Биография. Григорий седов - биография, фотографии Григорий заключает мир с Агилульфом

Своеобразным итогом летной практики Седова стало присвоение ему 1 мая 1957 года звания Героя Советского Союза, а через два года - звания "Заслуженного летчика - испытателя СССР". Седов возглавил всю летно-исследовательскую работу в ОКБ, а десять лет спустя стал главным конструктором самолетов с изменяемой в полете стреловидностью крыла МИГ-23 и МИГ-27.


Родился 15 января 1917 года в Баку. Отец - Седов Александр Григорьевич (1887-1927), командир танкера Каспийского нефтеналивного флота. Мать - Седова (Еремина) Наталья Васильевна (1890-1971), дочь астраханского бондаря. Супруга - Седова (Гурвич) Ирина Михайловна (1921 г.рожд.), хирург.

"Как человек, владеющий своей профессией со свободой истинного художника, гармонично сочетающий пылкость Моцарта с сальеревским умением "поверить алгеброй гармонию", ...тщательно проигрывал все положения, возникновения которых мог ожидать в предстоящем полете. Ведущая формула его методики - "если - то". Если что-то случится, действовать надо так-то..."

"Начальник нашего отдела... обладал редким даром - искусством блестящего анализа. Тут он не знал себе равных. Никто другой не мог так дельно и метко разобрать поведение машины в полете... Он буквально раскладывал машину по полочкам..."

"Дядька", основатель школы "микояновских" летчиков, - человек необычайной судьбы. Выдающийся летчик-испытатель... после списания с летной работы проявил такой инженерный талант, что по ступеням конструкторского бюро фирмы "МИГ" поднялся на должность заместителя генерального конструктора..."

"Он никогда не выговаривал незадачливым, не повышал голоса, а молча досадовал, что не так освещен вопрос, недостаточно проработан, стараясь при этом помочь выйти из затруднительного положения..."

"Технический состав относился к нему с большим уважением, каждый видел в нем друга, старшего товарища, а не начальника..."

"По пальцам можно перечислить летчиков, в которых органически сочетались столь сильная воля, профессиональное мастерство, богатый инженерный опыт и высокий творческий потенциал..."

Приведенные слова сказаны в разное время и разными людьми - летчиками-испытателями, военными и гражданскими, наземными специалистами, конструкторами, однако относятся они к одному и тому же человеку - Григорию Александровичу Седову.

Местом рождения будущего летчика в документах назван город Баку. Это не соответствует действительности. Григорий, как и его старший брат Валерий, родился... на борту парохода-танкера "Игнатий", командовал которым их отец. Дети с малолетства знали, что такое фок, грот, бизань... Кстати, и Григорий Хрисанфович, дед Седова по отцовской линии, тоже был капитаном, командовал небольшим речным судном.

Семья Седовых жила на... пароходе, в двух небольших каютах, выходивших в "салон". Тут же - обширная библиотека, уже в четыре года Григорий бегло читал. Мама окончила в Астрахани Мариинскую женскую гимназию и имела диплом "домашней учительницы", своих детей учила, не выходя из дома. В школу братья Седовы пошли, когда Валерию исполнилось 12 лет, а Григорию - десять, старший - в четвертый класс, младший - в третий... К тому времени семья съехала с парохода и обосновалась в Астрахани. Хотя отца новая власть и наградила серебряными именными часами за навигацию 1922 года, он оказался не у дел, нигде не работал, слег и, проболев четыре года, умер.

Навсегда запомнилось Григорию Седову астраханская улица, вкус печеной картошки, игра в лапту, которую по астрахански именовали "буй и тяга"... И, конечно, школа: первая его учительница Глафира Иосифовна Иванова, принимавшая "вступительный" экзамен в третий класс, Федор Алексеевич Серебряков, который учил ребят всему - от физики до ботаники...

Никаких моделей самолетов и планеров Седов в том далеком и голодном детстве не строил и об авиации не помышлял...

1929 год выдался самым тяжелым для семьи. Старший брат уже учился в Баку морскому делу, понемногу продвигался дорогой деда и отца, мама с младшим сыном покинули Астрахань и вернулись в Баку... Мама, приучившая своих детей читать и работать с книгой, настояла на том, чтобы Григорий окончил только что открытую десятилетку и после нее пошел учиться на инженера. Седов сдал экзамены в тамошний индустриальный институт, однако учиться в нем не захотел, а подался в Ленинград и стал в тридцать шестом году студентом Ленинградского политехнического института.

На этом и завершился доавиационный период жизни Григория Александровича. В институте однажды он прочитал объявление о наборе в аэроклуб. В силу определенной живости характера и всенародной любви к авиации студент Седов решил попробовать себя в качестве учлета.

Первым его учителем в летном деле оказалась женщина - инструктор аэроклуба Ольга Николаевна Ямщикова (впоследствии - инженер-полковник, летчик-испытатель первого класса). Под ее руководством в Крестцах под Новгородом Григорий Седов совершил первый самостоятельный полет. Вскоре Ямщикова "пробилась" в Военно-воздушную академию имени Жуковского, в годы войны воевала в составе женского 586-го истребительного авиационного полка. Незадолго до Победы Ольгу Николаевну направили на работу в ГК НИИ ВВС. Первой из советских женщин она вылетела там на реактивном самолете и... встретила в институте своего довоенного "учлета" Григория Седова.

Сам Седов в НИИ ВВС оказался достаточно затейливым образом. На аэродром питерского аэроклуба вдруг приехали люди в погонах с целью отобрать нескольких ребят для учебы в Борисоглебской летной школе. Тут приземлился истребитель И-16, залетел к ним с каких-то учений. По сравнению с "кукурузником" поликарповский "ишачок" выглядел посланцем с иной планеты.

2 января 1938 года Седова, имевшего "грандиозный" налет в 12 часов 44 минуты, зачислили в военной летное училище. Учеба в Борисоглебске оказалась стремительной, словно полет пули. После "скоростной" подготовки на У-2, инструктор Алексей Николаевич Павликов выпустил курсанта Седова на истребителе И-16. И в октябре того же 1938 года Седова в звании лейтенанта направили в строевую часть, а точнее, в 10-й истребительный авиационный полк, стоявший в Бобруйске. Одним из трех полков его авиадивизии командовал Иван Петрович Полунин. (После войны Иван Петрович с 1955 по 1961 годы возглавлял Школу летчиков-испытателей Министерства авиапромышленности).

Новоиспеченный лейтенант летал в Бобруйске на И-16, летал хорошо, однако заложенная еще родителями тяга к "инженерии" давала себя знать: Седов написал рапорт с просьбой принять его на второй курс академии имени Жуковского (первый, еще "питерский" курс ВУЗа у него уже был за плечами). Сдал вступительные экзамены для поступления на второй курс инженерного факультета, но от учебы... отказался! Получил справку, содержание которой стоит привести полностью - для ощущения атмосферы того времени: "...По собственному желанию получил отсрочку на один год из-за отсутствия возможности получения летной тренировки в Академии. Тов. Седову разрешено Командованием Академии держать испытания в 1940 г. на 3-й курс" (орфография и пунктуация документа сохранены). Седова отправили в строевую часть "полетать годик".

Ровно через год Седова приняли на третий курс академии. Пока учился, разразилась война, старшекурсникам просто-напросто запретили даже заикаться о фронте. Мало того, когда в сорок втором Седов получал диплом (между прочим, "красный"), инженеров-механиков, имевших до того летную специальность, направили не на фронт, а в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС.

Институт эвакуировали с подмосковной станции "Чкаловская", со знаменитого Щелковского аэродрома, в свердловский пригород Кольцово. Истребительным отделом руководил Алексей Никашин. В отделе работал изумительный летчик Константин Груздев, отозванный с фронта, однако успевший за три месяца боевой "практики" сбить двадцать с лишним самолетов противника. Груздев как мог успокаивал рвущегося на фронт Седова, старался убедить его, что и здесь, в тылу, работа не менее рисковая и ответственности не меньше. Подружился Седов и с Алексеем Кубышкиным, тем самым, кто "открыл небо" для истребителя ЛА-5, с Андреем Кочетковым, Федором Демидой, Афанасием Прошаковым, "Афоней", с Петром Стефановским - знаменитыми, выдающимися пилотами. В "моторном" отделе служил Григорий Бахчиванджи, - это он первым поднимал в воздух ракетный самолет БИ-1...На нем "Бахчи" и сложил голову, потом на пресловутой американской "аэрокобре" погибнет Груздев. Оба они захоронены в Кольцове...

НИИ ВВС возвратился в Подмосковье в сорок третьем. К концу войны Седов, впитывая словно губка опыт старших коллег, занял прочные позиции в государственных испытаниях истребителей, отечественных и лендлизовских. Уже тогда в его отделе сформировали четыре профильных группы: самолетами Лавочкина занималась бригада ведущего инженера В.И. Алексеенко, "иностранцами" - бригада И.Г. Рабкина, "мигами" - бригада А.С. Розанова (Александр Сергеевич позднее руководил Школой летчиков-испытателей, он сменил Полунина). Что же касается самого Седова, то он возглавил бригаду, занимавшуюся самолетами Яковлева, возглавил причем в двух качествах - ведущего инженера и ведущего летчика-испытателя, случай для НИИ ВВС беспрецедентный...

1945 год для Григория Александровича стал памятным не только Победой: в том году он познакомился с хирургом из Главного военного госпиталя имени Н.Н. Бурденко фронтовичкой Ириной Михайловной Гурвич, они поженились, с тех пор идут по жизни вместе.

Итак, вторая половина сороковых, завершилась война, но разгоралась новая, безо всяких передышек. Политики назовут ее "холодной", а для тех, кто занимался вооружениями и военной техникой, она оказалась в прямом смысле "горячей", и не только у нас, а во всем мире, точнее, в тех считанных странах, что рискнули "соответствовать" научно-техническому прогрессу.

По роду своей рискованной испытательной профессии Седов схоронил многих своих сослуживцев, а вот его самого судьба хранила. Еще в те послевоенные годы он провел государственные испытания ЯК-15 и ЯК-23, они были приняты на вооружение, потом последовал ЯК-30 (который серийно не строился), в качестве летчика облета участвовал в испытаниях первых реактивных "мигов" и "лавочкиных"...

Опытные реактивные истребители МИГ-9 и ЯК-15 впервые поднялись в воздух 24 апреля 1946 года, чуть позднее стартовал и ЛА-150. Не дожидаясь окончания заводских и государственных испытаний, самолеты запустили... в серийное производство. Ситуация экстремальная, соответственно и ответственность. Ведь задача ставилась "простая" - пролететь колонной на этих истребителях над Красной площадью в ходе традиционного военного парада 7 ноября. НИИ ВВС отрядил на парадное мероприятие двенадцать своих лучших испытателей. Реактивный опыт у них практически отсутствовал - после войны институт располагал одним трофейным МЕ-262, и летал на нем в основном А.Г.Кочетков, а его коллеги по истребительному отделу выполнили по одному полету. Да и тот самолет потеряли: 17 сентября на "мессершмитте" разбился, к сожалению, Федор Демида.

Освоение "серийных" реактивных первенцев МИГ-9 и ЯК-15 организовали таким образом: на аэродром "Раменское" доставляли по земле разобранные машины, там собирали, летчики ЛИИ М.Л.Галлай и Г.М.Шиянов их облетывали и передавали военным испытателям, проведя, естественно, соответствующие занятия. Так двенадцать "парадников" из НИИ ВВС становились "реактивщиками"...

Воздушную часть того парада отменили - погода стояла в тот день отвратительная. Испытателей, правда, достойно отблагодарили и морально, и материально. Сохранилась официальная групповая фотография участников "несостоявшегося" парада, однако на ней только одиннадцать летчиков, двенадцатого, Седова, там нет.

Оказывается, в момент исторической съемки инженер-майор Седов в полной военной форме прохаживался по... Парижу.

В 1946 году там проводился первый послевоенный авиасалон, причем не на аэродроме в Ле-Бурже, а в Гран-Пале, в центре города. Советская официальная делегация состояла из пяти человек, только авиаторов и только военных - генерал А.Н. Пономарев, два полковника, подполковник и майор Седов... Решающим для включения в делегацию именно Седова оказалось, скорее всего, то обстоятельство, что Григорий Александрович руководил в НИИ ВВС испытаниями яковлевских машин.

Разрезали ленточку премьер-министр Жорж Бидо и трое советских офицеров - генерал Пономарев, полковник Кулагин и майор Седов... Комментарии, как говорится, излишни.

В 1947 год советское правительство решило широко показать реактивную технику на воздушном параде в Тушино. Во многих "номерах" обширной программы участвовали и летчики НИИ ВВС. Испытателям истребительного отдела поручили, в частности, пройти над Тушинским аэродромом тремя звеньями на поршневых ЛА-11, дополнительно оснащенных так называемыми пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (под крылья каждого самолета подвесили по две "трубы", которые при включении давали некоторый прирост скорости, страшно при этом грохотали и изрыгали трехметровые пламенные хвосты). Зрелище было весьма эффектным! В парадной девятке состоял и инженер-майор Седов... Месяц спустя всех участников парада наградили орденами и медалями - так Григорий Александрович стал кавалером ордена Отечественной войны I степени...

В институте Григорий Седов быстро продвигался по службе, получил звание инженер-подполковника, стал "и.о. начальника истребительного отдела". Он был загружен инженерной работой, по его словам, на всю "железку" и, главное, летал, и не меньше других испытателей. Ему нравилась эта работа, и никуда уходить он и не помышлял. Тут, как и у многих людей, вмешался Его величество Случай!

Глубокой осенью сорок девятого Седова... наказали за невыполнение "боевого задания". Новый начальник института, а менялись они после войны очень часто, приказал немедленно перегнать истребитель из Чкаловской в город Энгельс на Волге. Погоды, как на грех, не было, да и острая необходимость такого "перегона" явно не просматривалась. И Седов распустил всех по домам. А утром вышел гневный приказ о невыполнении этого самого "боевого задания" с предупреждением о неполном служебном соответствии.

Разумеется, Григорий Александрович и после приказа работал, как и работал, продолжал, как он сам говорит, "неполно соответствовать". Буквально в те же дни Седову передали довольно любопытную для обычного летчика-испытателя просьбу от... Артема Ивановича Микояна: руководитель ОКБ просил Григория Александровича приехать в конструкторское бюро в удобное для него время. С Микояном Седов знаком не был, правда, много летал на "мигах", но не более того... Артем Иванович предложил ему стать шеф-пилотом ОКБ, организовать летно-испытательную станцию таким образом, чтобы появилась возможность вести испытания самого широкого спектра, учитывая опыт НИИ ВВС и ЛИИ, создать постоянную летную группу, новую инженерную службу...

Жил тогда Седов в авиагарнизоне на станции "Чкаловская", а работать предстояло на станции "Отдых", там - Ярославский вокзал, тут - Казанский... Микоян, между прочим, предложил присылать за Седовым самолет, но выросший в большевистской скромности летчик вежливо отказался. И до той поры, пока ему не дали в Москве квартиру, мотался в Жуковский на электричках, спал мало, смертельно уставал, но в дела входил энергично.

А дел и проблем было очень много. Виктор Юганов, поднимавший первый МИГ-15, ушел из ОКБ в Летно-исследовательский институт (ЛИИ). Александр Чернобуров был великолепным летчиком, но никак не специалистом в области аэродинамики высоких скоростей... Микояну нужен был не просто летчик - испытатель, но аналитик, "академик", имелось в виду образование, полученное в Военно-воздушной инженерной академии, и умеющий переводить свои ощущения, полученные в полетах, на язык цифр, формул, графиков...

По страницам всех послевоенных авиационных книг кочует седовская фраза, ставшая хрестоматийной: "Если летчик чувствует перед испытательным полетом, что он идет на подвиг, значит он к полету не готов!" Может показаться, что слова эти, приводимые, как правило, без какой либо привязки ко времени, месту действия, окружающей обстановке, были произнесены на юбилейном вечере или пионерском сборе.

На деле этому предшествовало трагическое событие: 20 марта 1950 года на И-330, первом прототипе будущего МИГ-17, разбился Герой Советского Союза Иван Иващенко... На высоте в пять тысяч метров летчик ввел истребитель в глубокое пикирование и... не вышел из него. Аварийная комиссия оказалась в тупике, не просматривалось никаких зацепок, однако конструкторы нутром чувствовали, что именно околозвуковая скорость тащит за собой какую-то "мину". Микоян принял решение продолжить испытания и поручил их Седову. Пока строился второй экземпляр, Седов моделировал на земле возможные ситуации, придумывал тесты, искал какие-то частные решения, комбинировал их в разных сочетаниях. Вот тогда-то на Седова и стали поглядывать, как на человека, идущего на подвиг, тогда-то Григорий Александрович и постарался внушить своим новым коллегам, что он не собирается бросаться на амбразуру, а стремится докопаться до причин гибели Иващенко.

6 апреля 1950 года Седов поднял в воздух второй экземпляр И-330. "Мина" сработала, когда в одном из полетов он подошел к трансзвуковой скорости. На самолет обрушился флаттер - колебания, что способны в считанные секунды развалить любой аэроплан. Наземная подготовка летчика тут сыграла ключевую и счастливую роль - на уцелевших огрызках рулей он сумел посадить истребитель и привезти, как говорят испытатели, ценнейший экспериментальный материал...

Пятидесятые годы (почти все то десятилетие Седов был старшим летчиком ОКБ "МИГ") вошли в историю мировой авиации невиданной "битвой за небеса", развернули ее бывшие союзники по антигитлеровской коалиции. Дозвуковая боевая техника подготовила плацдарм для самого, пожалуй, знаменитого скачка в своем развитии - преодоления звукового барьера.

Фронтовые истребители МИГ-17 к тому времени приняли на вооружение тридцать с лишним стран, участников его создания, и Седова в их числе, удостоили в 1952 году Государственной премии, появились многочисленные модификации самолета и "семнадцатые" долго потом находились в строю... Однако их время стремительно уходило.

Тем временем готовился всемирный авиаконкурс в номинации "боевые истребители". На базу американских ВВС "Эдвардс" в калифорнийской пустыне Мохаве один за другим поступали на испытания детища всех ведущих фирм: "Норт Америкен" предъявила сверхзвуковой Ф-100 "Супер Сейбр", "МакДоннелл" - Ф-101 "Вуду", "Локхид" - Ф-104 "Старфайтер", "Рипаблик" - Ф-105 "Тандерчиф"...В погоню за "старшим братом" бросились англичане, французы, итальянцы и даже "нейтральные" шведы...

Активным участником того состязания стал Советский Союз. В свою "домашнюю" конкуренцию вступили ОКБ А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и П.О. Сухого. Исторический парадокс: коллективы "ЯК" и "ЛА", чьи самолеты внесли весьма заметный вклад в разгром фашистской Германии, проиграли "МИГу" и "СУ", крылья которых были не столь заметны в небе Великой Отечественной войны.

"Летчик, говорит Григорий Александрович, всегда стремится летать побыстрее и повыше - это его стихия. Самолеты, которые мы тогда испытывали давали нам такую возможность. Для меня, например, таким самолетом стал МИГ-19 - первый отечественный сверхзвуковой истребитель... Конечно, работа на подобных машинах захватывала каждого испытателя..."

Дорога к МИГ-19 оказалась куда как не простой.

Поначалу построили "эмку" - опытный истребитель И-350 "М" с опытным двигателем А.М. Люльки. Седов поднял его в воздух 16 июня 1951 года. На земле, конечно, проиграли множество возможных ситуаций, "гоняли" двигатель, летчик много раз "бегал" по полосе, выполнил несколько подскоков, а в воздухе случилось то, чего ждали меньше всего: двигатель встал... У самолета с прижатыми к фюзеляжу крыльями, стреловидность их составляла 55 градусов, аэродинамическое качество, потребное для планирования, наверное такое же, как у топора. Но тут сработал, скорее всего, "бюрократизм" седовской методики подготовки к полетам, когда быстрее любого суперкомпьютера принимаются решения и микронными движениями рук, ног, глаз, пальцев они выполняются. Седов благополучно посадил "эмку", что даже бывалых летчиков аэродрома "Раменское" заставило почесать затылки.

Так состоялась первая в стране посадка с отказавшим реактивным мотором. Всего у Седова потом наберется десять "бездвигательных" посадок.

Осторожный Артем Иванович Микоян понимал, что информация нужна, как воздух, но и безрассудно рисковать жизнью летчика он не мог. И все-таки разрешил еще четыре "острых" полета на И-350 "М".

Один из очевидцев тех прорывных дней вспоминал, что прямо на аэродроме устраивали специальные конференции, собирались на них человек пятнадцать. Седов докладывал свой, еще "тепленький" материал, тут же проявляли пленки с записями приборов, их сопоставляли с впечатлениями летчика, анализировали, получали бесценные в научно-техническом плане данные...

Как следствие, через год появился СМ-2, уже с двумя двигателями А.А. Микулина. Седов испытывал его год с лишним, выполнил 132 полета... Наконец, 5 января 1954 года Григорий Александрович совершил первый полет на СМ-9, в марте достиг скорости 1.452 километра в час... После заводских испытаний машину передали на государственные испытания в родной для Седова НИИ ВВС. Самолет запустили в серийное производство под именем МИГ-19.

Справедливости ради следует отметить, что в 1950-е годы ОКБ "МИГ" занималось не только модификациями МИГ-17 и освоением своей первой сверхзвуковой машины МИГ-19. ОКБ участвовало в "атомном проекте" - подробности той сверхсекретной работы обнародовали лишь в 90-х годах. Микояновцы сделали самолеты - снаряды "К" (ракетно-ядерный комплекс "Комета"), их подвешивали под крылья стратегических бомбардировщиков, и, естественно, разработали пилотируемые аналоги снарядов. Летные испытания на 71-м полигоне ВВС в Крыму проводили Амет-Хан Султан, С.Н. Анохин из ЛИИ и В.Г. Павлов из НИИ-17.

Жизнь диктовала и потребность в более скоростных и маневренных истребителях нежели МИГ-19, с новым крылом, новыми двигателями, новым вооружением, новыми системами управления и самим самолетом, и боевым ракетным комплексом. Потому в ОКБ и развернули работы над проектом "Е". Первый вариант, Е-2 с привычными стреловидными крыльями, взлетел 14 февраля 1955 года, пилотировал его Георгий Мосолов. А 16 июня 1955 года Седов поднял Е-4, первый в стране истребитель с треугольным крылом... Так началась эпопея со знаменитым МИГ-21, самолетом - солдатом. На аэродроме тогда даже шутка ходила: "Микоян начал партию ходом Е-2 - Е-4..."

После того, как Седов стал шеф-пилотом ОКБ, микояновцы перестали, за редчайшими исключениями, поручать подъем новых опытных машин "варягам", все это выполняли свои, "фирменные" летчики. Это и понятно: постепенно, шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком отстраивалась опять-таки "своя" система летных испытаний, названная потом "школой Седова".

"Директор" этой школы оказался и блестящим селекционером. Поначалу он призвал под микояновские знамена выпускников второго выпуска Школы летчиков-испытателей (ШЛИ) Георгия Мосолова и Владимира Нефедова. Пять лет спустя, в 1958 году, из той же ШЛИ на "фирму" пришли Александр Федотов, Петр Остапенко и Игорь Кравцов, в 1965 году - Борис Орлов и Михаил Комаров, в 1967-м - Авиард Фастовец, в 1969-м - Валерий Меницкий... Заслуженные имена.

Как никто другой среди руководителей КБ Седов понимал летчиков. "Иногда происходило самое тяжелое, говорит Григорий Александрович, разбивался опытный самолет. Летчик оставался невредимым, но вот от самолета - "дрова". Мне пришлось дважды побывать в таком положении. Описать словами внутреннее состояние испытателя, рассматривающего "свои" обломки, просто невозможно..."

Своеобразным итогом летной практики Седова стало присвоение ему 1 мая 1957 года звания Героя Советского Союза, а через два года - звания "Заслуженного летчика - испытателя СССР". Седов возглавил всю летно-исследовательскую работу в ОКБ, а десять лет спустя стал главным конструктором самолетов с изменяемой в полете стреловидностью крыла МИГ-23 и МИГ-27. И только на закате ХХ века перешел в "номинацию" советников. По-прежнему он входит в президиум знаменитого Методического совета ЛИИ, без благословения которого в стране не может взлететь ни один новый летательный аппарат, по-прежнему в его кабинете толпятся конструкторы, инженеры, испытатели...

Живет и работает в Москве.

Иван Грозный любуется Василисой Мелентьевной

История на картинах академика и русского живописца девятнадцатого века.

Художник Григорий Семёнович Седов родился в январе 1836 года в Москве, в семье торговца мясом. Мальчик с детства много рисовал и родители определили его в Московскую школу живописи и ваяния.

После окончания школы Григорий Семёнович поступил в Академию художеств. За время учёбы получил несколько серебряных и золотых медалей, и закончил академию с Большой золотой медалью, что давало художнику право на творческую поездку в Европу за государственный счёт, т.е. стал пенсионером академии.

В 1867 году художник уехал в Париж, где написал две картины: «Христос в темнице» и «Образ Святой троицы». Во время пребывания в Париже Григорий Семёнович ослеп на один глаз и вынужден был, в 1870 году, вернуться в Россию.

В России художник много работал в церквях. В 1870 году за картину «Иван Грозный и Малюта Скуратов» художник был удостоен звания академика.

В 1876 году на академической выставке Седов представил картину «Иван Грозный любуется Василисой Мелентьевной». Эта работа художника имела просто огромный успех.

Сегодня для нас, от всего творческого наследия Григория Седова, остался огромный список написанных художником картин и очень небольшое количество сохранившихся работ. Во всяком случае, я убил несколько часов на поиски. И практически ничего не нашёл.

Картины художника Григория Семеновича Седова


Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем
В жаркий день
Обращение князя Владимира в христианство Иван Грозный и Григорий Малюта-Скуратов Портрет девочки Феодосии Огородниковой Боярышня Христос в темнице Курская мещанка

Grigory Sedov Карьера: Авиатор
Рождение: Азербайджан, 15.1.1917
Своеобразным итогом летной практики Седова стало присвоение ему 1 мая 1957 года звания Героя Советского Союза, а через два года - звания "Заслуженного летчика - испытателя СССР". Седов возглавил всю летно-исследовательскую работу в ОКБ, а десять лет спустя стал главным конструктором самолетов с изменяемой в полете стреловидностью крыла МИГ-23 и МИГ-27.

Родился 15 января 1917 года в Баку. Отец - Седов Александр Григорьевич (1887-1927), начальник танкера Каспийского нефтеналивного флота. Мать - Седова (Еремина) Наталья Васильевна (1890-1971), дочка астраханского бондаря. Супруга - Седова (Гурвич) Ирина Михайловна (1921 г.рожд.), хирург.

"Как мужчина, обладающий своей профессией со свободой истинного художника, гармонично сочетающий пылкость Моцарта с сальеревским умением "уверовать алгеброй гармонию",...скрупулезно проигрывал все положения, возникновения которых мог дожидаться в предстоящем полете. Ведущая формула его методики - "если - то". Если что-то случится, делать необходимо так-то..."

"Начальник нашего отдела... обладал редким даром - искусством блестящего анализа. Тут он не знал себе равных. Никто прочий не мог так дельно и метко разобрать поведение машины в полете... Он практически раскладывал машину по полочкам..."

"Дядька", основатель школы "микояновских" летчиков, - дядя необычайной судьбы. Выдающийся летчик-испытатель... вслед за тем списания с летной работы проявил эдакий инженерный гений, что по ступеням конструкторского бюро фирмы "МИГ" поднялся на место заместителя генерального конструктора..."

"Он ни при каких обстоятельствах не выговаривал незадачливым, не повышал голоса, а молчаливо досадовал, что не так освещен вопросительный мотив, мало проработан, стараясь при этом пособить вылезти из затруднительного положения..."

"Технический состав относился к нему с большим уважением, всякий видел в нем друга, старшего товарища, а не начальника..."

"По пальцам разрешено перечислить летчиков, в которых органически сочетались до того сильная свобода, профессиональное мастерство, состоятельный инженерный навык и рослый творческий потенциал..."

Приведенные слова сказаны в разное время и разными людьми - летчиками-испытателями, военными и гражданскими, наземными специалистами, конструкторами, при всем при том относятся они к одному и тому же человеку - Григорию Александровичу Седову.

Местом рождения будущего летчика в документах назван град Баку. Это не соответствует реальности. Григорий, как и его старшой брат Валерий, родился... на борту парохода-танкера "Игнатий", командовал которым их папа. Дети с малолетства знали, что такое фок, грот, бизань... Кстати, и Григорий Хрисанфович, дедушка Седова по отцовской линии, также был капитаном, командовал небольшим речным судном.

Семья Седовых жила на... пароходе, в двух небольших каютах, выходивших в "салон". Тут же - обширная библиотека, уже в четыре года Григорий бегло читал. Мама окончила в Астрахани Мариинскую женскую гимназию и имела диплом "домашней учительницы", своих детей учила, не выходя из дома. В школу братья Седовы пошли, когда Валерию исполнилось 12 лет, а Григорию - десять, старшой - в четвертый класс, меньшой - в третий... К тому времени семейство съехала с парохода и обосновалась в Астрахани. Хотя отца новая верх и наградила серебряными именными часами за навигацию 1922 года, он оказался не у дел, нигде не работал, слег и, проболев четыре года, умер.

Навсегда запомнилось Григорию Седову астраханская улочка, привкус печеной картошки, развлекуха в лапту, которую по астрахански именовали "буй и тяга"... И, конечно, школа: первая его преподавательница Глафира Иосифовна Иванова, принимавшая "вступительный" экзамен в третий класс, Федор Алексеевич Серебряков, тот, что учил ребят всему - от физики до ботаники...

Никаких моделей самолетов и планеров Седов в том далеком и голодном детстве не строил и об авиации не помышлял...

1929 год выдался самым тяжелым для семьи. Старший брат уже учился в Баку морскому делу, понемногу продвигался дорогой деда и отца, мать с младшим сыном покинули Астрахань и вернулись в Баку... Мама, приучившая своих детей впитывать текст и трудиться с книгой, настояла на том, чтобы Григорий окончил только что открытую десятилетку и следом нее пошел обучаться на инженера. Седов сдал экзамены в тамошний индустриальный институт, при всем при том обучаться в нем не захотел, а подался в Ленинград и стал в тридцать шестом году студентом Ленинградского политехнического института.

На этом и завершился доавиационный отрезок времени жизни Григория Александровича. В институте один раз он прочитал объявление о наборе в аэроклуб. В силу определенной живости характера и всенародной любви к авиации студент Седов решил изведать себя в качестве учлета.

Первым его учителем в летном деле оказалась леди - инструктор аэроклуба Ольга Николаевна Ямщикова (попозже - инженер-полковник, летчик-испытатель первого класса). Под ее руководством в Крестцах под Новгородом Григорий Седов совершил начальный независимый полет. Вскоре Ямщикова "пробилась" в Военно-воздушную академию имени Жуковского, в годы войны воевала в составе женского 586-го истребительного авиационного полка. Незадолго до Победы Ольгу Николаевну направили на работу в ГК НИИ ВВС. Первой из советских женщин она вылетела там на реактивном самолете и... встретила в институте своего довоенного "учлета" Григория Седова.

Сам Седов в НИИ ВВС оказался довольно затейливым образом. На аэропорт питерского аэроклуба как черт из табакерки приехали люди в погонах с целью отнять нескольких ребят для учебы в Борисоглебской летной школе. Тут приземлился истребитель И-16, залетел к ним с каких-то учений. По сравнению с "кукурузником" поликарповский "ишачок" выглядел посланцем с другой планеты.

2 января 1938 года Седова, имевшего "грандиозный" налет в 12 часов 44 минуты, зачислили в военной летное училище. Учеба в Борисоглебске оказалась стремительной, как будто полет пули. После "скоростной" подготовки на У-2, инструктор Алексей Николаевич Павликов выпустил курсанта Седова на истребителе И-16. И в октябре того же 1938 года Седова в звании лейтенанта направили в строевую количество, а точнее, в 10-й истребительный авиационный полк, стоявший в Бобруйске. Одним из трех полков его авиадивизии командовал Иван Петрович Полунин. (После войны Иван Петрович с 1955 по 1961 годы возглавлял Школу летчиков-испытателей Министерства авиапромышленности).

Новоиспеченный лейтенант летал в Бобруйске на И-16, летал добро, при всем при том заложенная ещё родителями тяга к "инженерии" давала себя знать: Седов написал рапорт с просьбой принять его на второй вектор движения академии имени Жуковского (основополагающий, ещё "питерский" вектор движения ВУЗа у него уже был за плечами). Сдал вступительные экзамены для поступления на второй вектор движения инженерного факультета, но от учебы... отказался! Получил справку, содержание которой стоит привести целиком - для ощущения атмосферы того времени: "...По собственному желанию получил отсрочку на единственный год из-за отсутствия возможности получения летной тренировки в Академии. Тов. Седову разрешено Командованием Академии удерживать испытания в 1940 г. на 3-й курс" (орфография и пунктуация документа сохранены). Седова отправили в строевую доля "полетать годик".

Ровно посредством год Седова приняли на третий вектор движения академии. Пока учился, разразилась махаловка, старшекурсникам просто-напросто запретили более того заикаться о фронте. Мало того, когда в сорок втором Седов получал диплом (между прочим, "красный"), инженеров-механиков, имевших до того летную профессия, направили не на фронт, а в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС.

Институт эвакуировали с подмосковной станции "Чкаловская", со знаменитого Щелковского аэродрома, в свердловский пригород Кольцово. Истребительным отделом стоял во главе Алексей Никашин. В отделе работал изумительный пилот Константин Груздев, отозванный с фронта, и все-таки успевший за три месяца боевой "практики" сшибить двадцать с лишним самолетов противника. Груздев как мог успокаивал рвущегося на фронт Седова, старался уверить его, что и тут, в тылу, служба не менее рисковая и ответственности не меньше. Подружился Седов и с Алексеем Кубышкиным, тем самым, кто "открыл небо" для истребителя ЛА-5, с Андреем Кочетковым, Федором Демидой, Афанасием Прошаковым, "Афоней", с Петром Стефановским - знаменитыми, выдающимися пилотами. В "моторном" отделе служил Григорий Бахчиванджи, - это он первым поднимал в воздух ракетный авиалайнер БИ-1...На нем "Бахчи" и сложил голову, затем на пресловутой американской "аэрокобре" погибнет Груздев. Оба они захоронены в Кольцове...

НИИ ВВС возвратился в Подмосковье в сорок третьем. К концу войны Седов, впитывая будто губка навык старших коллег, занял прочные позиции в государственных испытаниях истребителей, отечественных и лендлизовских. Уже тогда в его отделе сформировали четыре профильных группы: самолетами Лавочкина занималась бригада ведущего инженера В.И. Алексеенко, "иностранцами" - бригада И.Г. Рабкина, "мигами" - бригада А.С. Розанова (Александр Сергеевич позднее стоял во главе Школой летчиков-испытателей, он сменил Полунина). Что же касается самого Седова, то он возглавил бригаду, занимавшуюся самолетами Яковлева, возглавил причем в двух качествах - ведущего инженера и ведущего летчика-испытателя, происшествие для НИИ ВВС беспрецедентный...

1945 год для Григория Александровича стал памятным не только Победой: в том году он познакомился с хирургом из Главного военного госпиталя имени Н.Н. Бурденко фронтовичкой Ириной Михайловной Гурвич, они поженились, с тех пор идут по жизни совместно.

Итак, вторая половинка сороковых, завершилась махаловка, но разгоралась новая, безо всяких передышек. Политики назовут ее "холодной", а для тех, кто занимался вооружениями и военной техникой, она оказалась в прямом смысле "горячей", и не только у нас, а во всем мире, точнее, в тех считанных странах, что рискнули "соответствовать" научно-техническому прогрессу.

По роду своей рискованной испытательной профессии Седов схоронил многих своих сослуживцев, а вот его самого судьбина хранила. Еще в те послевоенные годы он провел государственные испытания ЯК-15 и ЯК-23, они были приняты на вооружение, после этого последовал ЯК-30 (тот, что серийно не строился), в качестве летчика облета участвовал в испытаниях первых реактивных "мигов" и "лавочкиных"...

Опытные реактивные истребители МИГ-9 и ЯК-15 впервой поднялись в воздух 24 апреля 1946 года, чуток позднее стартовал и ЛА-150. Не дожидаясь окончания заводских и государственных испытаний, самолеты запустили... в серийное фабрика. Ситуация экстремальная, сообразно и ответственность. Ведь проблема ставилась "простая" - пролететь колонной на этих истребителях над Красной площадью в ходе традиционного военного парада 7 ноября. НИИ ВВС отрядил на парадное действо двенадцать своих лучших испытателей. Реактивный навык у них на практике отсутствовал - затем войны институт располагал одним трофейным МЕ-262, и летал на нем в основном А.Г.Кочетков, а его коллеги по истребительному отделу выполнили по одному полету. Да и тот авиалайнер потеряли: 17 сентября на "мессершмитте" разбился, к сожалению, Федор Демида.

Освоение "серийных" реактивных первенцев МИГ-9 и ЯК-15 организовали таким образом: на аэровокзал "Раменское" доставляли по земле разобранные машины, там собирали, летчики ЛИИ М.Л.Галлай и Г.М.Шиянов их облетывали и передавали военным испытателям, проведя, конечно, соответствующие занятия. Так двенадцать "парадников" из НИИ ВВС становились "реактивщиками"...

Воздушную доля того парада отменили - погода стояла в тот день отвратительная. Испытателей, истина, достойно отблагодарили и морально, и материально. Сохранилась официальная групповая фотография участников "несостоявшегося" парада, при всем при том на ней только одиннадцать летчиков, двенадцатого, Седова, там нет.

Оказывается, в миг исторической съемки инженер-майор Седов в полной военной форме прохаживался по... Парижу.

В 1946 году там проводился первостепеннный послевоенный авиасалон, причем не на аэродроме в Ле-Бурже, а в Гран-Пале, в центре города. Советская официальная делегация состояла из пяти дядя, только авиаторов и только военных - генерал А.Н. Пономарев, два полковника, подполковник и майор Седов... Решающим для включения в делегацию как раз Седова оказалось, скорее всего, то положение, что Григорий Александрович стоял во главе в НИИ ВВС испытаниями яковлевских машин.

Разрезали ленточку премьер-министр Жорж Бидо и трое советских офицеров - генерал Пономарев, полковник Кулагин и майор Седов... Комментарии, как говорится, излишни.

В 1947 год советское руководство решило просторно явить реактивную технику на воздушном параде в Тушино. Во многих "номерах" обширной программы участвовали и летчики НИИ ВВС. Испытателям истребительного отдела доверили, в частности, миновать над Тушинским аэродромом тремя звеньями на поршневых ЛА-11, дополнительно оснащенных так называемыми пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (под крылья каждого самолета подвесили по две "трубы", которые при включении давали кое-какой прирост скорости, ужасно при этом грохотали и изрыгали трехметровые пламенные хвосты). Зрелище было сильно эффектным! В парадной девятке состоял и инженер-майор Седов... Месяц через всех участников парада наградили орденами и медалями - так Григорий Александрович стал кавалером ордена Отечественной войны I степени...

В институте Григорий Седов стремительно продвигался по службе, получил звание инженер-подполковника, стал "и.о. начальника истребительного отдела". Он был загружен инженерной работой, по его словам, на всю "железку" и, главное, летал, и не меньше других испытателей. Ему нравилась эта служба, и никуда отправляться он и не помышлял. Тут, как и у многих людей, вмешался Его величество Случай!

Глубокой осенью сорок девятого Седова... покарали за невыполнение "боевого задания". Новый руководитель института, а менялись они затем войны сильно зачастую, приказал тут же перегнать истребитель из Чкаловской в городок Энгельс на Волге. Погоды, как на грешок, не было, да и острая надобность такого "перегона" очевидно не просматривалась. И Седов распустил всех по домам. А утром вышел гневный инструкция о невыполнении этого самого "боевого задания" с предупреждением о неполном служебном соответствии.

Разумеется, Григорий Александрович и потом приказа работал, как и работал, продолжал, как он сам говорит, "неполно соответствовать". Буквально в те же дни Седову передали достаточно любопытную для обычного летчика-испытателя просьбу от... Артема Ивановича Микояна: начальник ОКБ просил Григория Александровича приехать в конструкторское бюро в удобное для него время. С Микояном Седов знаком не был, истина, как собак нерезаных летал на "мигах", но не больше того... Артем Иванович предложил ему сделаться шеф-пилотом ОКБ, основать летно-испытательную станцию таким образом, чтобы появилась вероятность новости испытания самого широкого спектра, учитывая навык НИИ ВВС и ЛИИ, сотворить постоянную летную группу, новую инженерную службу...

Жил тогда Седов в авиагарнизоне на станции "Чкаловская", а вкалывать предстояло на станции "Отдых", там - Ярославский вокзал, тут - Казанский... Микоян, между прочим, предложил присылать за Седовым авиалайнер, но выросший в большевистской скромности пилот уважительно отказался. И до той поры, покуда ему не дали в Москве квартиру, мотался в Жуковский на электричках, спал немного, смертельно уставал, но в дела входил энергично.

А дел и проблем было крайне непочатый край. Виктор Юганов, поднимавший основополагающий МИГ-15, ушел из ОКБ в Летно-исследовательский институт (ЛИИ). Александр Чернобуров был великолепным летчиком, но никак не специалистом в области аэродинамики высоких скоростей... Микояну нужен был не без затей пилот - испытатель, но аналитик, "академик", имелось в виду образование, полученное в Военно-воздушной инженерной академии, и умеющий переводить свои ощущения, полученные в полетах, на язык цифр, формул, графиков...

По страницам всех послевоенных авиационных книг кочует седовская мысль, ставшая хрестоматийной: "Если пилот чувствует перед испытательным полетом, что он идет на геройский поступок, значит он к полету не готов!" Может показаться, что слова эти, приводимые, как правило, без какой либо привязки ко времени, месту действия, окружающей обстановке, были произнесены на юбилейном вечере или пионерском сборе.

На деле этому предшествовало трагическое событие: 20 марта 1950 года на И-330, первом прототипе будущего МИГ-17, разбился Герой Советского Союза Иван Иващенко... На высоте в пять тысяч метров пилот ввел истребитель в глубокое пикирование и... не вышел из него. Аварийная комиссия оказалась в тупике, не просматривалось никаких зацепок, и все-таки конструкторы нутром чувствовали, что как раз околозвуковая прыть тащит за собой какую-то "мину". Микоян принял заключение продолжить испытания и препоручил их Седову. Пока строился второй экземпляр, Седов моделировал на земле возможные ситуации, придумывал тесты, искал какие-то частные решения, комбинировал их в разных сочетаниях. Вот тогда-то на Седова и стали посматривать, как на человека, идущего на геройский поступок, тогда-то Григорий Александрович и постарался внушить своим новым коллегам, что он не собирается устремляться на амбразуру, а стремится докопаться до причин гибели Иващенко.

6 апреля 1950 года Седов поднял в воздух второй экземпляр И-330. "Мина" сработала, когда в одном из полетов он подошел к трансзвуковой скорости. На авиалайнер обрушился флаттер - колебания, что способны в считанные секунды развалить каждый аэроплан. Наземная подготовка летчика тут сыграла ключевую и счастливую образ - на уцелевших огрызках рулей он сумел усадить истребитель и доставить, как говорят испытатели, ценнейший экспериментальный материал...

Пятидесятые годы (без малого все то десятилетие Седов был старшим летчиком ОКБ "МИГ") вошли в историю важный авиации невиданной "битвой за небеса", развернули ее бывшие союзники по антигитлеровской коалиции. Дозвуковая боевая техника подготовила плацдарм для самого, пожалуй, знаменитого скачка в своем развитии - преодоления звукового барьера.

Фронтовые истребители МИГ-17 к тому времени приняли на вооружение тридцать с лишним стран, участников его создания, и Седова в их числе, удостоили в 1952 году Государственной премии, появились несчетные модификации самолета и "семнадцатые" длительно позже находились в строю... Однако их время резво уходило.

Тем временем готовился всемирный авиаконкурс в номинации "боевые истребители". На базу американских ВВС "Эдвардс" в калифорнийской пустыне Мохаве единственный за другим поступали на испытания детища всех ведущих фирм: "Норт Америкен" предъявила сверхзвуковой Ф-100 "Супер Сейбр", "МакДоннелл" - Ф-101 "Вуду", "Локхид" - Ф-104 "Старфайтер", "Рипаблик" - Ф-105 "Тандерчиф"...В погоню за "старшим братом" бросились англичане, французы, итальянцы и более того "нейтральные" шведы...

Активным участником того состязания стал Советский Союз. В свою "домашнюю" конкуренцию вступили ОКБ А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна и П.О. Сухого. Исторический парадокс: коллективы "ЯК" и "ЛА", чьи самолеты привнесли сильно приметный вклад в разгром фашистской Германии, проиграли "МИГу" и "СУ", крылья которых были не настолько заметны в небе Великой Отечественной войны.

"Летчик, говорит Григорий Александрович, неизменно стремится летать побыстрее и повыше - это его стихия. Самолеты, которые мы тогда испытывали давали нам такую вероятность. Для меня, в частности, таким самолетом стал МИГ-19 - основополагающий нашенский сверхзвуковой истребитель... Конечно, служба на подобных машинах захватывала каждого испытателя..."

Дорога к МИГ-19 оказалась куда как не элементарный.

Поначалу построили "эмку" - видавший виды истребитель И-350 "М" с опытным двигателем А.М. Люльки. Седов поднял его в воздух 16 июня 1951 года. На земле, конечно, проиграли море возможных ситуаций, "гоняли" мотор, пилот навалом раз "бегал" по полосе, выполнил немного подскоков, а в воздухе случилось то, чего ждали меньше всего: мотор встал... У самолета с прижатыми к фюзеляжу крыльями, стреловидность их составляла 55 градусов, аэродинамическое свойство, потребное для планирования, вероятно такое же, как у топора. Но тут сработал, скорее всего, "бюрократизм" седовской методики подготовки к полетам, когда быстрее любого суперкомпьютера принимаются решения и микронными движениями рук, ног, зрачок, пальцев они выполняются. Седов успешно посадил "эмку", что более того бывалых летчиков аэродрома "Раменское" заставило почесать затылки.

Так состоялась первая в стране посадка с отказавшим реактивным мотором. Вэтого у Седова позже наберется десять "бездвигательных" посадок.

Осторожный Артем Иванович Микоян понимал, что инфа нужна, как воздух, но и безрассудно дерзать жизнью летчика он не мог. И все-таки разрешил ещё четыре "острых" полета на И-350 "М".

Один из очевидцев тех прорывных дней вспоминал, что прямо на аэродроме устраивали специальные конференции, собирались на них дядя пятнадцать. Седов докладывал свой, ещё "тепленький" материал, тут же показывали пленки с записями приборов, их сопоставляли с впечатлениями летчика, анализировали, получали бесценные в научно-техническом плане данные...

Как следствие, сквозь год появился СМ-2, уже с двумя двигателями А.А. Микулина. Седов испытывал его год с лишним, выполнил 132 полета... Наконец, 5 января 1954 года Григорий Александрович совершил начальный полет на СМ-9, в марте добился скорости 1.452 километра в час... После заводских испытаний машину передали на государственные испытания в близкий для Седова НИИ ВВС. Самолет запустили в серийное фабрика под именем МИГ-19.

Справедливости для следует подметить, что в 1950-е годы ОКБ "МИГ" занималось не только модификациями МИГ-17 и освоением своей первой сверхзвуковой машины МИГ-19. ОКБ участвовало в "атомном проекте" - подробности той сверхсекретной работы обнародовали только в 90-х годах. Микояновцы сделали самолеты - снаряды "К" (ракетно-ядерный комплекс "Комета"), их подвешивали под крылья стратегических бомбардировщиков, и, конечно, разработали пилотируемые аналоги снарядов. Летные испытания на 71-м полигоне ВВС в Крыму проводили Амет-Хан Султан, С.Н. Анохин из ЛИИ и В.Г. Павлов из НИИ-17.

Жизнь диктовала и надобность в больше скоростных и маневренных истребителях нежели МИГ-19, с новым крылом, новыми двигателями, новым вооружением, новыми системами управления и самим самолетом, и боевым ракетным комплексом. Потому в ОКБ и развернули работы над проектом "Е". Первый вариант, Е-2 с привычными стреловидными крыльями, взлетел 14 февраля 1955 года, пилотировал его Георгий Мосолов. А 16 июня 1955 года Седов поднял Е-4, начальный в стране истребитель с треугольным крылом... Так началась эпопея со знаменитым МИГ-21, самолетом - солдатом. На аэродроме тогда более того забава ходила: "Микоян начал партию ходом Е-2 - Е-4..."

После того, как Седов стал шеф-пилотом ОКБ, микояновцы перестали, за редчайшими исключениями, поручать взлет новых опытных машин "варягам", все это выполняли свои, "фирменные" летчики. Это и понятно: понемногу, шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком отстраивалась опять-таки "своя" организация летных испытаний, названная после этого "школой Седова".

"Директор" этой школы оказался и блестящим селекционером. Поначалу он призвал под микояновские знамена выпускников второго выпуска Школы летчиков-испытателей (ШЛИ) Георгия Мосолова и Владимира Нефедова. Пять лет через, в 1958 году, из той же ШЛИ на "фирму" пришли Александр Федотов, Петр Остапенко и Игорь Кравцов, в 1965 году - Борис Орлов и Михаил Комаров, в 1967-м - Авиард Фастовец, в 1969-м - Валерий Меницкий... Заслуженные имена.

Как никто иной посреди руководителей КБ Седов понимал летчиков. "Иногда происходило самое тяжелое, говорит Григорий Александрович, разбивался тертый авиалайнер. Летчик оставался невредимым, но вот от самолета - "дрова". Мне пришлось дважды посетить в таком положении. Осочинять словами внутреннее состояние испытателя, рассматривающего "свои" обломки, несложно нельзя..."

Своеобразным итогом летной практики Седова стало присвоение ему 1 мая 1957 года звания Героя Советского Союза, а сквозь два года - звания "Заслуженного летчика - испытателя СССР". Седов возглавил всю летно-исследовательскую работу в ОКБ, а десять лет через стал главным конструктором самолетов с изменяемой в полете стреловидностью крыла МИГ-23 и МИГ-27. И только на закате ХХ века перешел в "номинацию" советников. По-прежнему он входит в президиум знаменитого Методического совета ЛИИ, без благословения которого в стране не может взвиться ни единственный свежеиспеченный летательный аппарат, по-прежнему в его кабинете толпятся конструкторы, инженеры, испытатели...

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Григорий Сук Grigory Suk

В Сентябре - Октябре 1916 года Григорий Сук совершил 19 боевых вылетов общей продолжительностью 27 часов 15 минут. За проявленную доблесть он был по..

Григорий Таран Grigory Taran

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. За время службы совершил 660 вылетов на фронт и в тыл противника к партизанам. За время..

Григорий Черкашин Grigory Cherkashin

Лейтенант Г. Г. Черкашин произвёл 175 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника. Провёл 18 воздушных боёв, в которых сбил 2..

Григорий Агешин Grigory Agenshin

Григорий Севастьянович Агешин, рядовой, разведчик 3-го батальона 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии, родился 15 февраля 1915 года в..


(род. 15.01.1917) - заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), авиаконструктор, Герой Советского Союза (1957), лауреат Ленинской (1976) и Сталинской (1952) премий, генерал-майор авиации (1968). С 1942 г. на испытательной работе в НИИ ВВС. С 1950 г. работал в ОКБ А. И. Микояна. Испытывал МиГ-17 (СИ-2), И-350 (М), СМ-2 (И-360), МиГ-19, СМ-9, Е-4, Е-2А. В 1958-1970 гг. был зам. главного конструктора по летным испытаниям. С 1970 г. на конструкторской работе. Руководил разработкой всех модификаций МиГ-23, МиГ-27, МФИ (1.42). С 1997 г. - советник генерального конструктора. Почетный член Ассоциации летчиков-испытателей экспериментальных самолетов (США).

Седов, Григорий Александрович

Советник генерального конструктора Российской самолетостроительной корпорации "МиГ" с 1999 г.; родился 15 января 1917 г. в г. Баку; учился в Ленинградском индустриальном институте, окончил Борисоглебскую военную летную школу в 1938 г.; служил в истребительном авиационном полку; в 1940 г. поступил в Военно-Воздушную академию им. Жуковского; в 1942 г. направлен в НИИ ВВС летчиком-испытателем-инженером, проводил испытания самолетов, поступавших на вооружение Советской Армии, в том числе и иностранных; принимал участие в проведении государственных летных испытаний первых отечественных реактивных истребителей; в 1950 г. был переведен в ОКБ "МиГ" на должность ведущего испытателя; в 60-е годы возглавлял летно-исследовательскую работу в ОКБ "МиГ", затем работал главным конструктором самолетов с изменяемой в полете стреловидностью крыла МиГ-23 и МиГ-27; генерал-майор авиации; Заслуженный летчик-испытатель; лауреат Государственной премии СССР (1952) и Ленинской премии; Герой Советского Союза (1957); награжден многими правительственными наградами.

В июне 1951 г. при испытаниях у экспериментального сверхзвукового истребителя-перехватчика остановился двигатель. Седову удалось благополучно посадить машину. Это была первая посадка реактивного самолета с остановленным двигателем. В мае 1952 г. поднял в воздух самолет СМ-2 - прототип первого серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19; за испытания МиГ-17 и МиГ-19 в 1957 г. был удостоен звания Героя Советского Союза. "Прошел через его руки" и самый массовый истребитель третьего поколения МиГ-21. А МиГ-23 Седов испытывал и как главный конструктор. Это был первый истребитель с изменяющейся в полете геометрией крыла и выпускавшийся в нескольких модификациях массовой серией. На его основе создан и истребитель-бомбардировщик МиГ-27.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Седов, Григорий Александрович" в других словарях:

    Седов Григорий Александрович Энциклопедия «Авиация»

    Седов Григорий Александрович - Г. А. Седов Седов Григорий Александрович (р. 1917) — советский лётчик испытатель, генерал майор авиации (1968), заслуженный лётчик испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957). В Советской Армии с 1938. Окончил лётную школу (1938) и … Энциклопедия «Авиация»

    - (р. 1917) российский летчик испытатель СССР (1959), генерал майор инженер (1968), Герой Советского Союза (1957). Испытания первого советского серийного сверхзвукового истребителя МиГ 19. Исследовательские полеты на сверхзвуковых скоростях и др.… … Большой Энциклопедический словарь

    - (р. 1917) советский лётчик испытатель, генерал майор авиации (1968), заслуженный лётчик испытатель СССР (1959), Герой Советского Союза (1957). В Советской Армии с 1938. Окончил лётную школу (1938) и Военно воздушную академию РККА имени профессора … Энциклопедия техники

    - (р. 1917), лётчик испытатель, генерал майор инженер (1968), Герой Советского Союза (1957). Испытания первого отечественного серийного сверхзвукового истребителя МиГ 19. Исследовательские полёты на сверхзвуковых скоростях и др. Государственная… … Энциклопедический словарь

    Григорий Александрович Любимов Российский ученый, математик, механик Дата рождения: 23 июня 1932(1932 06 23) (80 лет) Место рождения: Москва … Википедия

Седов (Григорий Семенович, 1836 - 84) - исторический живописец, получил образование в Императорской Академии Художеств, где был награжден в течение курса четырьмя серебряными медалями и малой золотой медалью. Заслужив на академическом конкурсе 1866 г. большую золотую медаль картиной "Обращение великого князя Владимира в христианство", Седов был отправлен за границу в качестве пенсионера академии и прожил с 1867 по 1870 г. в Париже, где написал всего лишь две вещи: картину "Христос в темнице" и образ Пресвятой Троицы в полукуполе алтаря парижской православной церкви. В это время Седов ослеп на один глаз. Будучи в 1870 г. вызван обратно в Россию, провел остальные три года своего пенсионерства в Москве, где жил постоянно и после того, занимаясь преимущественно работами для церквей. В том же году было присуждено ему звание академика за картину "Иоанн Грозный и Малюта Скуратов". Участвуя в трудах по украшению живописью московского Храма Спасителя, Седов исполнил в западном крыле этого здания стенную картину: "Крещение святой Ольги" и, кроме того, изготовил эскизы таких же картин: "Крещение святого Владимира" и "Закладка Успенского собора в Москве", написанных по этим эскизам Н. Корнеевым. В 1876 г. большое впечатление на публику произвела выставленная в академии картина Седова "Иоанн Грозный перед Василисой Мелентьевой" (находится в музее императора Александра III , в Санкт-Петербурге), замечательная, если не по внутреннему содержанию, то по прекрасному письму и отлично разыгранному в ней освещению. Из прочих картин Седова заслуживают быть упомянутыми: "Курская горожанка" (в Третьяковской галерее, в Москве), "Саянка Щигровского уезда" (1872) и "Царь Алексей Михайлович избирает себе невесту" (1884).

  • - Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва, был членом фракции "Яблоко", членом Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе; член Политсовета Республиканской партии РФ...
  • - советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации, заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза. В Советской Армии с 1938...

    Энциклопедия техники

  • - Кинооператор, заслуженный деятель искусств Украинской ССР; родился 17 сентября 1904 г. на Полтаве, Украина. Окончил Одесский кинотехникум. Оператор-постановщик игровых и документальных фильмов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-аншеф, чл. Гос. Сов., род. в 1742 г., в 1756 г. вступил в воен. службу поручиком, а в 1763 г. В. уже - полк. Ряжского караб. п....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - штурман, Герой Советского Союза, гвардии майор. Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 г. Был штурманом 81 гв. бап. Совершил 136 боевых вылетов...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода москов., убит в бою 1444 г. в Галиче...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Первый вице-президент "Тюменской нефтяной компании" с июня 2000 г.; родился в 1953 г.; окончил Институт нефтехимической и газовой промышленности в 1975 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Народный депутат, член Совета Республики Верховного Совета РФ, был членом Президиума Верховного Совета, председателем Комитета по вопросам работы Советов народных депутатов и развитию местного самоуправления,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - полковник Харьковского полка...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции России - начальник Главного управления ФСНП по Северо-Западному федеральному округу, генерал-майор налоговой полиции...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - заслуженный летчик-испытатель СССР, авиаконструктор, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской и Сталинской премий, генерал-майор авиации...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - художник исторической живописи, родился в Москве 12 января 1836 г., умер там же 15 апреля 1884 г. Происходил из семьи мясоторговцев. Начатки художественного образования получил в школе живописи и ваяния в Москве, а...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. в статье Габриловичи...

    Биографический словарь

  • - Седов - исторический живописец, получил образование в Императорской Академии Художеств, где был награжден в течение курса четырьмя серебряными медалями и малой золотой медалью...

    Биографический словарь

  • - исторический живописец, получил образование в Имп. акд. худ., где был награжден в течение курса четырьмя серебр. медалями и мал. золот. мед. Заслужив на академическ. конкурсе 1866 г. больш...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российский летчик-испытатель СССР, генерал-майор-инженер, Герой Советского Союза. Испытания первого советского серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19...

    Большой энциклопедический словарь

"Седов Григорий Семенович" в книгах

ВОЛКОНСКИЙ ГРИГОРИЙ СЕМЕНОВИЧ

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

ВОЛКОНСКИЙ ГРИГОРИЙ СЕМЕНОВИЧ (род. в 1742 г. – ум. в 1824 г.) Григорий Семенович Волконский, сподвижник Румянцева и Суворова, получивший от последнего прозвище «неутомимого Волконского», прослужил во славу России почти семьдесят лет и был кавалером всех российских

Седов

Из книги Картофель автора Фатьянов Владислав Иванович

Седов Если почва на участке заражена черной ножкой, рекомендуется сажать сорт Седов. Он проявляет высокую устойчивость к грибным и вирусным болезням. Клубни рано созревают, имеют белый цвет, округлую форму, глазков немного, они мелкие. Клубни достигают массы 140 г, а при

Григорий VII Гильдебранд и Григорий - епископ нисский}

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора Носовский Глеб Владимирович

Григорий VII Гильдебранд и Григорий - епископ нисский} Приводимый ниже параллелизм накладывает некоторые детали биографии римского папы XI века Григория VII на жизнеописание известного христианского святого Григория, епископа нисского (ниццкого), а западный Рим - на

4. Григорий заключает мир с Агилульфом. - Фока вступает на трон в Византии. - Григорий шлет ему свое приветствие. - Колонна Фоки на римском форуме

автора Грегоровиус Фердинанд

4. Григорий заключает мир с Агилульфом. - Фока вступает на трон в Византии. - Григорий шлет ему свое приветствие. - Колонна Фоки на римском форуме В действительности Григорий пользовался почти всей властью государя, так как нити политического управления сами собою

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его смерть. - Иннокентий V.

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Григорий X едет в Лион. - Гвельфы и гибеллины во Флоренции. - Собор в Лионе. - Григорий X издает закон о конклаве. - Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. - Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. - Грамота, данная Лозанне. - Григорий X во Флоренции. - Его

66. Старинная легенда утверждает, что папа Григорий VII «был Фаустом» Но ведь Григорий VII - это действительно отражение Андроника-Христа

Из книги автора

66. Старинная легенда утверждает, что папа Григорий VII «был Фаустом» Но ведь Григорий VII - это действительно отражение Андроника-Христа Как показано в книге А.Т. Фоменко «Античность - это Средневековье», гл. 4, знаменитый папа Григорий VII Гильдебранд якобы из XI века

Григорий Александрович Седов (СССР)

Из книги Великие летчики мира автора Бодрихин Николай Георгиевич

Григорий Александрович Седов (СССР) Григорий Седов родился 15 января 1917 г. в городе Баку в семье капитана танкера. С восьмого класса Седов совмещал учёбу в школе с работой техника-калькулятора вагоноремонтной базы в Баку, а затем лаборанта в физической лаборатории

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Александр Меншиков - Григорий Потемкин - Алексей Аракчеев - Константин Победоносцев - Григорий Распутин Фаворитизм - это оборотная сторона любой монархии. Мировая история прошлых веков пестрит именами знаменитых временщиков и фаворитов, оказавших огромное влияние

«Седов»

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Петров Григорий Семенович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Нежевенко Григорий Семенович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Генкин Григорий Семенович Командир минометного взвода 1053-го стрелкового полка 300-й стрелковой дивизии

Из книги Я дрался в Сталинграде [Откровения выживших] автора Драбкин Артем Владимирович

Генкин Григорий Семенович Командир минометного взвода 1053-го стрелкового полка 300-й стрелковой дивизии В начале октября 1942 года нас высадили ночью на какой-то станции в районе Камышина. Прошли примерно три километра до ближайшего леса. Там нас уже ждали колонны

Лесин Григорий Исаакович, военврач Интервью - Григорий Койфман

Из книги По локоть в крови [Красный Крест Красной Армии] автора Драбкин Артем Владимирович

Лесин Григорий Исаакович, военврач Интервью - Григорий Койфман - Родился 8/8/1920 года в Белоруссии, в городе Витебске.Мой отец, Исаак Гиршевич Лесин, 1879 г.р., окончил на рубеже веков коммерческое училище и до революции был арендатором озер, а после нее был небогатым

Любимая святыня Протодиакон Григорий (Григорий Лаврентьевич Михеев) (1889–1958)

Из книги У Троицы окрыленные автора Тихон (Агриков)

Любимая святыня Протодиакон Григорий (Григорий Лаврентьевич Михеев) (1889–1958) Радуйся, святыням чистое и непорочное жилище. (Акафист Преподобному Сергию) В жизни каждого человека есть вещи, к которым он проявляет особое внимание, имеет особую любовь. Еще в детстве одно

V. Отцы церкви: св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский (IV век)

Из книги Свет невечерний. Созерцания и умозрения автора Булгаков Сергей Николаевич
Похожие публикации