокольцевым, главой ФСКН Виктором Ивановым, главнокомандующим Внутренними войсками МВД Виктором Золотовым и первым замглавой ФМС Екатериной Егоровой.

Устранение неразберихи и дублирования полномочий

Председатель Общественного совета при МВД Анатолий Кучерена предполагает, что процесс объединения вряд ли растянется на долгий срок.

"Я не думаю, что этот вопрос будет долго решаться, поскольку решение принято, будут даны поручения главой государства. И эти поручения, соответственно, необходимо будет выполнить в кратчайшие сроки. Конечно, будут определены определенные этапы, какие-то переходные периоды, может быть, но я не думаю, что сам процесс затянется. Я думаю, его можно будет воплотить в ближайшие несколько месяцев", - отметил Кучерена.

Он считает, что объединение ведомств позволит устранить неразбериху и дублирование полномочий. "Я думаю, что ситуация складывалась таким образом, что в любом случае то решение, которое принял глава государства сегодня, - выверенное, оно обдуманное, - сообщил Кучерена. - Как председатель Общественного совета при МВД России, я неоднократно наблюдал, когда дублировались функции, когда много вопросов, которые просто где-то в инстанциях тонули в процессах согласования и т.д.".

"Общаясь с сотрудниками Наркоконтроля и МВД, я видел, что их функции иногда дублируют друг друга, и иногда очень сложно разобраться. А зачем мы тратим такие огромные бюджетные деньги, тем более при нынешних экономических условиях?", - заметил Кучерена.

"А ведь для граждан, для людей, очень важна прозрачность системы. Как и для руководителя, который отвечает каждый за свое направление. А когда у нас порой происходит, что ФСКН занимается своим, ФМС - своим, МВД - своим, а пересечение происходит через МВД, то, соответственно, в данном случае, я считаю, что принятое решение основано и на этой порой неразберихе, порой забалтывании каких-то важных вопросов. Но это не вина руководителей, так была устроена сама система", - уверен глава Общественного совета при МВД.

"Мы должны минимизировать эти проблемы, с которыми сталкиваются как чиновники на своих уровнях, так и граждане, которые порой путаются и не понимают, кто за что отвечает. Граждане пишут в МВД и по вопросам наркотиков, и по вопросам миграционной службы. Для граждан этими вопросами занимается МВД. И когда было принято решение разделить полномочия, мы все равно видим на практике, что все не так просто", - заметил Кучерена. "Поэтому я надеюсь, что сегодняшнее объединение ведомств в МВД принесет больше пользы, нежели вреда", - добавил он.

Сокращение количества руководителей

"Все три ведомства шли параллельным путем", - считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Александр Чекалин, генерал-полковник милиции, в 2000-2008 годах занимавший посты заместителя и первого заместителя главы МВД. Что касается борьбы с наркотиками, то "МВД не отходило от этой темы ни на шаг", добавил он. "Показатели у МВД составляли 2/3 от общей массы выявленных фактов незаконного оборота наркотиков, 1/3 - у ФСКН, хотя там дела крупнее", - подчеркнул Чекалин.

Объединение этих ведомств под единым руководством позволит собрать в один коллектив "одинаково мыслящих, одинаково образованных, одинаково организованных людей, которые дадут лучший результат, которые будут эффективнее работать", добавил парламентарий. Кроме того, отметил Чекалин, объединение трех ведомств позволит сократить "количество руководителей". "Сейчас пройдет серьезное сокращение в пользу практических работников. А все те, кто носил бумаги, чеканил шаг по паркету, - их просто сократят или переведут на практическую работу", - полагает он.

Чекалин, два года руководивший ФМС, также считает, что возвращение этого ведомства в состав МВД "увеличит результаты работы в три, в четыре, а может, и в пять раз". "Это единение - блестящее решение, которое даст безотлагательный результат, мы его увидим в ближайшее время", - уверен парламентарий.

Системный ответ на современные вызовы

Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая назвала решение президента системным ответом на современные вызовы и угрозы. Решение президента - "это своевременный, адекватный и системный ответ на современные вызовы и угрозы", сказала парламентарий журналистам.

Она отметила, что полномочия ФМС и ФСКН носят "узкопредметный характер". "В системе МВД, безусловно, будет выстроено отлаженное взаимодействие всех служб, что повысит эффективность работы по этим направлениям и устранит разрыв в компетенциях и ответственности за результаты. А значит, и даст больший результат с точки зрения решения главнейшей задачи - обеспечения общественной безопасности и безопасности государства", - подчеркнула депутат.

"Нелегальная миграция, в контексте созданных вне России геополитических проблем, переместилась в число факторов высокого риска, сопряжения с организованной преступностью и терроризмом и требует дополнительной защиты общественной безопасности и оперативности системы контроля и реагирования", - подчеркнула глава профильного думского комитета. Фактически вся цепочка необходимых правоохранительных действий от контроля и профилактики до пресечения и ответственности выстраивается в общую линию защиты общества и государства, добавила она.

"В настоящее время уровень вызовов и угроз, связанный с наркоторговлей, нелегальной миграцией наиболее высокий", - напомнила Яровая, указав на исключительную важность этих направлений правоохранительной деятельности. "Решения, принятые президентом, это решения в пользу повышения эффективности защиты общества", - убеждена парламентарий.

Снижение расходов

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн ("Единая Россия") считает, что решение президента направлено на увеличение эффективности их работы и снижение расходов.

"Это вопрос, который ранее уже поднимался, в том числе в прошлом году. Полагаю, что это может быть связано как с необходимостью увеличения эффективности этих ведомств, так и с минимизацией расходов", - сказал Хинштейн ТАСС. На вопрос о том, известно ли ему в этой связи о каких-либо претензиях руководства страны к работе ФСКН и ФМС, он отметил, что "не слышал о каких-то серьезных претензиях, но нет предела совершенству".

"В любом случае эти службы все равно работают в постоянном взаимодействии с МВД. Более того, ФМС без МВД, например, не может зайти в квартиру", - пояснил парламентарий.

"С профессионалами проблем не будет"

В Общественной палате поддерживают решение Путина. "Когда два подразделения (ФСКН и МВД) дублируют функции, то это не так эффективно. То, что сейчас этим будет заниматься единый орган, - это плюс", - сообщил ТАСС председатель Комиссии по безопасности Общественной палаты России, член общественного совета ГУ МВД по Москве Антон Цветков.

Он добавил, что у ФСКН небольшая численность в отличие от МВД, которому с наркотиками бороться проще. "У МВД есть патрульно-постовая служба, участковые уполномоченные и уголовный розыск. Если ФСКН вольется в систему МВД, то это будет крайне правильно. Мы единым сильным кулаком дадим отпор угрозе в борьбе, в которой, мы, к сожалению, сегодня серьезно проигрываем", - сказал Цветков.

Он также назвал правильным решение о подчинении Федеральной миграционной службы МВД. "Во многом это было искусственное разделение. Сейчас работа будет перспективней, меньше будет управленческий аппарат, его можно будет сократить", - считает председатель Комиссии по безопасности Общественной палаты. Цветков уверен, что с профессионалами проблем не будет. "Их и так не хватает, за них будут держаться, а от неопытных кадров будут избавляться", - считает он. По его мнению, реформирование системы правоохранительных органов будет стоить копейки по сравнению с той экономией, которая будет.

"Нужно не допустить правового вакуума"

Сенаторы готовы активно включиться в работу над федеральным законом, регламентирующим деятельность правоохранительных органов, чтобы не допустить правового вакуума в результате изменений в структуре МВД, заявил ТАСС глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.

Озеров подчеркнул, что "в указе президента изложен концептуальный подход, а все тонкости будут прописаны в соответствующем федеральном законе". "В этом случае мы готовы активно подключиться, чтобы после внесения соответствующего закона в Госдуму сделать все от нас зависящее для скорейшего принятия этого закона, чтобы никакого правового вакуума по итогам решения президента в стране не возникло", - заявил сенатор.

Он также отметил, что в свое время выделение ФСКН и ФМС в отдельные федеральные органы власти "дало свои положительные результаты", в том числе с точки зрения нормативно-правовой базы их деятельности. "Сейчас объединение их в структуре МВД дает возможность действовать из единого центра, по единому замыслу и не дублировать друг друга", - подчеркнул парламентарий.

По мнению Озерова, вхождение ФСКН и ФМС в структуру МВД позволит провести оптимизацию личного состава и, "возможно, приведет к экономии денежных средств". При этом сенатор подчеркнул, что "когда речь идет об общественной безопасности", то денежные вопросы не стоит "ставить на первое место".

Переподчинение наркоконтроля может быть связано с недочетами в работе ФСКН

Перевод ФСКН в систему МВД может быть связан с недочетами в работе наркоконтроля, считает зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Олег Денисенко. "Видимо, решили усилить это направление (борьбу с распространением наркотиков) с точки зрения оперативной составляющей и, наверное, силовой - за счет присоединения к МВД. Потому что понятно, что оперативная составляющая в рамках МВД - это значительно более мощная структура, нежели в ФСКН", - сказал Денисенко.

Он предположил, что "качество работы ФСКН, видимо, не совсем удовлетворяет" руководство страны, "или понимают, что угроза возрастает, необходимо усилить и делают усиление за счет такого объединения".

Говоря о передаче ФМС в структуру МВД, депутат отметил, что сейчас стоит проблема мигрантов, "видимо, увеличивается объем работы, связанной с тем, что необходимо какую-то оперативную работу вести". "Сил для этого, видимо, у ФМС не хватает - поэтому такая передача, на мой взгляд, может быть логичной", - указал он.

Похожие публикации