Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации. Изготовление элементов вентиляции из листового металла Краткие сведения о вентиляции


Утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243
(в редакции: Приказов Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2008 N 679, от 30.04.2009 N 233)

Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации

§ 349. Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации 2-го разряда

Характеристика работ . Прямолинейная и криволинейная резка листового металла, полимерного материала по готовой разметке вручную. Отгиб прямолинейных фальцев вручную. Покрытие олифой фальцев. Комплектование фальцев попарно. Пробивка отверстий в листовом металле. Маркировка узлов методом клеймения и краской. Установка прокладок. Перемещение грузов.

Должен знать: наименование и основные свойства материалов, применяемых при изготовлении вентиляционных систем; приемы прямолинейной и криволинейной резки листового металла, металлопласта, полимерного материала по готовой разметке вручную; правила строповки и перемещения грузов; способы соединения узлов и деталей.

§ 350. Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации 3-го разряда

Характеристика работ . Устройство "окон" в заготовляемых картинах. Отбортовка торцов элементов круглых воздуховодов на зиг-машине. Сверление отверстий на приводных станках. Изготовление прокладок для фланцевых соединений. Изготовление рам жесткости из металла. Изготовление прямоугольных фланцев. Сварка винипластовых и полиэтиленовых листов в вертикальном и горизонтальном положении. Установка сетки и подвижных жалюзийных решеток. Пробивка отверстий во фланцах. Прямолинейная резка листового металла, металлопласта и винипласта на станках. Прокатка и осадка фальцевых соединений на приводных станках.

Должен знать: основные свойства и способы обработки листового и профильного металла, металлопласта, винипласта и полиэтилена; типы крепления воздуховодов и фасонных частей; наименование и назначение деталей систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта, аспирации; разметочные обозначения; способы обработки заготовок на кромкогибочных станках, зиг-машинах и фальцепрокатных станках; способы сварки винипласта и полиэтилена; устройство и правила эксплуатации станков и механизмов для обработки листового и профильного металлов и металлопласта, точечных машин для контактной сварки; правила пользования механизированным инструментом.

§ 351. Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации 4-го разряда

Характеристика работ . Криволинейная резка листового металла, металлопласта, полиэтилена и винипласта на приводных станках. Вальцовка цилиндрических деталей из листового металла, металлопласта, полиэтилена и винипласта на вальцах. Изготовление прямых участков воздуховодов из металла, металлопласта, винипласта и полиэтилена, бандажей, реек, движков, отражателей, выхлопных колпаков, дроссель-клапанов и шумоглушителей различных типов. Изготовление неподвижных жалюзийных решеток, круглых фланцев и цапф, спирально-сварных и спирально-замковых воздуховодов. Установка фланцев на воздуховоды и фасонные части. Комплектование систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации. Изготовление кронштейнов, опор планок и траверс для крепления воздуховодов. Сварка изделий из винипласта и полиэтилена.

Должен знать: способы разметки и раскроя деталей из металла, металлопласта и винипласта; виды соединений и креплений воздуховодов и фасонных частей; правила выполнения деталировочных эскизов; приемы выполнения заклепочных работ; технологию изготовления прямых участков воздуховодов из металла, металлопласта, винипласта и полиэтилена.

§ 352. Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации 5-го разряда

Характеристика работ . Изготовление фасонных частей воздуховодов всех видов, шиберов, воронок, кожухов, зонтов, дефлекторов и диффузоров. Изготовление подвижных жалюзийных решеток, секторов управления дроссель-клапанов, циклонов. Резка с помощью копир-шаблонов звеньев отводов и сборка их на зиг-машине. Изготовление мягких соединений.

Должен знать: технологию изготовления фасонных частей воздуховодов из листового металла, металлопласта, винипласта и полиэтилена; устройство и принцип действия систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации; номенклатуру изготовляемого оборудования и требования, предъявляемые к его качеству.

§ 353. Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации 6-го разряда

Характеристика работ . Разметка и изготовление нестандартных пирамидальных и конусных воздуховодов и фасонных частей. Изготовление сепараторов, скрубберов, приточных и вытяжных тумбочек, несимметричных переходов. Изготовление душирующих патрубков, воздушных завес. Разметка и изготовление шаблонов всех видов. Контрольная сборка изготовляемых систем различных видов.

Должен знать: способы разметки и изготовления нестандартных пирамидальных и конусных воздуховодов и фасонных частей; способы контрольной сборки узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации.

Требуется среднее профессиональное образование.

Воздуховоды систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации составляют основную часть систем как по трудоемкости изготовления, так и по объему монтажных работ.

Изготовление воздуховодов, фасонных частей и прочих элементов систем вентиляции в основной массе организуется на специальных предприятиях, где все операции механизированы.

Широкое применение для изготовления деталей систем вентиляции, кондиционирования воздуха получили листообрабатывающие станки: гильотинные ножницы, листогибочные и фальцепрокатные машины, а также зигмашины и автоматизированные сварочные аппараты для точечной и шовной сварки. Однако все эти механизмы зачастую не обеспечивают выполнения многочисленных операций, связанных с подготовкой и доводкой отдельных элементов систем вентиляции, кондиционирования воздуха при сборке, особенно фасонных деталей, и поэтому часть их приходится выполнять вручную.

Наиболее часто встречающейся операцией при изготовлении изготовления деталей систем вентиляции, кондиционирования воздуха является получение соединений листовой стали как при изготовлении воздуховодов фасонных частей, так и соединений этих элементов.

В зависимости от места нахождения шва и предъявляемых к нему требований могут осуществляться различного рода фальцевые, реечные и сварные соединения, а также соединения на фланцах, клепках и самонарезных винтах.

Изготовление воздуховодов, вентиляционного оборудования и кондиционеров.

Фальцевые соединения листа

Фальцевые соединения листа, применяемые при монтаже вентиляции, могут быть одинарные (лежачие, стоячие, угловые) и двойные.

Одинарный лежачий фалец применяют для создания продольного шва на воздуховоде из листовой стали толщиной более 0,82 мм.

Этот шов используется также при изготовлении различных деталей вентиляционных систем (зонтов, приточных и вытяжных насадок и др.).

Двойные фальцевые швы

Двойные фальцевые швы используют для соединения кромок толщиной относительно тонких листов (до0,82 мм). Эти швы более прочны, но трудоемки.

Фальцевым швом можно соединить не только прямолинейные продольные кромки воздуховодов, но и круглые.

Воздуховоды прямоугольного сечения

Воздуховоды прямоугольного сечения изготавливают для тех случаев, когда по местным условиям (архитектурно-планировочным, стесненности и т.д.) невозможно применить воздуховоды круглого сечения индустриального изготовления. Прямоугольные стальные воздуховоды из стали толщиной 0,55…1,0 мм изготавливаются на фальцевых швах и сварке при толщине металла до 1,4 мм.

Душирующие и поворотные настенные насадки предназначены для создания требуемых параметров на рабочих местах, подверженных тепловому облучению.

Гибкие вставки для радиальных (центробежных) вентиляторов предназначены для предотвращения вибрации воздуховодов и снижения шума, возникающей при работе вентиляторов.

Пружинные амортизаторы предназначены для установки на них вентилятора в целях уменьшения передачи на основание вибрации, возникающей при работе вентилятора.

Напоминаем: У нас вы можете купить оптом комплектующие и запчасти к системам промышленной вентиляции: крепление воздуховодов, кондиционеров, прямоугольные и круглые воздуховоды, траверсу, шину монтажную, уголки оцинкованные, скобу для соединения фланцев, ленту монтажную, перфорированную, ленточный хомут, алюминевый скотч, кронштейны, решетки и анемостаты, листовую и рулонную изоляцию, листы оцинкованный металлические. А также нами производится оптовая продажа элементов крепежа: шпилька резьбовая, саморезы, шурупы, болты, винты, гайки, шайбы, заклепки, забивные анкера. Поставки идут по всей России, со склада в Москве.

Описание:

Статья открывает серию публикаций, рассматривающих особенности современного монтажа систем вентиляции. В этом материале основное внимание уделено типам воздуховодов, видам и способам их соединения. В следующих статьях будут рассмотрены методы креплений, способы поточного монтажа, методика индивидуальных испытаний систем, пусконаладочные работы и сдача в эксплуатацию.

Особенности современного монтажа систем вентиляции

А. В. Бусахин , генеральный директор ООО «Третье Монтажное Управление “Промвентиляция”»

Статья открывает серию публикаций, рассматривающих особенности современного монтажа систем вентиляции. В этом материале основное внимание уделено типам воздуховодов, видам и способам их соединения. В следующих статьях будут рассмотрены методы креплений, способы поточного монтажа, методика индивидуальных испытаний систем, пусконаладочные работы и сдача в эксплуатацию.

Современные проекты систем вентиляции и кондиционирования воздуха, направленные на решение задач воздухообмена и поддержания температуры, а также на контроль влажности, чистоты приточного воздуха, очистки и утилизации примесей вытяжного воздуха, интеллектуальные системы контроля и управления работы, требуют качественного и высокотехнологичного монтажа.

Сегодня в период перехода строительной отрасли от лицензирования к саморегулированию монтажники ждут появления технических регламентов, стандартов на монтажные работы. Эти документы должны учесть специфику современного монтажа, новых материалов и технологий, производства пусконаладочных работ, сдачи в эксплуатацию и работы по техническому обслуживанию систем инженерного обеспечения зданий и сооружений.

На сегодня мы имеем единственный документ, который оговаривает условия монтажа, – СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы». Этот документ во многом устарел, не учитывает современные условия, материалы и оборудование.

Критерии выбора воздуховодов

Рассмотрим некоторые элементы монтажа систем вентиляции и кондиционирования. Основным из них является воздуховод. От качества изготовления и монтажа этого элемента зависит работоспособность запроектированной системы. Выбор материала воздуховодов остается за проектировщиками. Основными критериями при выборе является назначение системы, параметры перемещаемой среды. Наиболее часто применяются металлические воздуховоды (прямые и фасонные части) прямоугольного и круглого сечения, изготавливаемые по видам и размерному ряду, принятому в следующих документах:

  • ВСН 353-86 «Проектирование и применение воздуховодов из унифицированных деталей»;
  • ТУ-36-736-93 «Воздуховоды металлические»;
  • ТУ-4873-193-04612941-99.

Для транспортирования воздуха с температурой до 80 °С и относительной влажностью до 60 % в качестве материалов при изготовлении воздуховодов используют:

  • тонколистовую холоднокатаную оцинкованную сталь толщиной 0,5–1,0 мм;
  • тонколистовую горячекатаную сталь толщиной 0,5–1,0 мм, ГОСТ 16523-97 «Прокат тонколистовой из углеродистой стали качественной и обыкновенного качества общего назначения».

Если параметры воздуха выше указанных пределов, используют также нержавеющую сталь и, кроме того, углеродистую сталь толщиной 1,5–2,0 мм.

Необходимо учитывать, что указанный ГОСТ дает большой выбор стали по пластичности, способу проката, нанесения цинкового покрытия и т. д. Эти особенности должны учитываться при выборе металла для изготовления воздуховодов.

При наличии в воздушной смеси химически активных газов, паров, пыли воздуховоды изготавливают из металлопласта, алюминия и его сплавов, углеродистой стали толщиной 1,5–2,0 мм с соответствующим защитным покрытием. Герметичность воздуховодов обеспечивается по классу «Н» ТУ 36-736-93 и «В» по EVROVENT 2/2 с пределом давления и разряжения 750 Па.

Все многообразие конфигураций вентиляционных сетей выполняется из очень ограниченного ассортимента деталей, в котором прямые участки воздуховодов в среднем составляют около 70 % общей поверхности, остальное приходится на отводы, переходы, тройники и крестовины, нестандартные детали (фасонину).

В снижении затрат на изготовление воздуховодов большую роль играют замерщики (составители монтажных схем и ведомостей заказов). От их умения и навыка зависит количество фасонины, а следовательно, безотходность производства и стоимость изготовления.

С учетом различных дизайнерских решений современных интерьеров возможно использование открытопроложенных воздуховодов любой формы (треугольник, восьмигранник и т. д.). Также из декоративных соображений применяются различные материалы: медь, пластики, материи. Применение тканных воздухораздающих воздуховодов позволяет решить вопросы равномерной раздачи воздуха и украсить дизайн.

В современных проектах воздуховоды редко остаются без тепло-, звукоизоляции или огнезащитного покрытия, а иногда требуют и того и другого. Интересен существующий в этой области европейский опыт, не получивший у нас пока широкого распространения. Но уже появляются компании, специализирующиеся на изготовлении так называемых панельных воздуховодов. Они изготавливаются из фиброгейна и могут использоваться как в качестве покрытия для защиты металлического воздуховода, так и для изготовления воздуховодов. Эти плиты собираются на специальной огнеупорной мастике и закрепляются саморезами. Такие воздуховоды выдерживают высокие температурные нагрузки и не оставляют возможности для распространения пожара, как по горизонтали, так и по вертикали. Кроме того, они выполняют функции теплоизоляции. Недостатком этих конструкций является цена, которая выше, чем у металлических воздуховодов, покрытых огнезащитным составом.

Виды соединений металлических воздуховодов

По виду соединения листового материала металлические воздуховоды делятся на фальцевые и сварные. Сборку стальных воздуховодов из тонколистовой стали до 1 мм (в некоторых случаях до 1,5 мм) выполняют на фальцах, а при большей толщине – на сварке. Воздуховоды из алюминия и его сплавов при толщине листа до 1 мм собирают на фальцах, а свыше 1 мм – на сварке.

От качества выполнения фальцевого соединения зависят герметичность и правильные геометрические размеры. Так, для прямошовных прямоугольных воздуховодов, типичной проблемой является «винт» – результат сдвига при прокатке фальца, что приводит к осевому отклонению воздуховодов при монтаже.

Виды фальцевых и сварных соединений, наиболее широко применяемых при изготовлении воздуховодов, показаны на рис. 1.

Способы соединения

Круглые воздуховоды

На сегодняшний день для круглых воздуховодов применяются 3 вида соединения: фланец, бандаж (встречается редко) и ниппель/муфта (широко применяется).

Фланцы. Все, что касается этого вида соединения, прописано в ГОСТе. Обратим внимание на обязательные моменты. Для фальцевых воздуховодов фланец, изготовленный из полосы (для небольших диаметров) или из угловой стали (для больших диаметров), должен закрепляться на воздуховоде с помощью отбортовки. Это метод его крепления и обеспечения дальнейшей герметизации воздуховода. Обязательное условие – отбортовка не должна перекрывать отверстий фланцевого соединения.

Бандаж. Это соединение очень удобно, особенно для различных химических производств. Бандаж надевают на воздуховод с отбортованными торцами. Внутреннее заполнение бандажа может быть различным. Это могут быть любые герметизирующие мастики. На химическом производстве – химически стойкая мастика. Таким образом, бандаж обеспечивает герметичность металлического воздуховода очень дешевым способом. К сожалению, само производство бандажей значительно дороже, поэтому на бытовых объектах их применять дорого.

Ниппельное или муфтовое соединение. На сегодняшний день нет никакого документа, который регламентировал бы применение ниппелей. Условно говоря, ниппель – это участок воздуховода чуть меньшего диаметра, который вставляется внутрь воздуховода, соединяя его части. Муфта – то же самое, только снаружи воздуховода.

Выпускается большое количество ниппелей. Самый дешевый из них без резинового уплотнителя, более дорогой имеет в своем составе один или два резиновых уплотнителя. И поскольку регламентирующие документы отсутствуют, то выбор ниппеля остается за монтажником. Если применяется ниппель без резинки, то обязательным условием является покрытие самого стыка герметизирующей лентой. Это может быть либо самоклеющаяся алюминиевая лента, либо различные полимерные скотчи. Насколько это практично, экономично, а главное – долговечно? Производители утверждают, что срок службы алюминиевой ленты сопоставим со сроком службы воздуховода. В большинстве случаев с этим можно согласиться, но только если воздуховод находится в теплом сухом помещении. Однако, во-первых, это не всегда так, а во-вторых, сами воздуховоды не всегда перемещают теплую сухую среду. Поэтому надо понимать, что в случае перемещения влажной, повышенной температуры среды в первую очередь будет выгорать клей и лента просто отвалится. Аналогично обстоит дело с муфтой.

Раструб. Это очень распространенный способ соединения, при котором воздуховод заходит в воздуховод. Варианта два:

  1. Сам воздуховод выполнен конусом.
  2. На концах имеются расширение или сужение для соединения.

Для вентиляции такой воздуховод не обладает нужной герметичностью. Но есть весьма актуальная область применения раструбного соединения – это устройство вытяжек с естественной тягой для котлов и каминов.

Прямоугольные воздуховоды

Широко применяются два соединения: фланец и шина.

Фланец. Соединения такие же, как и для круглых воздуховодов. Однако, если на круглом не обязательно крепить фланец к воздуховоду, то на прямоугольном мы обязаны это сделать, потому что на плоскости возможно проседание стороны и неплотное прилегание к фланцу. Вариантов крепежа много. Если воздуховод оцинкованный, самый плохой вариант – точечная сварка. К сожалению, она часто применяется, поскольку это самый дешевый и простой способ. Чем плохо – в месте точечной сварки цинк сгорает. Добросовестный производитель красит место сварки, если этого не сделать, через 2–3 года в месте сварки будет коррозия, что ослабит крепление. В результате теряется плотность воздуховода. В воздуховодах, перемещающих агрессивные среды, фланец должен крепиться заклепкой, покрытой химически стойким материалом.

На прямоугольных воздуховодах мы еще сталкиваемся с фланцем на сварных воздуховодах. Допускается крепить его на отбортовке, но при этом она не должна перекрывать отверстия фланца. Самый распространенный вариант – это приваривание фланца к воздуховоду. В случае болтового соединения – прокладка из листового или шнурового асбеста; фланцы без отверстий (приваренные) обвариваются по гребню фланца.

Шина. Для систем общеобменной вентиляции, для прямоугольных оцинкованных воздуховодов чаще всего используется шина. Из профиля, изготовленного из оцинкованной стали, делается «фланец» на весь периметр воздуховода. Обязательным элементом являются угловые вставки, которые соединяют каждую из сторон. При стороне воздуховода более 200 мм обязательно устанавливается стягивающий замок, обеспечивающий плотность соединения по всей стороне шины.

На что следует обратить внимание? Необходимо герметизировать углы. Для этих целей используются герметики, выбор которых должен учитывать агрессивность перемещаемой среды. Шина должна крепиться к торцу воздуховода с помощью саморезов, заклепок, точечной сварки или пресса (холодная сварка). Прокладки должны быть изготовлены из следующих материалов: поролона, ленточной пористой или монолитной резины толщиной 4–5 мм или полимерного мастичного жгута (ПМЖ).

Плотные воздуховоды

Очень часто возникают вопросы по «нормальным» и «плотным» воздуховодам. СНиП 41-01-2003, п. 7.11.7, определяет, что воздуховоды систем

а) класса П (плотные) – для транзитных участков систем общеобменной вентиляции и воздушного отопления при статическом давлении у вентилятора более 600 Па, для транзитных участков систем местных отсосов, кондиционирования, воздуховодов любых систем с нормируемым пределом огнестойкости, дымоходов и дымовых труб, а также систем, обслуживающих помещения категорий А и Б независимо от давления у вентилятора;

б) класса Н (нормальные) – в остальных случаях.

Также СНиП 41-01-2003 приводит таблицы допустимых потерь (подсосов), формулы для вычисления потерь в зависимости от давления.

Чем же отличаются плотные воздуховоды от нормальных? Внешних отличий практически нет. Будет ли система плотной (а следовательно, и воздуховоды), зависит от качества изготовления (плотность фальцев, герметизация шины, качество сварного стыка) и качества монтажа (герметизация стыковых соединений).

Контролем являются результаты пусконаладочных работ, которые показывают объемы утечек и подсосов или на промежуточных этапах результаты аэродинамических испытаний отдельных участков воздуховодов (стояк, магистраль).

Современное здание – предприятие, промышленный объект, частный дом – невозможно представить себе без комплекса воздушного обмена. Вентиляция является ключевым компонентом любой строительной инженерной коммуникации. Без своевременной подачи, обработки и удаления воздушных потоков крайне тяжело поддерживать оптимальный климат для технического персонала и условия для корректной работы производственного оборудования. Раскрой фасонных частей промышленной вентиляции является чрезвычайно важным этапом монтажа воздухообменного комплекса. Ряд мероприятий по изготовлению компонентов вентиляционных труб требует исключительно профессиональной подготовки и реализации.

Система промышленного воздухообмена

Краткие сведения о вентиляции

Назначение любого воздушного обмена состоит в бесперебойной подаче и обработке воздушных потоков с их последующим выведением за пределы помещения. Естественный метод проветривания едва ли годится для промышленного объекта.

Чаще всего вентилирование сопряжено с фильтрационной очисткой, а также охлаждением/нагревом воздушной массы.

Промышленная вентиляция является принудительных процессом, который возможен только благодаря специализированному климатическому оборудованию.

Известно три разновидности принудительного вентилирования:

  1. Приточное;
  2. Вытяжное;
  3. Комбинированное (приточно-вытяжная вентиляция).

Вентиляция промышленного объекта

Именно комбинированная воздухообменная схема рассматривается, как наиболее оптимальный метод организации перемещения воздуха в помещении. Приточная часть такого комплекса отвечает за доступ и обработку свежих воздушных потоков, а вытяжной компонент – за своевременное и эффективное выведение их за пределы заданной области.

Организация такой сложной системы воздухообмена включает в себя целый ряд важнейших этапов, каждый из которых является гарантией успешной реализации проекта. Одним из таких важных этапов является проектирование, в процессе которого определяются максимально подходящие данному помещению агрегаты и оборудование.

Образец проектной документации

Современная промышленная воздухообменная система невозможна без:

  1. Воздуховодов;
  2. Вентиляторов;
  3. Калориферов (приборы для воздушного обмена);
  4. Охлаждающих устройств;
  5. Приточных комплексов, отвечающих за своевременный доступ воздуха;
  6. Различных фильтров для очистки воздуха от вредных примесей и газов.

Мы не зря в самую первую очередь упомянули о воздуховодах. Если вентилятор можно определить, как «сердце» любой принудительной воздухообменной системы, то воздуховодные каналы – это «артерии», по которым в строго заданном направлении движется воздух.

Воздуховодные трубы

Назначение и особенности воздуховодов

Правильно спроектированная воздуховодная сеть является основой эффективного вентиляционного комплекса. Именно поэтому современные воздухообменные системы нуждаются в разнообразии форм и характеристик этих изделий.

Можно упомянуть, что только металлических труб для перемещения воздуха существует более 10 различных видов. Эти «артерии» должны обладать высокими показателями пожаростойкости, антикоррозийности, сопротивления кислотной среде, и т.д. Листовой металл (медь, алюминий, титановые сплавы), пластик, фиброцемент – все это материалы, из которых изготавливаются воздуховоды. Также различают круглое и прямоугольное сечения таких труб, каждое из которых имеет свои собственные индивидуальные особенности. Упомянем еще и гибкие, жесткие, а также полужесткие воздуховодные трубы. И так далее.

Пластиковый воздуховодный короб

Иными словами, выбор воздуховодных изделий зависит от пожеланий заказчика, инженерных особенностей промышленного помещения, назначения и монтажа воздухообменной сети.

Технология изготовления воздуховодных труб

Производство вентиляционных каналов и фасонных частей (читай – деталь, элемент) обязано обеспечить наивысшее качество стыковок и соединений. Это позволит нивелировать в будущем возможные потери воздушной циркуляции и более эффективно, и без существенных временных затрат осуществить монтаж воздухообменной сети. Точность производства компонентов труб зависит от правильно отлаженного автоматизированного управления приборами и станками.

Фасонные элементы системы вентиляции

Крайне важным является и квалификация специалистов; то, насколько рационально они сумеют произвести разметку, а также раскрой листового материала (рассматриваем наиболее распространенный материал – малоуглеродистую сталь) для «выкроек» фасонных частей воздуховодов. Рабочие должны обладать знаниями различных соединений элементов и деталей сети, конструктивного функционала автоматики, а также ключевых требований и к материалу, и к оборудованию, закрепленных в СНиП.

Подбор материала и способы работы

Практическая реализация раскроя начинается с этапа выбора соответствующего материала. Нужно учесть факторы насыщения, охлаждения/нагрева, жесткости ярма, вибрационных характеристик, а также целого ряда прочих эксплуатационных нюансов.

Пример компоновки фасонных компонентов

Наиболее распространенным методом обработки листового металла для раскроя элементов воздуховодной сети является газокислородная резка. Этим способом можно реализовывать:

  1. Непосредственно раскрой стали;
  2. Обрезка профильного металла;
  3. Вырезка различных косынок, фланцев, а также остальных заготовок.

Соединение фасонных компонентов между собой – сварка – также имеет ряд особенностей:

  1. Обычный (ручной) метод сварки – соединения встык, исключая припуски металла;
  2. Шовный или точечный способ предусматривает электросварочную автоматику и допускает припуски материала.

Технология шовной сварки

Фасонные элементы воздухообменной сети следует раскраивать при помощи совмещенных шаблонов. Помимо сварки, соединение их между собой в единый комплекс возможно следующими способами:

  1. Раструбы;
  2. Фланцы;
  3. Обжимные бандажи.

Все эти методы крепления элементов труб по существу мало чем отличаются между собой, однако имеют свои индивидуальные особенности. К примеру, раструбное соединение рассматривает кольцо, которое в нагретом состоянии надевается на конец воздуховода, а после остывания сваркой соединяют с трубой. Такую же процедуру осуществляют по отношению к самому воздуховодному каналу. После этого кольца при помощи сварки скрепляют между собой.

Образец расчетных инженерных таблиц

С целью предотвращения засорения, фасонные части необходимо изготавливать с плавными поворотами, согласно стандартному шаблону.

Следует учесть тот факт, что не все элементы воздуховодной сети одинаковы по износостойкости. Раскрой некоторых частей, которые попадают в такую «зону риска», нужно производить так, чтобы эти компоненты можно было в будущем заменить без угрозы всему комплексу целиком.

Наиболее трудоемкой и ответственной операцией считается разметка тройников, переходов, крестовин, и т.д. Раскрой таких сегментов вентиляции (до 900 мм) нужно выполнять согласно инвентарным совмещенным шаблонам. Детали, чей диаметр составляет свыше 900 мм, следует изготовлять, основываясь на специальных инженерных таблицах, предусматривающих разметки по координатам.

Изготовление воздуховодов

Похожие публикации