Значение и употребление падежей в русском языке. Вопрос. Категория падежа имени существительного. Основные значения падежей Значения творительного падежа с предлогом

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

  • Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

  • Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?

Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».

Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.

А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

Падежи русского языка существительных

Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Мальчик(), мяч()

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч()

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:

  • кенгуру, такси, метро, фламинго;
  • некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
  • нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
  • русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
  • сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
  • фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Изменение прилагательных

Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

О, на, в, об, при, обо

Не склоняемые по падежам прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.

Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПАДЕЖЕЙ

Основные вопросы:

2. Основные значения падежей:

А) Общие значения падежей;

Б) Разновидности значений отдельных падежей;

В) Роль предлогов в выражении падежных значений.

Традиционная грамматика выделяет 6 падежей. В полной парадигме существительного 12 падежных форм: 6 в единственном числе и 6 во множественном. Начальной (исходной) формой служит именительный падеж единственного числа. Его называют прямым. Все другие падежи называются косвенными. Именительный падеж употребляется без предлогов; предложный падеж–с предлогами; другие падежные формы могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.

Категория падежа у существительного значимая. Каждый падеж обладает определённым набором значений. Морфологически падеж выражается флексиями, сочетанием с предлогами (к сестре ), синтаксически – с помощью согласуемых слов: Доволен новым пальто (тв.п.); порядком слов: Дуб (им.п.) перерос клен (в.п.); Мать (им.п.) любит дочь (в.п). В отдельных случаях падежные формы могут различаться ударением: (руки (им.п., мн.ч.)–руки (р.п., ед.ч.).

Категория падежа – это морфолого-синтаксическая категория существительных. И для определения формы, и для определения значения падежа выясняется, к чему относится существительное или с чем соотносится (если это именительный падеж). Для определения формы падежа задаются падежные вопросы, например: встретить товарища – кого? что ? (в.п., ср.: подругу). Для определения значения падежа принимаются во внимание смысловые вопросы, которые мы задаём к членам предложения: книга (чья?) сестры – определительное значение.

Падежные значения формируются на основе синтаксических функций падежных форм и отражают те синтаксические отношения, которые существуют между существительным и тем словом или компонентом предложения, к которому существительное относится или с которым соотносится в составе предикативной основы. Поэтому общие значения падежных форм соответствуют тем значениям, которые существуют в составе словосочетаний или в составе предикативной основы. Падежные значения существительных, так же как и значение членов предложения, зависят от общекатегориального (предметного) и лексического значения самого существительного, от позиции существительного в словосочетании и предложении (входит ли существительное в предикативную основу или нет, к какой части речи относится и каково лексическое значение главного слова).

Основные синтаксические значения существительного, соответствующие категориальному предметному значению, – это значение субъекта и объекта действия. Значение грамматического субъекта – это основное значение именительного падежа: Солнце светит; Дети играют. Значение объекта действия может быть свойственно всем косвенным падежам: чтение книги, читать книгу, писать брату, наслаждаться музыкой, думать о детях. Когда падежные формы существительных выражают субъектные и объектные значения, падежные (морфологические вопросы) и функциональные (синтаксические) совпадают: чтение (чего?) книги – дополнение (объектное значение).

В составе словосочетаний существенно различаются значения присубстантивных и приглагольных падежных форм. В приглагольном употреблении падежные формы выражают объектные и обстоятельственные значения: говорить о доме (объектное значение), быть в доме (обстоятельственное). Если существительное зависит от другого существительного, то преобладают определительные отношения: крыша дома, стихи детей, волосы ежиком, ситец цветочками, платье в горошек, пальто на меху.

Общие значения падежей:

1) Субъектное.– Это значение производителя действия или носителя признака: Грачи прилетели; Солнце яркое; Прилёт грачей;

2) Объектное.- Этозначение предмета, на который направлено действие: написать письмо другу ;

3) Определительное.– (атрибутивное): Значение признаковое, характеризующее. Многие лингвисты относят к определительным значениям и значение предикативного признака. Примеры: книга брата, сестра–красавица;

4) Орудийное (инструментальное).– Значение орудия или средства действия: писать карандашом, тушью ;

5) Обстоятельственные значения.– Значения образа действия, места, времени, причины, цели: идти быстрым шагом (обр.действ.), быть в Москве (места),приходить по вечерам (времени), не прийти по болезни (причины), остановиться на ночлег (цели);

6) Комплетивное значение.– Значение, восполняющее смысл семантически недостаточного главного слова в синтаксически неделимых сочетаниях: три пальмы, много писем, обе сестры, пойти в ученики, произведён в офицеры.

Основные значения падежей

Форма именительного падежа - это исходная падежная форма слова. В этой форме имя существительное употребляется для наименования, названия лица, предмета или явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Девушка вошла в комнату; Ночь прошла незаметно; Чижа захлопнула злодейка-западня (Кр.). В этом же падеже может стоять именная часть составного сказуемого: Грушницкий - юнкер; Хорь был человек положительный (Т.). В именительном падеже стоит также главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный домик (П.). Вне синтаксической связи с предложением в именительном падеже стоит обращение: Отец, отец, оставь у грозы... (Л.); Шуми, шуми, послушное ветрило (П.).

Родительный падеж употребляется и после глаголов и после имён. Значения и синтаксическое употребление родительного падежа довольно разнообразны.

Приглагольный родительный падеж указывает на объект в ряде случаев: 1) если переходный глагол имеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 2) если действие переходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, или родительный разделительный): выпить воды, нарубить дров, съесть хлеба. Этот падеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления или боязни чего-либо: Родителей лишился он в раннем детстве (Ч.); Как ни старались мы избежать бродов, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей участи. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания, достижения: ...Желаю славы я (П.); ...Свободы хочу, независимости (Гонч.).

Приимённый родительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности - дом отца, комната сестры; отношения целого к части: коридор гостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественной оценки): фуражка защитного цвета, слезы радости, человек чести и некоторые другие.

Существительные в родительном падеже, употреблённые при сравнительной форме имён прилагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снега и т.д.

Дательный падеж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляется главным образом для обозначения лица или предмета, к которому направлено действие (дательный адресата): передать привет другу, грозить врагу, приказ войскам.

В безличных предложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытывают состояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Саше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Татьяне (П.); Моей больной все хуже становится (Т.).

Винительный падеж употребляется главным образом при глаголах. Основное его значение - выражать при переходных глаголах объект, на который действие переходит полностью: изготовить литьё, ловить карасей, сшить платье, чистить ружьё. Кроме того, винительный падеж может употребляться для выражения количества, пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и при переходных и при непереходных глаголах: Я без души лето целое всё пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его [имя] на всех путях, во всех местах, каждый день, каждый час (Г. Усп.); пройти версту, весить тонну, стоить копейку и др.

Творительный падеж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.

Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась ладонью (Л. Т.) и т.д.

Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и способа действия: Клубами чёрный дым несётся к облакам (Кр.); Кони, фыркая, вихрем летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка басом... (Н.) и др.

Приглагольный творительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Тургеневым в 1867 году.

Наконец, выделяется творительный предикативный, который используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М.В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам сделаться и химиком, и физиком, и историком, и политико-экономом, и оратором, и вдобавок ещё - пиитом (Добролюбов).

Приименный творительный падеж употребляется: 1) при именах существительных со значением орудия действия: удар ногой, чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержания действия: занятия иностранным языком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях - со значением образа действия: пение тенором; 2) при именах прилагательных для указания на область проявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.

Предложный падеж употребляется и при глаголах и при именах, но всегда только с предлогом (откуда и его название).

Приглагольный предложный падеж с предлогом о (об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставили австрийское правительство подумать о внутренних улучшениях (Черн.) и т.д.

С предлогом в (во) употребляется для указания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которого совершается действие: Баймакова озабоченно роется в большом, кованом сундуке, стоя на коленях перед ним (М. Г.); [Аянов] ...имел двенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казённый счет в институте (Гонч.); а также для указания на состояние, внешний вид. На подоконнике у неё стоял бальзамин в цвету (М. Г.); Река во всей красоте и величии, как цельное стекло, раскинулась перед ними (Г.).

С предлогом на употребляется для указания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На руках, на спине, на плечах играл каждый мускул; для указания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На селе кое-где скрипели ворота (Н. Усп.).

С предлогом при употребляется для указания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса еще зимой при дороге (Пришв.), Генерал быстро при Сабурове продиктовал несколько строк короткого приказа (Сим.).

Предложный приименный падеж употребляется при существительных (главным образом отглагольных), которые управляют предложным падежом:
с предлогом о (мысль, речь, доклад, сообщение и т.д. о чем-либо): Слух о сем происшествии в тот же день дошел до Кирила Петровича (П.); Мысль о женитьбе Николая на богатой невесте все больше и больше занимала старую графиню (Л. Т.);
с предлогом при - для указания на место: сад при институте, сестра при санатории;
с предлогом в - для указания на место, пространство, предмет: жизнь в окопах, хранение в снегу и т.д.

Название: Творительный падеж .

Наиболее типичным значением творительного падежа (приглагольного) является указание орудия или средства, при помощи которого осуществляется то или иное действие (творительный орудия): рисовать карандашом, колотить молотком, строгать рубанком или в безличных оборотах: занесло снегом, ушибло камнем, раскидало вихрем.

Основное значение творительного падежа – это орудие действия, инструмент: «писать пером». Он же может иметь значение социативного субъекта, то есть субъекта, совместно с которым совершается действие: «встречаться с другом». В специфических ситуациях творительный падеж может выступать в значении субъекта: «Лодку ветром уносит в море». Также творительный падеж может обозначать признак, который приписывается субъекту: «Он станет художником». Широко распространены обстоятельственные значения творительного падежа:
временное - читаю днями и ночами;
пространственное – плыть морем;
образа действия – повернуться боком.

В страдательных оборотах творительный падеж служит для обозначения производителя действия (творительный субъекта): войти в дверь, отворенную братом, сестрой, матерью; жить в доме, построенном отцом, дядей, товарищем и т. д.

Творительный падеж - форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д.

В некоторых случаях этот падеж служит для уточнения того или иного глагола с указанием на объект или область распространения действия: интересоваться музыкой, руководить кружком, дорожить вниманием, любоваться пейзажем.

Широко распространен и часто употребляется творительный приглагольный с обстоятельственными значениями (творительный времени, пути, пространства, способа и образа действия): выехать поздней, осенью, ждать часами, идти лугом, ехать берегом; говорить басом, дышать полной грудью.

Творительный приглагольный может также указывать на тот или иной признак (должность, положение, состояние) другого лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже: Михайлова назначили директором школы, Валерия выбрали капитаном и т. д.

Творительный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - конём, краем, женой, землёй, болотом, полем, костью, дочерью, именем, путём;
во множественном числе - конями, краями, жёнами, зем лями, болотами, полями, костями, дочерями и дочерьми, именами, путями;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - круглым, круглой, синим, синей, крепким, крепкой, лисьим, лисьей; тётиным, тётиной, отцовым, отцовой; действующим, действующей, сломанным, сломанной;
во множественном числе - круглыми, синими, крепкими, лисьими, тётиными, отцовыми, действующими, сломанными;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.

Основные значения творительного падежа - объектное и определительное; им не противопоставлена резко функция необходимого информативного восполнения, обнаруживающаяся в составе сказуемого;
субъектное значение является периферийным.
Объектное значение чаще всего конкретизируется как значение орудийное (рубить топором, махать рукой), но также и как значение объекта непосредственного и полного приложения (восхищаться музыкой, руководить коллективом, увлечён шахматами) или в сочетании с определительным значением: добиться настойчивостью, платить серебром (чем и как).

Творительный падеж сочетается с простыми: за, меж, между, над, перед, под; и производными предлогами.

Существительные склоняются, т.е. изменяются по падежам. Падеж выражает отношение существительных к другим словам в словосочетании или предложении. В русском языке различают шесть падежей, каждый из которых отвечает на определенные вопросы.

Именительный (И.) кто? что?

Родительный (Р.) кого? чего?

Дательный (Д.) кому? чему?

Винительный (В.) кого? что?

Творительный (Т.) кем? чем?

Предложный (П.) о ком? о чем?

И.п. является независимым в предложении, его называют прямым. Форма И.п. ед.ч. признается почти для всех существительных начальной. Остальные падежи называют косвенными.

Каждый падеж выражает определенные значения, которые указываются при рассмотрении того или иного падежа, употребляемого без предлога. Исключением является предложный падеж, который без предлога не употребляется.

Под падежным значением понимается смысловое отношение данного существительного (или заменяющего его слова) к другим словам в синтаксической конструкции. Наиболее общими и чаще всего встречающимися падежными значениями являются субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное.

Субъектное значение выражает отношение реально действующего предмета к определенному действию, состоянию или признаку.

Объектное значение выражает отношение предмета к действию, которое направлено на этот предмет, или к состоянию, которое распространяется на него.

Определительное значение представляет собой отношение предмета к другому предмету, действию или состоянию, характеризующее их в той или в иной степени.

Обстоятельственное значение представляет собой отношение предмета к действию или состоянию, характеризующее их со стороны обстоятельств, при которых совершается действие или имеет место состояние.

Каждый падеж выражает свою систему значений, главные из которых представлены в таблице.

Значения падежей

Значение и функции

Примеры употребления

Именительный падеж

Субъектное значение при употреблении в роли подлежащего

Пурга продержалась четыре дня (В. Поволяев)

Квалификационное — при употреблении в именном сказуемом

А та ссора это напасть , мимолетный мой порыв (В. Поволяев)

Определительное — при употреблении в качестве приложения

Сам лыжи сынишке смастерил и флюгер-самолет на крышу дома сладил (В. Астафьев)

Объектное — в пассивных конструкциях

Дело обычно оканчивалось слезами , лишь после этого директор успокаивался (В. Распутин)

Назывное — при употреблении в роли:

а) обращения

б) представления

Старший лейтенант Буров , ко мне!

(А. Кожевников)

А женщины-то! Ткачихи-то! Не бросим , кричат , прокормим... Каково , а? (С. Никитин)

Родительный падеж

При глаголах

Временное значение — указывает на дату при употреблении в роли обстоятельства времени

Конституция РФ была принята двенадцатого декабря 1993 года

Объектное — при употреблении в роли прямого дополнения после переходных глаголов с отрицанием не

Обнажались леса , роняя листья в светлые ручьи , застилали зеркала их , чтобы не видеть там отражения своей неприятной наготы (В. Астафьев)

Объектное значение — в роли косвенного дополнения после глаголов лишения, опасения, удаления типа лишить , бояться , избежишь

Объектное — в роли косвенного дополнения, когда действие глагола переходит на предмет лишь частично Предмет отрицания при словах нет , не было , не будет

Но особенно в меня верили , когда дело касалось облигаций (В. Распутин)

Надо купить цемент (весь который есть в наличии). — Надо купить цемента (часть того, что есть в наличии)

Живет он в соседней деревне , где нет десятилетки. Отца нет . А у матери , кроме него , еще трое (В. Шукшин)

При существительных

Определительное значение при указании:

а) на принадлежность какому-либо лицу или предмету

б) действующее лицо

в) признак, качество предмета; часто в сочетании с прилагательным

В указанных случаях существительные в Р.п. употребляются в роли несогласованного определения. Они часто используются при раскрытии научных понятий

Объектное — при указании

а) на объект действия при употреблении в роли дополнения; при соответствующих глаголах употребляется В.п.

б) предмет измерения при употреблении в роли косвенного дополнения

Паутина просек, дорог и высоковольтных трасс изморщинила лицо тайги (В. Астафьев)

Выступление артистов понравилось всем

Граждане РФ имеют право избирать в органы местного самоуправления Реакция окисления , теория относительности , способ вычисления

Каждый имеет право на выбор языка общения

Каждый имеет право выбирать язык общения

Установлена новая цена за тонну нефти

При прилагательных

Предмет сравнения при употреблении после сравнительной степени прилагательных в роли косвенного дополнения

Так мне было плохо , так горько и постыло! Хуже всякой болезни (В. Распутин)

При числительных

Предмет счета:

а) после числительных 2—4 и числительных, оканчивающихся на 2—4, употребляется Р.п. ед.ч.

два города , две деревни , три села , четыре улицы , двадцать четыре дома

6) после числительных 5—20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 1000, миллион, миллиард, а также после числительных, оканчивающихся на эти цифры, употребляется Р.п.мн.ч.

пять городов , двенадцать деревень , двадцать сел , сто семь домов , миллион сто тысяч жителей

Дательный падеж

При глаголах

Егор Дремов показал это письмо мне (Ивану Сухареву ) и , рассказывая свою историю , вытер глаза рукавом (А. Н. Толстой)

Субъектное — указывает на лицо, испытывающее что-либо, имеющее определенный возраст, при употреблении в роли косвенного дополнения

Настеньке оставалось только менять пластинки; К концу войны ей [девушке ] было 20 лет (С. Антонов)

При существительных

Объектное значение — указывает на адресат действия при употреблении в роли косвенного дополнения

Нашим изысканиям нужно научное обоснование (В. Петросян); Это было явное поощрение командиру (Б. Лавренев)

Определительное — указывает на назначение предмета при употреблении в роли несогласованного определения

В центре города был воздвигнут памятник героям Великой Отечественной войны

При предикативных наречиях

Субъектное — указывает на лицо, испытывающее какое-либо состояние

Ему [Егору ] было и хорошо за родительским столом и обидно (А. Н. Толстой)

Винительный падеж

При глаголах

Объектное значение — указывает на прямой объект при переходных глаголах в роли прямого дополнения

Матрос хлопнул солдата по плечу , потом вынул из кармана завернутую в бумажку печать и старательно подышал на нее (В. Авдеев)

Обозначение меры, времени и пространства

С тех пор она десять лет вела колхозное хозяйство (С. Антонов)

Творительный падеж

При глаголах

Определительное значение при употреблении в составе сказуемого

Луночка казалась ему [муравью ] огромным морем (В. Астафьев)

Обстоятельственные значения:

а) указание на место

Луша шла лесной дорогой (С. Антонов)

Вечерами проезжие шоферы бродили по избам просились переночевать (С. Антонов)

в) способ и образ действия — при употреблении в роли обстоятельства места, времени и способа действия

Забелела чешуей драночных крыш старая моя деревня (В. Белов)

Объектные значения:

а) указание на орудие действия

Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой (В. Распутин)

б) предмет восприятия, увлечения и т.д. — при употреблении в роли косвенных дополнений

Все живое на земле и леса тоже живут вечным ожиданием весны и радости (В. Астафьев)

Субъектное — при употреблении в роли косвенного дополнения в пассивных конструкциях

Мужчин в то время в деревне не осталось , и Лушу выбрали председателем ; Все переставлено , перепутано , стол застлан чужой скатертью (С. Антонов)

При существительных

Те же значения, что и при соответствующих глаголах: место, время, способ действия, предмет восприятия, субъект

объезд полем , работа днем и ночью , стройка своими силами , лечение травами , увлечение физикой.

Каждый имеет право на пользование родным языком : владение , пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно (Конституция РФ)

Предложный падеж

Объектные значения:

а) изъяснение при употреблении с предлогом о/об в роли косвенного дополнения

Свежий , напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни (Ю. Нагибин)

б) указание на транспорт или инструмент при употреблении в роли косвенного дополнения с предлогом

В этот же день Федор Бредихин на полуторке , Феня Гусева на ЗИСе ... поехали за сеном (И. Уха нов). Учительница пения пробренчала на промерзшем клубном роялишке вступление (С. Никитин)

Примечание. В отличие от прямого дополнения в В.п., который раскрывает конкретное содержание информации (помнить разговор , прочитать роман ), параллельные конструкции с предлогом о + П.п. называют только тему какого-либо мыслительного или речевого процесса (помнить о разговоре , прочитать о романе ). Конкретное содержание этих процессов не раскрывается

Обстоятельственные значения:

а) указание на место действия при употреблении с предлогами ей на

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках (Ю. Нагибин); Проглянуло солнышко и сверкает ослепительно миллионами росинок на траве , на листьях и на крышах (В. Богомолов)

б) указание на время (дату без числа — месяц, год)

Действующая Конституция РФ была принята в тысяча девятьсот девяносто третьем году, в декабре

Таким образом, самыми обобщенными падежными значениями являются субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное. Внутри каждого из указанных значений существуют более частные значения, которые связаны с тем или иным падежом. Например, обстоятельственное значение может включать указание на место, время, образ действия и т.д.

Похожие публикации