Управляемый депозит налоговый агент. Агент иностранца по налогу на прибыль. Порядок представления отчетности

Фондовый рынок России показал в 2016-м году неплохой рост, который по прогнозам аналитиков продолжится и в 2017-м. Частные инвесторы могут приобрести ценные бумаги небольшим лотом через индивидуальные инвестиционные счета, но брокер в данной схеме все равно будет выступать посредником. Плюс ИСС - компенсация 13% налога, который в иных случаях придется заплатить.

Налог на операции с ценными бумагами один - 13%, сложнее с налогооблагаемой базой. Впрочем, именно разночтения в трактовке налогооблагаемой базы и позволяют применять различные легальные способы её минимизации.

Налог на операции с ценными бумагами нужно платить только в случае продажи бумаг.

Иными словами, сколько бы не росли ценные бумаги в цене, налог вы платите только в момент продажи и налогооблагаемая база рассчитывается по формуле «цена продажи минус цена покупки» (налог на дивиденды не рассматриваем, его вычитает сама компания).

И вот здесь возникает множество интересных вопросов:

Как доказать (определить), что сумма поступившая на счет, является основой для налогообложения?
как отследить вывод денег через электронные кошельки?
какие в принципе могут быть последствия в случае неуплаты налогов?

Большинство брокеров российского рынка не являются налоговыми агентами (имеют регистрацию в оффшорах), то есть обязанность подать декларацию лежит именно на трейдере. В связи с этим оплата налогов для российских трейдеров, работающих с небольшими объемами ценных бумаг, является скорее вопросом морали.

Нет, мы ни в коем случае не призываем уклоняться от прямой обязанности гражданина своей страны - налог на операции с ценными бумагами лучше оплатить. Но небольшими суммами налоговые службы не заинтересуются, а подача декларации иной раз их самих ставит в тупик - они попросту не знают, в какой раздел нужно отнести тот или иной вид дохода от ценных бумаг, а тем более как рассчитать налогооблагаемою базу. Можно воспользоваться помощью налоговых агентов, но сами сопоставляйте риски общения с налоговиками и временными/финансовыми на это затратами.

И теперь о легальных способах минимизации налогообложения:

Поскольку база налогообложения рассчитывается как «прибыль-убыток-комиссии брокера», то вариантом минимизации налога на операции с ценными бумагами может стать закрытие убыточных сделок в конце налогового года. Есть ли в этом смысл - думайте сами, поскольку вы ведь не зря их до сих пор держите в своем портфеле? А если речь идет о малоликвидных бумагах, то вряд ли вы сможете после продажи в декабре быстро купить их в январе, потеряв еще и на марже. Да, брокер убыток запишет в текущий год (снизив базу), но трейдер теряет деньги на марже;
в момент открытия брокерского счета нужно сразу разобраться по какому способу будет рассчитываться налогооблагаемая база. До 2010-го года трейдеры могли указывать метод расчета - ФИФО (удобен для спекулятивной торговли) или ЛИФО (удобен для долгосрочных инвестиций), но позже ЛИФО был запрещен, лазейки остались. Во-первых, можно вести учет краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг по методу ФИФО (например, открыть два счета). Во-вторых, поинтересоваться такими методами, как «вычисление по средней цене» или «по цене последних совершенных покупок». Одним словом, минимизация налогов сводится к определению оптимального метода ведения учета ценных бумаг. И здесь бухгалтер вам в помощь;
покупать ценные бумаги через ИСС. Налог на операции с ценными бумагами трейдеру компенсируется, но максимальная сумма для торговли ограничена 400 тыс. рублей.

Теоретически, прибыль и убытки от разных инвестиций не суммируются, но на практике это возможно, если речь идет об акциях и фьючерсах (опционах) на эти же акции. Также рекомендую сократить количество счетов, открытых у разных брокеров. При переходе от одного брокера к другому нужно взять документ, подтверждающий стоимость покупки ценных бумаг! В противном случае второй брокер (при условии, что он налоговый агент) примет начальную стоимость бумаг - «0», и в качестве налогооблагаемой базы будет принята вся цена акций.

Еще один интересный способ: управляемый депозит. Его суть в том, что проценты по депозиту, ставка по которым ниже ставки рефинансирования Центробанка, не подлежат налогообложению. В банке открывается управляемый депозит, с него все деньги перечисляются на счет брокера, в конце налогового периода деньги с брокерского счета возвращаются на депозит, включая заработанную прибыль. Если прибыль не превышает ставку рефинансирования, налог на операции с ценными бумагами не вычитается. Если превышает, все, что выше ставки облагается налогом 13%. Небольшая, но экономия.

Как минимизировать налог на операции с ценными бумагами при работе с зарубежными брокерами и биржами

Здесь ситуация еще запутаннее. Во-первых, выход на европейские рынки возможен только или через дочки российских компаний (а их немного), или через зарубежных брокеров, а их, работающих с российскими инвесторами, тоже относительно немного. Во-вторых, вопрос в наличии взаимных налоговых соглашений.

Начнем с того, какие в принципе есть варианты входа на зарубежные рынки:

1. Самый простой способ выйти на рынок США - инвестиции в фондовый рынок через ETF-фонды. Доступ происходит через субброкера, у которого открыт счет у брокера. С точки зрения налогообложения - это самый затратный способ за счет длинной цепочки посредников, но он же самый быстрый и простой для понимания.
2. Выход на рынок напрямую через зарубежных брокеров, но их количество ограничено. Их условия представлены ниже в таблице (цифры могли чуть измениться, но сравнительная картина понятна).
3. Выход через отечественные компании (Финам, Атон, БКС, Фридом, КИТ-Финанс).

Налог на операции с ценными бумагами в РФ 13%, в США - 10%. Поскольку между этими странами есть соглашение о двойном налогообложении, то брокер США сам вычитает 10%, оставшиеся 3% трейдер в России платит самостоятельно (с расчетом налогооблагаемой базы поможет брокер США). Но, если трейдер работает через субброкера (через оффшоры), то налог увеличивается до 15% (причина - выгодополучатель является юридическим лицом). Все упирается в комиссии брокеров.

Но здесь проявляется специфика законодательства каждой страны. Например, Saxo Bank не применит НДС 25% для тех, кто проживает вне ЕС. Большой плюс зарубежных брокеров - налоги в соответствии со своим законодательством они вычитают сами, а с российским придется разбираться трейдеру самостоятельно.

Примеры комиссий брокеров я привел не зря. Выше приведены только несколько примеров налогообложения, работа с каждой страной и с каждым брокером требует индивидуальных расчетов. И может оказаться так, что минимизация налогов будет нецелесообразной из-за больших комиссий брокеров и посредников.

К слову, если в течение года вы ничего не продавали и не покупали, но провели ребалансировку, в результате которой продали подорожавшие бумаги, 13% также необходимо оплатить.

Уклонение от налогов несет в себе большие риски, но и их оплата также сопряжена с определенными трудностями. Если речь идет о небольшом обороте, то имеет смысл просто необходимость оплаты налогов проигнорировать (что и делают большинство трейдеров, хотя это и нарушение законодательства) или же воспользоваться индивидуальным инвестиционным счетом (оптимальный вариант!). Но если речь идет о крупных суммах (тем более при работе с зарубежным брокером), то важен правильный учет прибыли. И дабы у налоговых органов не возникло претензий, рекомендуем воспользоваться помощью бухгалтера.

Порядок и особенности исчисления налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлен статьей 214.1 Налогового кодекса (НК).

Согласно п. 2 статьи 214.1 НК под финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 20 февраля 1992 года №2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле":

  • к фьючерсным сделкам относятся сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
  • к опционным биржевым сделкам относятся сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара.

Налоговые агенты

Согласно п. 3 и п. 8 статьи 214.1 НК организации, выступающие источником выплаты дохода налогоплательщикам - физическим лицам во исполнение договоров доверительного управления на рынке ценных бумаг, признаются налоговыми агентами.

Значит, обязанности по исчислению налога, его удержанию и перечислению в бюджет возлагаются на организации, производящие выплату денежных средств физическим лицам во исполнение договора доверительного управления.

Таким образом, доверительные управляющие по указанным договорам обязаны определить налоговую базу, исчислить, удержать из денежных средств, причитающихся учредителю управления, и уплатить в бюджет налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от совершения названных операций.

Имущественный вычет

Налогоплательщик вправе воспользоваться у источника выплаты дохода имущественным налоговым вычетом, предусмотренным пп. 1 п. 1 статьи 220 НК , в случае, если его расходы на приобретение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально. Вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в этом случае налогоплательщику не предоставляется.

Имущественный налоговый вычет предоставляется при продаже ценных бумаг, находящихся в собственности налогоплательщика:

  • менее 3-х лет – в пределах 125000 рублей;
  • 3 года и более – в полной сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.

При этом согласно п.3 статьи 8 Федерального закона от 06.06.2005 №58-ФЗ (Закон 58-ФЗ) с 1 января 2007 года положения абз. 19 п. 3 статьи 214.1 НК утратили силу. То есть с 1 января 2007 года налогоплательщик уже не может воспользоваться имущественным налоговым вычетом при отсутствии у него документально подтвержденных расходов на приобретение ценных бумаг (долей, паев).

Законом 58-ФЗ с 1 января 2007 года из статьи 220 НК исключено положение, согласно которому особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты НДФЛ по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, устанавливаются статьей 214.1 НК РФ.

Расчет налоговой базы

При условии отсутствия выплат в налоговом периоде налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), определяется на дату окончания налогового периода.

В том случае, если до истечения очередного налогового периода осуществлялись выплаты в пользу учредителя управления, обязанность исчислить налоговую базу возникает на дату выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется в общем порядке с учетом особенностей доверительного управления, установленных п. 7 статьи 214.1 НК.

Помимо общего перечня возможных расходов, в расходы учредителя доверительного управления, как налогоплательщика, включаются также суммы, уплаченные доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации, произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Установлен порядок определения налоговой базы отдельно по каждой категории ценных бумаг и каждому виду дохода, при условии совершения сделок с ценными бумагами различных категорий или при возникновении в процессе доверительного управления иных видов доходов (в виде дивидендов, процентов).

При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по сделкам с ценными бумагами соответствующей категории или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода.

Убыток, полученный по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления, уменьшает доходы, полученные по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. В свою очередь, доходы, полученные по указанным операциям, увеличивают доходы (уменьшают убытки) по операциям с ценными бумагами соответствующей категории. Аналогичное действие возможно и в отношении полученных результатов по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Кроме того, согласно п. 8 статьи 214.1 НК предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок соответственно на сумму убытка, полученного по указанным операциям, совершенным в налоговом периоде доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления.

Сроки уплаты НДФЛ

Согласно п. 8 статьи 214.1 НК предусмотрен особый порядок уплаты налога в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления или выгодоприобретателя.

Если выплаты денежных средств налогоплательщику не производились, то есть при невозможности удержания налога налоговым агентом по состоянию на 31 декабря отчетного календарного года осуществляется расчет суммы налога.

В этом случае согласно положениям п. 8 статьи 214.1 НК налоговый агент (доверительный управляющий) в течение одного месяца с момента возникновения невозможности удержания налога в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.

учредители управления физ лица заключили договор доверит управления с ООО. как будет исчисляться НДФЛ у физ лиц? кто должен определить сумму для НДФЛ? и будет ли являться налог на имущество по зданию расходом при исчислении НДФЛ? управление имуществом. налог на имущество расход физ лиц или нет?Письма Минфина РФ от 09.10.2015 № 03-04-06/57967 и от 20.06.2016 № 03-04-06/35802 клиента не удовлетворили: "письмо имеет только разъяснительный характер. мне точно нужно"

Организация - доверительный управляющий, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическому лицу - учредителю управления. На доверительного управляющего возлагается обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов физического лица. Налогообложению подлежит доход, непосредственно выплачиваемый доверительным управляющим учредителю управления по договору. Расходы доверительного управляющего, связанные с ведением деятельности по доверительному управлению, содержанию и эксплуатации объекта доверительного управления, включая вознаграждение доверительного управляющего, учитываются при определении подлежащего налогообложению дохода. Налог на имущество в расходах не учитывается.

Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Как предпринимателю учесть налог на имущество при налогообложении

Порядок учета налога на имущество зависит от системы налогообложения, которую применяет предприниматель.

ОСНО

При расчете НДФЛ предприниматель на общей системе налогообложения может уменьшить доходы, облагаемые по ставке 13 процентов (за исключением дивидендов), на профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 210 НК РФ). В состав этих профессиональных вычетов могут быть включены суммы налогов и сборов, уплаченные в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налога на имущество физических лиц включается в состав профессиональных вычетов только в части имущества, непосредственно используемого при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом налог на имущество, начисленный на жилые дома, квартиры, дачи и гаражи, не принимается к вычету при определении налоговой базы по НДФЛ.

Таким образом, доверительный управляющий, признаваемый налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых по договору доверительного управления имуществом учредителям управления - физическим лицам, обязан исчислить, удержать с указанных доходов физических лиц и перечислить в бюджет НДФЛ.

На основании пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ доверительный управляющий обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов учредителей управления при их фактической выплате.

Налогообложению подлежит доход, непосредственно выплачиваемый доверительным управляющим учредителям управления по договору доверительного управления имуществом.

Расходы доверительного управляющего, связанные с ведением деятельности по доверительному управлению и содержанию объекта доверительного управления (коммунальные платежи, вознаграждение доверительного управляющего), учитываются доверительным управляющим при определении подлежащего налогообложению дохода учредителя управления - физического лица.

Следовательно, доходом физического лица, подлежащим обложению НДФЛ, с которого управляющим - налоговым агентом удерживается налог, является арендная плата за вычетом вознаграждения доверительного управляющего и расходов на содержание имущества.»

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. При этом налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном законодателем для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 НК РФ).

Под определение « », применительно к налогу на прибыль организаций, подпадают российские юридические лица, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (пункт 4 статьи 286 НК РФ). Кроме того, хотя это прямо не указано в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, налоговыми агентами следует признать и индивидуальных предпринимателей, совершающих операции, при которых налог подлежит удержанию у источника выплат. Это следует из общего правила, предусмотренного статьей 24 НК РФ), поскольку в отношении налога на прибыль для указанной категории лиц не предусмотрено освобождения от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Согласно статье 24 НК РФ обязанностью налогового агента является правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление в бюджеты соответствующих налогов, то есть обязанностью налогового агента является не уплата налога, а удержание и перечисление в бюджет соответствующего налога. Фактически это означает, что налоговый агент в предусмотренных законодательством случаях исполняет не свою обязанность по уплате налога (то есть не выступает в качестве налогоплательщика), а обязанность другого налогоплательщика.

В случаях, когда указанные лица выплачивают иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, такие доходы относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль у источника выплаты (пункт 1 статьи 309 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 309 НК РФ следующие ви ды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:

1) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;

2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 43 НК РФ);

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе:

Доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

Доходы по иным долговым обязательствам российских организаций, не указанным в абзаце втором настоящего подпункта;

4) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;

5) доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации;

6) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;

8) доходы от международных перевозок.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;

9) штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;

10) иные аналогичные доходы.

Следует обратить внимание, что указанный перечень не закрыт и подлежит расширительному толкованию, что связано с наличием в нем понятия «иные аналогичные доходы».

Вместе с тем, не являются налоговыми агентами по налогу на прибыль организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие иностранной организации доходы, связанные с осуществлением ею предпринимательской деятельности в России. Это обусловлено пунктом 2 статьи 309 НК РФ, согласно которому доходы иностранных организаций от продажи товаров или иного имущества, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации (то есть доходы от предпринимательской деятельности), не приводящие к образованию постоянного представительства, обложению налогом у источника выплат не подлежат.

Пример.

Организация в мае 2005 года уплатила иностранной компании за поставленные товары сумму в размере 100 000 рублей.

В данном случае, организация выплатила доход иностранной организации от реализации товаров, то есть от осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, он налоговым агентом не признается.

Общие правила исчисления, удержания и уплаты налога налоговым агентом установлены статьей 309 НК РФ, и заключаются в следующем:

· исчисляется исходя из суммы, которая должна быть выплачена иностранному лицу. Исключение составляют случаи, когда выплачиваются доходы от реализации акций и недвижимого имущества;

· обычная ставка налога на прибыль по доходам, выплачиваемым иностранным лицам, - 20%. Из этого правила тоже есть исключения. Оно не действует при выплате дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также доходов от сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества и от международных перевозок (пункт 2 статьи 284 НК РФ);

· сумма налога на прибыль при выплате любых доходов иностранным лицам зачисляется в федеральный бюджет (пункт 6 статьи 284 НК РФ) (рекомендуем контролировать КБК, указанный в платежном поручении);

· соответствующая сумма налога на прибыль удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате дохода (пункт 5 статьи 286 НК РФ);

· сумма удержанного налога перечисляется в бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (пункт 2 статьи 287 НК РФ). Но это правило не применяется в отношении дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

· налоговая база по доходам иностранной организации и удерживаемая сумма налога исчисляются в валюте, в которой получает доходы. При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход по официальному курсу (кросс – курсу) Центрального банка Российской Федерации на дату осуществления таких расходов (пункт 5 статьи 309 НК РФ);

· сумма налога, удержанного из доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату перечисления налога (пункт 1 статьи 310 НК РФ);

· по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов, налоговый агент представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (пункт 4 статьи 310 НК РФ).

Пример.

Российская организация начислила доход иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, в сумме 100 000 рублей.

Предположим, ставка налога на прибыль по данной операции составила 20%.

Сумма налога на прибыль, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика – иностранной организации и перечислению в бюджет:

100 000 рублей х 20% / 100% = 20 000 рублей.

Сумма дохода, подлежащая выплате иностранной организации:

100 000 рублей – 20 000 рублей = 80 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанным в пункте 1 статьи 309 НКРФ, за исключением нескольких случаев. Эти случаи, когда налоговый агент не исчисляет и не удерживает налог, предусмотрены в пункте 2 статьи 310 НК РФ.

Российская организация, будучи налоговым агентом, вправе не удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации в случае, если деятельность этой иностранной организации в Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства в целях налогообложения и выплачиваемый доход относится к постоянному представительству. Это следует из положений пункта 2 статьи 310 НК РФ.

Для правомерного неудержания сумм налога налоговому агенту согласно пункту 2 статьи 310 НК РФ необходимо иметь в распоряжении следующие документы:

· уведомление, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации;

· нотариально заверенную копию свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленную не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

Налоговый агент вправе не удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации, в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации.

Необходимым условием для неудержания сумм налога налоговым агентом является наличие у него подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.

Указанное подтверждение в соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ иностранная организация должна представить выплачивающему доход налоговому агенту. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Документ должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства.

В случае отсутствия у налогового агента, выплачивающего доход иностранной организации, подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, налог на доходы от источников в Российской Федерации с доходов этой иностранной организации от использования прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии со статьями 310 и 284 НК РФ облагается налогом.

Согласно пункту 2 статьи 287 НК РФ, пункту 1 статьи 310 НК РФ налоговый агент обязан перечислить сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации, в доход федерального бюджета в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

В соответствии со статьями 24, 289 и 310 НК РФ налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов и указанные в статье 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения.

Форма Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России 19 декабря 2003 года №БГ-3-23/701@ «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов и внесении изменений и дополнений в инструкцию по ее заполнению». Инструкция по заполнению формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 3 июня 2002 года №БГ-3-23/275 «Об утверждении Инструкции по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».

В случае применения положений международных договоров Российской Федерации налоговый агент не освобождается от обязанности представления в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Как установлено пунктом 2 статьи 285 НК РФ, для налогоплательщиков – организаций, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

С учетом вышеизложенного налоговые агенты, исчисляющие авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, составляют налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в отношении выплат, произведенных в течение месяца, и представляют его в налоговые органы по месту своего нахождения по истечении месяца, двух месяцев, трех месяцев и так далее до окончания соответствующего календарного года, в том числе по окончании последнего в налоговом периоде отчетного периода. При этом налоговый расчет нарастающим итогом с начала года не составляется.

Пунктом 2 статьи 312 НК РФ предусмотрено, что для возврата ранее удержанного у источника выплаты налога иностранные организации – получатели дохода представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента заявление по форме, установленной МНС России.

Формы заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации, утверждены Приказом МНС России от 15 января 2002 года №БГ-3-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации». Инструкции по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов от источников в Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 20 мая 2002 года №БГ-3-23/259 «Об утверждении инструкций по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации».

Заявление может быть подано в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Указанная норма НК РФ применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 года.

Для удобства налогоплательщиков ими могут использоваться формы заявлений с подстрочным переводом на иностранный язык. Образцы таких форм заявлений в электронном формате размещены на Интернет-сайте ФНС России.

При поступлении заявления в налоговый орган по месту постановки на учет лица, выплатившего доход иностранной организации и удержавшего налог (налогового агента), на экземплярах заявления, предназначенных для данного налогового органа и заявителя, проставляются отметки о получении с подписью уполномоченного должностного лица и печатью (штампом) вышеупомянутого налогового органа.

Экземпляр заявления, предназначенный для заявителя, с отметкой налогового органа о получении возвращается заявителю или его уполномоченному представителю.

После проверки соответствия сведений, указанных в заявлении, фактическим данным и положениям соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения СССР (Российской Федерации) с конкретным иностранным государством, руководитель (его заместитель) налогового органа по месту постановки на учет налогового агента принимает решение о возврате соответствующих сумм налогов иностранной организации, о чем делается отметка в разделе 6 экземпляра заявления, предназначенного для налогового органа по месту постановки на учет лица, выплатившего доход и удержавшего налог, - налогового агента.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Налоговые агенты, так же как и налогоплательщики, представляют в ИФНС по месту своего нахождения отчетность по налогу на прибыль не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего квартала (п.4 ст.289 НК РФ).

Налоговыми агентами по налогу на прибыль являются те организации, которые выплачивают доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, иностранным компаниям.

Положениями ст.24 части 1 Налогового кодекса определен порядок признания налогоплательщика налоговым агентом, а так же его права и обязанности.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по:

  • исчислению,
  • удержанию у налогоплательщика,
  • перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
При этом налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено положениями Налогового кодекса.

Налоговые агенты обязаны:

1. Своевременно, правильно и в полном объеме:

  • исчислять,
  • удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам,
  • перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.
2. Сообщать в ИФНС по месту своего учета в письменном виде:
  • о невозможности удержать налог,
  • о сумме задолженности налогоплательщика
в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

3. Организовать и вести учет:

  • начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов,
  • исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов,
по каждому налогоплательщику.

4. Представлять в ИФНС по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью:

  • исчисления,
  • удержания,
  • перечисления
налогов.

5. Обеспечивать сохранность документов, необходимых для:

  • исчисления,
  • удержания,
  • перечисления
налогов в течение четырех лет.

Порядок перечисления удержанных налогов для налоговых агентов аналогичен порядку, предусмотренном Налоговым Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

При этом, в соответствии с п.5 ст.24 НК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В статье будут рассмотрены положения действующего законодательства относительно:

  • Доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты,
  • Особенностей исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговыми агентами.
ДОХОДЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ И СТАВКИ НАЛОГА

Положениями ст.309 Налогового кодекса определены виды доходов, которые относятся к доходам от источников в РФ и подлежат налогообложению у источника их выплаты.

К таким доходам относятся те доходы иностранных организаций, которые не связаны с их предпринимательской деятельностью в РФ, а именно (п.1 ст.309 НК РФ):

1) Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций.

Данные доходы облагаются по ставке 15% (пп.3 п.3 ст.284 НК РФ).

2) Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п.1 и п.2 ст.43 Налогового кодекса).

3) Процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации:

  • государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
Данные доходы облагаются с учетом особенностей п.4 ст.284 НК РФ, по ставкам 15%, 9% или 0%.
  • иные долговые обязательства российских организаций, не указанные в абзаце втором настоящего подпункта;
Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

4) Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование (или за предоставление права использования):

  • кинематографические фильмы,
  • фильмы или записи для телевидения или радиовещания,
4.2) Любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса.

4.3) Информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

5) Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей).

Исключение составляют акции, признаваемые обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п.3 ст.280 НК РФ.

При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в РФ.

6) Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ либо в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК, в зависимости от порядка признания связанных с такими доходами расходов для целей НУ в соответствии с п.4 ст.309 НК РФ.

7) Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ.

В том числе:

  • доходы от лизинговых операций,
При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

  • доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.
Данные доходы облагаются по ставке 10% в соответствии с пп.2 п.2 ст.284 НК РФ.

8) Доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках).

Термин «демередж» употребляется в значении, установленном Кодексом торгового мореплавания РФ.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки:

  • морским, речным или воздушным судном,
  • автотранспортным средством,
  • железнодорожным транспортом,
за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.

Данные доходы облагаются по ставке 10% в соответствии с пп.2 п.2 ст.284 НК РФ.

9) Штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

10) Иные аналогичные доходы.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

Обратите внимание: Доходы, полученные иностранной организацией от продажи:

  • товаров,
  • иного имущества (кроме указанного в пп.5 и пп.6 п.1 ст.309),
  • имущественных прав,
  • осуществления работ,
  • оказания услуг
на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст.306 Налогового кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (п.2 ст.309 НК РФ).

Кроме того, не признаются доходами от источников в РФ премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру.

В соответствии с п.3 ст.309 Налогового кодекса, доходы, указанные в п.1 ст.309 НК РФ, являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы , в которой получены такие доходы, в частности:

  • в натуральной форме,
  • путем погашения обязательств этой организации,
  • в виде прощения ее долга,
  • зачета требований к этой организации.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ У НАЛОГОВОГО АГЕНТА

Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, регламентированы положениями ст.310 НК РФ.

Такой налог исчисляется и удерживается в валюте выплаты дохода, а перечисляется в федеральный бюджет в валюте РФ.

Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению в соответствии со ст.309 НК РФ так же исчисляется в валюте , в которой иностранная организация получает такие доходы (п.5 ст.309 НК РФ).

При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу (кросс-курсу) ЦБ РФ на дату осуществления таких расходов.

Налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме, в случае, если:

1. Доход выплачивается иностранной организации:

  • в натуральной форме,
  • иной неденежной форме (в том числе в форме осуществления взаимозачетов),
2. Сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме.

Обратите внимание: Налоговые агенты не имеют права уплачивать налог с доходов иностранной организации за счет собственных средств .

Именно такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 30.09.2011г. №03-08-05:

«Что касается вопроса об уплате налоговым агентом - российской организацией налога из собственных средств, то необходимо отметить следующее.

Статьей 24 Кодекса на налогового агента возлагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации соответствующие налоги.

Согласно ст. 8 Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента (пп. 5 п. 3 ст. 45 Кодекса).

Таким образом, налоговые агенты не вправе за счет собственных средств уплачивать суммы налога с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации вместо налогоплательщика.»

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п.2 и п.4 ст.287 НК РФ).

При определении налоговой базы по доходам от реализации:

  • акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) в соответствии с пп.5 п.1 ст.309 НК РФ.
  • недвижимого имущества, находящегося на территории РФ с пп.6 п.1 ст.309 НК РФ,
из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268, 280 настоящего Кодекса (п.4 ст.309 НК РФ).

Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с настоящей статьей, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.

В соответствии с п.6 ст.309 НК РФ, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является:

  • иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ,
  • а доверительным управляющим является:
  • российская организация,
  • либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в РФ,
то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим .

В случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами облагаются налогом в РФ (п.3 ст.310 НК РФ):

  • по пониженным ставкам,
исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

Налоговый агент представляет информацию о суммах:

  • выплаченных иностранным организациям доходов,
  • удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период
в ИФНС по месту своего нахождения налоговый расчет, по форме утвержденной Приказом МНС РФ от 14.04.2004г. №САЭ-3-23/286@ «Об утверждении формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».

Обратите внимание: В налоговой отчетности отражаются фактически выплаченные доходы иностранной организации, вне зависимости от не/удержания налога при их выплате.

В соответствии с п.5 ст.310 НК РФ, особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, установленные ст.310 НК РФ, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков и выплачивающими доход иностранной организации.

Исчисление, удержание и перечисление в бюджет соответствующих сумм налога осуществляется организациями, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков, самостоятельно, без участия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением случаев, когда налоговым агентом по правилам настоящей статьи выступает такой ответственный участник).

КОГДА НАЛОГ УДЕРЖИВАТЬ НЕ НУЖНО

В соответствии с положениями ст.310 Налогового кодекса:

  • Российские организации,
  • Представительства иностранных организаций,
выплачивающие доход иностранной организации, при каждой выплате доходов , полученных иностранной организацией от источников в РФ и облагающихся у источника выплаты, обязаны исчислить и удержать налог с таких доходов.

Исключение составляют случаи, указанные в п.2 ст.309 НК РФ, а именно:

1) Когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ.

При этом, у налогового агента должна быть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

2) Когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, ст.284 НК ФР предусмотрена налоговая ставка 0%.

3) Случаев выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если налоговым законодательством РФ предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога.

4) Случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ.

При условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

В случае выплаты доходов российскими банками и банком развития - государственной корпорацией по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

5) В случае выплаты доходов организациям, являющимся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

6) Случаев выплаты доходов, связанных с распространением продукции средств массовой информации, касающейся XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, официальным вещательным компаниям.

7) Случаев выплаты процентных доходов:

  • по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам;
  • выплачиваемых российскими организациями по обращающимся облигациям, выпущенным этими организациями в соответствии с законодательством иностранных государств.
8) Случаев выплаты российскими организациями процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями при одновременном выполнении следующих условий:
  • Долговые обязательства российских организаций, по которым выплачиваются процентные доходы, возникли в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций.
  • Иностранные организации, которым выплачиваются процентные доходы по долговым обязательствам, на дату выплаты процентного дохода имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми РФ имеет действующие договоры, регулирующие вопросы избежания двойного налогообложения дохода организаций и физических лиц, и предъявили российской организации, осуществляющей выплату процентного дохода, подтверждение, предусмотренное п.1 ст.312 НК РФ.
Похожие публикации