Значение 14 пунктов вудро вильсона. Значение и деятельность В.Вильсона в создании Версальской системы. Ненависть, прикрытая заботой

Программы выхода из войны: программа мира большевиков (Декрет о мире) - программа мира США («14 пунктов» В. Вильсона)

Декрет о мире Л. первый законод. и дипломат. акт советской власти; принят 2-м съездом Советов26 окт. 1917 . Суть: предложение мира всем воюющим странам (участ. 1 МВ) и осуждение войны как способа решения споров; переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций; отказ от тайной дипломатии и готовность немедленно приступить «к полному опубликованию тайных договоров» приведших к войне; равенство больших и малых наций при решении международных проблем. Ответа от воюющих держав на него не было.

«14 пунктов» В.В. - программа мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни, изложенная (28) президентом США в послании конгрессу8.I.1918. (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.) Являлись как бы ответом на Декрет о мире; цель - поставить США на место мирового лидера в новой системе МО.

«14 пунктов» : 1)открытые мирные договоры (гласная дипломатия); 2)полная свобода судоходства («свобода морей»); 3)устранение таможенных барьеров («свобода торговли»); 4)сокращение вооружений; 5)урегулирование колониальных вопросов; 6)освобождение Германией всех оккупированных ею территорий России и предоставление России возможности определить свое политическое развитие; 7)освобождение и развитие Бельгии; 8)возвращение Франции территорий, оккупированных Германией, включая Эльзас и Лотарингию; 9)уточнение границ Италии в соответствии с национальным признаком; 10) предоставление народам Австро-Венгрии автономии; 11)освобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии, Черногории, предоставление Сербии выхода к морю; 12) предоставление возможности автономного развития инонациональным частям Османской империи; 13)создание польского государства с обеспечением ему выхода к Балтийскому морю;

возможности для автономного развития; 14)организация Лиги Наций с целью предоставления взаимных и одинаковых гарантий независимости и целостности как больших, так и малых государств (позднее идея создания международной универсальной организации была расширена и детализована в проекте «Лига Наций»).

Справочно:

Сила и привлекательность программы Вильсона была в ее относительной умеренности по сравнению с мирной программой большевиков. Вильсон предлагал новый международный порядок и механизмы его поддержания. Но он не посягал на ломку общественно-политического устройства государств в процессе создания некой всемирной надгосударственной общности.

«14 пунктов» Вильсона

Великая Октябрьская социалистическая революция, вырвавшая Россию из империалистической войны, заставила Вильсона поторопиться с формулированием своей мирной программы. Приготовления к ее выработке начались еще летом 1917 г. В августе того же года с санкции Лансинга при государственном департаменте было организовано специальное бюро для подготовки условий мира. Первоначально Исследовательское бюро основное внимание уделяло выработке предложений по вопросам Центральной Европы и Ближнего Востока. Но вскоре ему пришлось заняться более серьезной проблемой. Социалистическая революция в России и ее мирная программа -- вот что теперь было в центре внимания вильсоновского штаба экспертов.

Идеи ленинского Декрета о мире быстро распространялись в воюющих странах. Вильсон понял, что дальше нельзя отделываться высокомерными и презрительными замечаниями о мирной политике Советского государства. Стремясь ослабить влияние Декрета о мире на народы воюющих стран, президент США решил противопоставить ему свою мирную программу.

4 января Вильсон занялся выработкой программы США в отношении мирных условий. При этом он внимательно изучил меморандум экспертов, особенно их суждения относительно спорных территориальных вопросов. На следующий день президент приступил к составлению окончательного варианта американских мирных условий. По словам Сеймура, «положение в России являлось в некотором смысле главным целеоправданием мирной программы США».

Глава правительства США стремился составить такую программу послевоенного устройства мира, которая, как он надеялся, смогла бы прославить его имя в веках. 8 января он обратился к конгрессу с посланием, содержавшим 14 пунктов мирного урегулирования. Этот документ воплотил в себе всю пропагандистскую ловкость Вильсона.

Особенно отчетливо она проявилась в шестом пункте, где речь шла о политике США в отношении России. В нем говорилось об эвакуации германских войск с русской территории и предоставлении России возможности самостоятельно решать, вопрос о своем политическом строе. Содержание этого пункта, как и имевшееся в послании Вильсона утверждение о том, что США являются «близкими друзьями всех правительств и народов, объединившихся для совместной борьбы с империалистами», особенно очевидно обнаруживает стремление президента США парализовать то огромное воздействие, которое оказали на весь мир Великая Октябрьская социалистическая революция и миролюбивая внешняя политика молодой Советской республики.

Вильсоновская мирная программа призывала к установлению открытой дипломатии. Такой призыв, звучавший весьма демократично, пользовался большим успехом. Но хорошо известно, что буржуазная дипломатия по самой своей сущности не может быть открытой. Выдвигая данное положение, Вильсон стремился ввести в заблуждение мировую общественность. Такой пункт имел и чисто практическое значение: он был направлен против тайных договоров держав Антанты.

«14 пунктов» предусматривали устранение таможенных барьеров, введение равных условий торговли между всеми странами и беспрепятственное разрешение всех колониальных споров. Смысл данных предложений сводился к тому, чтобы открыть доступ США к мировым рынкам сбыта и источникам сырья и обеспечить таким образом этой самой развитой в промышленном отношении капиталистической державе экономическое, а в итоге и политическое господство в мире. Эти предложения были направлены главным образом против Англии доминировавшей тогда в мировой торговле и владевшей наибольшим числом колоний.

В программе Вильсона говорилось о сокращении национальных вооруженных сил. Поскольку США, исключая период их участия в первой мировой войне, не имели большой армии, реализация данного предложения означала бы ослабление военной мощи континентальных европейских стран, в первую очередь Франции.

Объявив войну Австро-Венгрии только 7 декабря 1917 г., США не собирались ослаблять или перекраивать эту империю. Идея сохранения ее целостности нашла отражение в «14 пунктах». Вильсон заявлял, что народам Австро-Венгрии следует предоставить возможность автономного развития. Следовательно, президент США, рассчитывая сохранить целостность Австро-Венгерской империи, в то же время противился независимости народов, входивших в ее состав. Не удивительно, что реакционный режим Габсбургов положительно отнесся к мирной программе США.

В пункте, касавшемся турецкого вопроса, обращают на себя внимание два момента: Вильсон считал необходимым сохранить Оттоманскую империю, предлагая только ввести автономию для подвластных ей народов, и добивался интернационализации Константинополя и проливов, что в перспективе должно было привести к значительному усилению американских позиций в этом исключительно важном стратегическом районе.

Тринадцатый пункт программы Вильсона был посвящен Польше: «Должно быть создано независимое польское государство, которое должно включать территории с бесспорно польским населением; Польше должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а ее политическая и экономическая независимость и территориальная целостность должны быть гарантированы международным договором». Ссылаясь на этот пункт, Вильсон, а вслед за ним американские буржуазные историки утверждали, что главнейшая роль в восстановлении Польши принадлежала США. Но такое утверждение искажает историческую правду. Решающее значение для создания независимой Польши имела Великая Октябрьская социалистическая революция.

В последнем пункте вильсоновской программы изложена идея создания Лиги наций. «По особому соглашению должна быть образована всеобщая ассоциация наций с целью предоставления взаимных и одинаковых гарантий политической независимости и территориальной целостности как больших, так и малых государств». Слова американского президента о Лиге наций и той спасительной роли, которую она должна была сыграть в жизни человечества, представляли собой прикрытие далеко идущих замыслов Соединенных Штатов.

В США давно раздавались призывы к первенствующей роли этой страны в мире. Об этом неоднократно говорил и Вильсон. Однако его последние выступления в определенном смысле отличались от предыдущих. Теперь его речь была специально посвящена узловым мировым проблемам и путям их решения. К тому же она была произнесена в высшем законодательном органе страны и одобрена им.

В мирной программе Вильсона формально ничего не сказано о мировом лидерстве США. Между тем это положение является основным. ««Программа всеобщего мира», - заявлял американский президент, - является нашей программой, единственно возможной программой...». Такое категорическое утверждение имело целью доказать, что только США знают, как обеспечить подлинный мир на земле. Вильсон как бы говорил народам мира: действуйте вместе с США, следуя за ними. Но он добивался не только морального первенства. Краеугольным камнем его «14 пунктов» являлась идея установления экономической и политической гегемонии США в мире. Поэтому программу Вильсона нельзя рассматривать только под углом зрения непосредственных задач послевоенного урегулирования. Она носила долговременный характер. Ее конечная цель - и это следует еще раз подчеркнуть - руководящая роль США в мире. Важным инструментом достижения этой цели должна была служить Лига наций.

В отличие от других империалистических держав, военные цели которых были более или менее обнажены, США в лице своего президента старательно затушевывали свои подлинные замыслы, прикрывая их фразами о мире, свободе и равенстве народов.

Американские правящие круги приветствовали «14 пунктов». Буржуазная печать превозносила их автора, называя его «великим борцом за мир», «глашатаем мира» и т. д. Документ был переведен на многие языки и распространен в виде листовок и буклетов в Европе, Латинской Америке и на Дальнем Востоке общим тиражом свыше 6 млн. экземпляров.

Буржуазия стран Антанты неоднозначно отнеслась к выступлению Вильсона в конгрессе. Отдавая себе отчет в том, что «14 пунктов» способны помочь довести войну до победного конца, она использовала этот документ в пропагандистских целях. Однако правящие круги «союзных» стран не могли не обнаружить серьезные расхождения между своими целями и тем, что провозглашалось в «14 пунктах». Ллойд Джордж не скрывал своих возражений против второго пункта послания Вильсона, содержавшего принцип «свободы морей». Недовольство «14 пунктами» выявилось и во Франции. Глава французского правительства Клемансо, поздравив английского премьера с его речью, произнесенной 5 января 1918 г., демонстративно воздержался от официальной оценки провозглашенных Вильсоном «14 пунктов». В Италии причиной недовольства явились девятый и десятый пункты программы Вильсона, противоречившие ее территориальным притязаниям.

«14 пунктов» подверглись критике и со стороны правительств малых европейских стран, входивших в лагерь Антанты.

Своеобразный ответ на «14 пунктов» Вильсона дала Германия. Исходя из того что в Европе находился относительно небольшой контингент американских войск, германское военное командование решило нанести сокрушительное поражение армиям стран Антанты и тем самым выиграть войну. Собрав свои резервы, германская армия 21 марта 1918 г. предприняла крупное наступление в районе рек Сомма и Лис.

В создавшейся обстановке потребность в американской помощи приобрела первостепенное значение. Под командованием Першинга в то время находилось пять дивизий. Они-то и были переданы в распоряжение французской армии.

27 мая германская армия предприняла новое наступление на Западном фронте, в результате чего достигла Марны и оказалась в 70 км от французской столицы. Немецкая артиллерия начала обстрел Парижа.

В столь критический момент численность американских войск в Европе существенно возросла. В июне сюда прибыло 278 664, а в июле -- 306 350 солдат и офицеров. Однако в военных операциях участвовала сравнительно небольшая часть войск США.

В то время как на Западном фронте шли упорные бои, значительная часть американских войск продолжала обучение. Клемансо возмущался тем, что Першинг, а он действовал на основе указаний верховного главнокомандующего Вильсона, «с фанатическим упорством... оттягивал прибытие звездно-полосатого флага на поле сражения». Преднамеренная пассивность американских войск дорого обошлась Франции и ее союзникам.

15 июля 47 германских дивизий форсировали Марну и нанесли удар в районе Реймса. Но вскоре их наступление было приостановлено. 18 июля французские войска перешли в контратаку и отбросили противника на прежние позиции. Эти события знаменовали собой начало конца кайзеровской Германии. Стратегическая инициатива перешла в руки Антанты. Благодаря американским подкреплениям ее войска располагали наконец численным превосходством над противником.

Перспектива поражения в войне Германии и ее союзников становилась реальностью. Одновременно в лагере центральных держав под влиянием Октябрьской социалистической революции ширилось революционное движение. В Австро-Венгрии революционная борьба трудящихся масс переплеталась с национально-освободительным движением угнетенных народов, стремившихся к ликвидации ненавистной империи Габсбургов и созданию собственных независимых государств.

Такой ход событий вынудил правительство США отказаться от поддержки Австро-Венгерской империи. Правительство Вильсона публично объявило, что оно выступает за «полное освобождение всех славянских народов от германского и австрийского господства». Однако это не означало, что Вильсон намеревался удовлетворить справедливые требования народов Восточной Европы.

Нежелание Вильсона согласиться на передачу Польше западных земель послужило причиной приезда в США осенью 1918 г. председателя Польского национального комитета, лидера буржуазной партии народных демократов Р. Дмовского. 13 сентября он в сопровождении представителя комитета в США известного пианиста И. Падеревского посетил Белый дом. Цель визита -- добиться согласия США на предоставление Польше «свободного и безопасного» доступа к морю. Однако камнем преткновения для них явилась позиция Вильсона. Беседа, в сущности, кончилась ничем, если не считать того, что Вильсон предложил Дмовскому подготовить меморандум и карту Польши с обозначением тех границ, на которых настаивала возглавляемая им организация.

Дмовский вскоре после приезда в США узнал, что под руководством Хауза работает комиссия экспертов, подготавливавшая материалы для американской делегации на предстоящей мирной конференции. «Мы опасались, что наши дела в Америке обстоят неважно, - отмечал Дмовский, -- но не подозревали, что они окажутся в таком плохом состоянии. Польская секция комиссии Хауза получила инструкции свыше, согласно которым она совершенно не должна была заниматься землями, находившимися под властью Пруссии. Это значит, что лица, от которых исходили инструкции, не имели ни малейшего намерения затрагивать на мирной конференции вопрос об отторжении от Германии земель, захваченных Пруссией, и надеялись, что этот вопрос вообще не будет там обсуждаться».

15 июня 1918 г. французский посол в США Ж. Жюссеран запросил Вашингтон о том, готов ли он признать Чехословацкий национальный совет. Уклончивый ответ последовал только через месяц. Тем временем Франция признала совет. В связи с этим 20 июля Масарик обратился к государственному департаменту США с просьбой признать этот орган в качестве будущего правительства Чехословацкой республики.

В руководящих кругах США этот вопрос взвешивался долго и тщательно. Вильсон только 30 августа принял окончательное решение. В тот же день Масарику был вручен документ о признании Чехословацкого национального совета со стороны США. Он гласил: «Правительство Соединенных Штатов признает, что существует состояние войны между чехословаками... и Германской и Австро-Венгерской империями. Оно также признает Чехословацкий национальный совет как де-факто воюющее правительство, облеченное должной властью руководить военными и политическими делами чехословаков. Правительство Соединенных Штатов далее заявляет, что оно готово вступить в формальные отношения с этим признанным им де-факто правительством с целью продолжения войны против общего врага, против Германской и Австро-Венгерской империй».

Таковой явилась вильсоновская формула признания Чехословакии. В ней главный упор делался на участие этой страны в войне против Германии и Австро-Венгрии.

Что касается вопроса о границах Чехословакии, то ой преднамеренно был обойден.

Среди проблем, связанных с послевоенными делами, президент США особое внимание уделял Лиге наций. Он считал, что она призвана сыграть ту же роль, что и доктрина Монро, только в мировом масштабе. То, что президент Вильсон ставил знак равенства между Лигой наций и доктриной Монро, симптоматично. Это подтверждает его намерение превратить Лигу наций в послушное орудие политики США для достижения их доминирующей роли в мире. Так обстоит дело с основополагающей идеей Вильсона в отношении Лиги наций.

8 августа 1918 г. войска Антанты предприняли крупное наступление на фронте. Тогдашний генерал-квартирмейстер германского генерального штаба Э. Людендорф позднее писал, что это был самый черный день германской армии в истории мировой войны. Два дня спустя была организована 1-я американская армия, которая под командованием Першинга приняла участие в наступлении. Немцы сдавали одну позицию за другой.

27 сентября, на следующий день после начала генерального наступления войск Антанты и США на германском фронте, Вильсон выступил в Метрополитэн-опера в Нью-Йорке с большой речью, имевшей внешнеполитическое значение. Он изложил пять принципов мирного урегулирования:

1) «беспристрастная справедливость» ко всем странам, в том числе и к противнику; 2) никакое государство и никакая группа государств не должны вступать в соглашения, которые пойдут вразрез с интересами других государств; 3) внутри Лиги наций не должны быть какие-либо другие союзы, особые договоры или соглашения; 4) внутри Лиги наций также не должны быть какие-либо экономические комбинации, как и не должен быть экономический бойкот; 5) никаких тайных договоров или соглашений. Вильсон предложил главам правительств «союзных» стран изложить в ближайшее время свои взгляды по вопросу о мире и высказаться по поводу американских условий. Подчеркивая важность сохранения единства целей и суждений для достижения победы в войне, президент США призвал партнеров по войне принять его предложения.

Принципы мирного урегулирования, объявленные Вильсоном в Нью-Йорке, явились дополнением к «14 пунктам». Своим острием они были направлены против интересов держав Антанты. Так оно и случилось.

Руководители стран Антанты, не намеревавшиеся заменить свои планы мирного урегулирования американскими, не откликнулись на призыв президента США. В этом смысле Вильсон не добился своей цели. Тем не менее ключ к решению проблем, связанных с окончанием войны, оказался в его руках.

8 января 1918 года президент США Вудро Вильсон представил Конгрессу США проект мирного договора, который должен был закончить Первую Мировую войну. Этот текст вошел в историю, как "14 пунктов". Практически сразу же возникло оправданное мнение, что "14 пунктов Вудро Вильсона" являлись ответом на ленинский Декрет о Мире. Биограф Вудро Вильсона Бекер уже в 1923 году цитировал своего "героя" - "Яд большевизма только потому получил такое распространение, что является протестом против системы, управляющей миром. Теперь очередь за нами".

Вудро Вильсон с "14 пунктами" и европейские державы со своими претензиями.

Не будем обсуждать и интерпретировать пункты, просто процитируем:

1 . Открытые мирные договоры, открыто обсуждённые, после которых не будет никаких тайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех.

2 . Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное, так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью или полностью закрыты в меж-дународном порядке для исполнения международных договоров.

3 . Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержа-нию такового.

4 . Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с госу-дарственной безопасностью.

5 . Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того пра-вительства, права которого должны быть определены.

6 . Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение относительно ее собственного политического развития и ее национальной политики и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберёт. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, ее сестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими ее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.

7 . Бельгия, — весь мир согласится, — должна быть освобождена и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужить к восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они сами установили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Без этого целительного акта все построение и все действие международного права будет навсегда поражено.

8 . Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношении Эльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно быть исправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересах всех.

9 . Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ.

10 . Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.

11 . Румыния, Сербия и Черногория должны быть освобождены. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.

12 . Турецкие части Османской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.

13 . Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.

14 . Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.

Как известно, Вудро Вильсон не смог своевременно и в полной мере претворить свою программу в жизнь. Ладно, Европа, но даже Соединенные Штаты, президентом которых был Вильсон, так и не вошли в состав Лиги Наций. Однако, со временем стало ясно, что Вильсон просто опередил свое время и некоторые важные пункты его программы были реализованы спустя четверть века, после Второй Мировой войны. Но Вильсон этого не дождался - тяжелая психологическая и физическая нагрузка привела к инсульту и последние месяцы его президентства он был полностью неработоспособен, а функции президента тайно выполняла его жена (вице-президент Маршалл также устранился от управления страной).

Лица истории

Четырнадцать пунктов Вудро Вильсона стали фактически первой попыткой Соединенных Штатов выступить в качестве всемирного арбитра. И американцы прекрасно использовали возможность, которую им предоставили европейские страны.

Представитель демократической партии Вудро Вильсон был избран президентом США в 1913 г. Спустя четыре года он был переизбран на второй срок. Президент Вильсон снискал себе славу прогрессивного реформатора, главными акцентами его политики были развитие свободы личности, индивидуализм, свобода конкуренции, демократия. В то же время США продолжали действовать согласно своим основным внешнеполитическим доктринам, бесцеремонно вмешиваясь в дела латиноамериканских государствах и претендуя на большую роль во всей мировой политике. Во время Первой мировой войны Вильсон поддерживал страны Антанты, но на словах оставался пацифистом, поскольку США только выигрывали, сохраняя нейтральную позицию. Кампания выборов на второй срок Вильсона проходила под лозунгом «Он не дал нам ввязаться в войну».

Президент же не переставал предлагать свои услуги воюющим сторонам в качестве посредника. К лету 1915 г. у него созрела мысль о необходимости создания организации, которая регламентировала бы международные отношения. Предусматривалось, что Вашингтон в этой организации будет играть роль своеобразного третейского судьи. О новой роли США в мировой политике Вильсон впервые заявил, выступая 27 мая 1916 г. с речью перед членами организации «Лига принуждения к миру». «США, - говорил президент, - не посторонние наблюдатели, их волнует конец войны и перспективы послевоенного мира. Интересы всех наций являются нашими интересами».

12 декабря 1916 г. Германия опубликовала ноту, в которой высокомерным тоном предлагала союзникам начать переговоры о мире. Неделю спустя Вильсон выступил с ответной нотой, призывая воюющие страны обнародовать их цели в войне. Немцы отказались признавать роль Америки в каких бы то ни было переговорах о мире, что было расценено американской прессой как «обидное пренебрежение и оскорбление». В то же время американская нота оказалась началом своеобразного «мирного наступления» нейтральных стран. В ее поддержку выступили Швейцария, Швеция, Норвегия и Дания. 22 января 1917 года Вильсон, выступая в сенате, призвал к «миру без победы» и предложил принять доктрину Монро как всемирный документ. Излагались и американские условия мира: равенство народов, свобода морей и торговли, демократический мир без аннексий и контрибуций. Однако великие державы с опасением относились к явным попыткам США вмешаться в европейские дела.

6 апреля 1917 г. Америка объявила войну Германии. Однако Вильсон не переставал разрабатывать проекты всеобщего мира. Его послание к Конгрессу 8 января 1918 г. содержало американскую программу завершения войны и послевоенной организации мира - знаменитые «Четырнадцать пунктов Вильсона». Эта программа резко расходилась с доктриной Монро и политикой «большой дубинки» Т. Рузвельта. Последний назвал их «четырнадцатью клочками бумаги» и утверждал, что они предвещают «не безоговорочную капитуляцию Германии, а условную капитуляцию Соединенных Штатов».

В «Четырнадцати пунктах» предусматривались: открытые мирные договоры (гласная дипломатия); полная свобода судоходства («свобода морей»); устранение таможенных барьеров («свобода торговли»); сокращение вооружений; урегулирование колониальных вопросов; освобождение Германией всех оккупированных ею территорий России и предоставление России возможности определить свое политическое развитие; освобождение и развитие Бельгии; возвращение Эльзас‑Лотарингии Франции, восстановление населенных пунктов и хозяйства оккупированных районов Франции; исправление границ Италии в соответствии с национальным признаком; предоставление народам Австро‑Венгрии возможности для автономного развития; освобождение Германией оккупированных территорий Румынии, Сербии, Черногории, предоставление Сербии выхода к морю; предоставление Польше свободного доступа к морю; предоставление возможности автономного развития инонациональным частям Османской империи, открытие Дарданелл для судов всех стран; создание польского государства с обеспечением ему выхода к Балтийскому морю; организация Лиги Наций с целью предоставления взаимных и одинаковых гарантий независимости и целостности как больших, так и малых государств. Вильсон добавил, что о таком мире он будет говорить только с германским правительством, которое опиралось на большинство (центр и левые) в рейхстаге, а не с немецкой империалистической военной партией.

Предложение Вильсона выгодно отличалось от проектов других стран, поскольку он категорически высказался за право наций на самоопределение, говорил, что «разрешение каждого территориального вопроса, всплывшего за эту войну, должно быть определено интересами соответствующего народа, а не как момент простого уравнивания или компромисса требований соперничающих сторон».

Программа вела к установлению гегемонии США в международных делах. В частности, «свобода торговли» должна была открыть мировые рынки для самой сильной в экономическом отношении страны, «свобода морей» была направлена против контроля над мировыми торговыми путями со стороны британского флота. В Лиге Наций Вильсон также рассчитывал получить для США роль третейского судьи.

Американцы развернули широкую кампанию по пропаганде программы, создавая по всему миру образ великой демократической державы. Популярность президента США как великого гуманиста и миротворца постоянно росла. Когда в октябре 1918 г. германское руководство начало переговоры о капитуляции, оно соглашалось сделать это только на основе программы, выдвинутой американским президентом.

В присущем для него духе Вильсон позже выступал на Парижской конференции 1919 г. Однако хоть многое из «14 пунктов» и было принято странами‑победительницами, сам президент со временем потерял поддержку в США. Англия и Франция все еще сохраняли за собой наибольшее влияние в Европе. На словах поддержав идеи Вильсона, правящие круги этих стран рассматривали «14 пунктов» как утопию, они хотели, чтобы «Германия заплатила за все сполна».

Четырнадцать пунктов Вильсона

Четырнадцать пунктов Вильсона - проект мирного договора, завершающего Первую мировую войну, разработанный президентом США Вудро Вильсоном и представленный Конгрессу 8 января 1918 года.

Включал сокращение вооружений, вывод немецких частей из России и Бельгии, провозглашение независимости Польши и создание «общего объединения наций» (получившего название Лига Наций). Неохотно одобренная союзниками США, эта программа легла в основу Версальского мира. 14 пунктов Вильсона были альтернативой разработанному В.И.Лениным Декрету о мире, который был куда менее приемлемым для западных держав.

    Открытые мирные договоры, открыто обсуждённые, после которых не будет никаких тайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех.

    Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное, так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью или полностью закрыты в меж­дународном порядке для исполнения международных договоров.

    Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержа­нию такового.

    Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с госу­дарственной безопасностью.

    Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того пра­вительства, права которого должны быть определены.

    Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение относительно ее собственного политического развития и ее национальной политики и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберёт. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, ее сестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими ее нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.

    Бельгия, - весь мир согласится, - должна быть освобождена и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужить к восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они сами установили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Без этого целительного акта все построение и все действие международного права будет навсегда поражено.

    Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношении Эльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно быть исправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересах всех.

    Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ.

    Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития.

    Румыния, Сербия и Черногория должны быть освобождены. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путем в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств.

    Турецкие части Османской империи, в современном ее составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.

    Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.

    Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статутов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.

Похожие публикации